Истоки и виды бенчмаркинга

Профессиональное использование результатов бенчмаркинга приносит компании конкурентные преимущества.

Начало бенчмаркинга. Кто и зачем?

Бенчмаркинг существовал всегда! Зная определение термина «бенчмаркинг», мы можем сделать вывод, что это действительно так. Примером служит вероятная ситуация из далекого прошлого, в которой древний человек, двигая валун с острыми углами, увидел, что его соплеменнику удается катить круглый валун куда успешнее, чем ему, и он решает найти камень более подходящей формы.

Итак, как упоминалось в предыдущей статье, бенчмаркинг, как обособленный инструмент совершенствования компании, появился в семидесятых годах двадцатого века. Наиболее значимую роль в зарождении философии бенчмаркинга и его дальнейшем распространении сыграл опыт Xerox.

Корпорации Xerox оказалось по силам провести первое полноценное бенчмаркинговое исследование, результаты которого дали возможность сохранить компанию и качественно улучшить её работу. После стремительного роста в шестидесятые, Xerox оказалась не готова к высокому уровню конкуренции в следующем десятилетии, что могло бы привести к «гибели» корпорации. Однако компании удалось найти решение, которое не только спасло её, но и вывело на лидирующие позиции в отрасли.  Исследовательский аппарат, который использовала корпорация Xerox в конце двадцатого века, стал базой для бенчмаркинговых исследований сегодня.

Виды бенчмаркинга

Бенчмаркинг, как комплексное понятие, можно разделить на виды в зависимости от стороны, проводящей исследование, количества участников и информационной базы исследования. Принято выделять следующие виды бенчмаркинга:

1. Потребительский или общественный бенчмаркинг (Public domain benchmarking)

Данный вид бенчмаркинга в наибольшей степени направлен на информирование потребителя. Базой для сравнения выступают данные на выходе, такие как: стоимость товара, срок службы изделий, тариф пользования услугой. То есть, все показатели, имеющие значения для клиента. Примером потребительского бенчмаркинга является обзор и сравнение новой однотипной продукции от различных производителей в журнале.               

2. Парный бенчмаркинг или бенчмаркинг «один на один» (One-to-one benchmarking)

Именно этот вид бенчмаркинга был использован корпорацией Xerox. Основополагающий принцип парного бенчмаркинга прост: компания-организатор, желающая измениться, находит лидирующую компанию отрасли и выясняет, как ей удалось стать лидером. Затем в процессе посещений выделяются практики, с помощью которых был достигнут высокий уровень эффективности, и осваиваются компанией-организатором. При этом могут вносится изменения и дополнения.

3. Обзорный бенчмаркинг (Review benchmarking)

Обзорное бенчмаркинговое исследование – это вид бенчмаркинга, при котором собираются и сравниваются показатели эффективности работы, а также методики осуществления хозяйственной деятельности группы компаний с их последующим анализом.

Задачи, которые необходимо решить посредством проведения данного вида бенчмаркинга: определить список показателей для измерения эффективности работы и их значения для компаний-участниками; обозначить разрыв в значениях показателей между участниками исследования; определить, посредством применения каких практик были достигнуты значения показателей;  составить для каждого из участников бенчмаркинга отчет с рекомендациями по совершенствованию компании. Этот вид бенчмаркинга используется командой отраслевого портала «Логистика» - Logistics.ru в рамках проекта бенчмаркинга логистических KPI.

4. Бенчмаркинг на основе базы данных (Database benchmarking)

Этот вид бенчмаркинга является этапом, следующим после успешно проведенного однократного бенчмаркингового исследования. Как правило, сторона, осуществляющая бенчмаркинг, предоставляет доступ к онлайн базе данных уже обработанных показателей. По мере того, как новые компании участвуют в проекте, данные вносятся в базу данных, где происходит их обработка.

5. Бенчмаркинг опытной продукции (Trial benchmarking)

Следующий вид бенчмаркинга по своей сути близок к потребительскому бенчмаркингу (пункт 1). Но в данном случае исследование проводится компанией-производителем. Компания, проводящая исследование, не сообщает другим компаниям о том, что их продукция участвует в бенчмаркинге, так как полученная информация предназначена для внутреннего пользования, а отчеты не публикуются.

6. Исследовательский бенчмаркинг (Survey benchmarking)

Исследовательский бенчмаркинг также схож с потребительским бенчмаркингом (пункт 1) и бенчмаркингом опытной продукции (пункт 5). Поскольку в подобных видах бенчмаркинга анализируются выходные данные, а не сам процесс производства, потенциал принятия решений на основе результатов вышеупомянутых видов бенчмаркинга низок. Однако они могут стать стимулом для подробного исследования показателей эффективности производства.

Виды бенчмаркинга отличны друг от друга по ряду признаков. Несмотря на это, целью каждого из них остается поиск достоинств и недостатков работы компании. Для этого используется передовой опыт отрасли, и на его основе избирается путь совершенствования работы компании.

 

Антон Родькин, менеджер проекта бенчмаркинга Отраслевого портала "Логистика" - Logistics.ru 

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости