Практика внедрения планирования продаж и операций. Пример №1

Планирование продаж и операций (оригинальное название на англ. языке – Sales and Operations Planning) – это управленческий процесс систематизированного планирования объемов производства продукции и полуфабрикатов, закупок сырья, хранения, перемещений и поставок готовой продукции конечным потребителям. Шаг планирования при составлении такого плана обычно составляет 1 месяц. Горизонт - от 1-3 месяцев до 1-2 лет. Цель – наилучшее удовлетворение клиентского спроса и получение максимальной маржинальной прибыли.

Планирование продаж и операций в некотором смысле аналогично принятому в большинстве компаний годовому бюджетному планированию. Однако, идеология заложенная в процесс планирования продаж и операций, формирует совершенно новые возможности для значительно более обоснованных решений как в части всей цепи поставок, так и в области управления продажами и экономикой организации.

Значимость данного процесса настолько велика, что многие компании, вступая на путь реализации комплексного управления цепями поставок, начинают этот самый путь именно с внедрения принципов sales and operations planning, и для этого в структуре управления вводят либо новую управленческую позицию – директор по планированию цепочки поставок, либо централизуют ее в руках одного из топ-менеджеров компании. Именно такие решения среди прочих были приняты в тех компаниях, о которых рассказано в этой статье и будет рассказано в последующих. Эти компании успешно внедрили принципы и инструменты интегрированного планирования в своих цепях поставок. Одна из них – германская международная компания. Другая – российское подразделение крупного холдинга, работающего как на локальном рынке, так и на международном.

Итак, пример первый – германская международная компания.

Кратко о компании и ее исходной ситуации

Основана в Германии в 1890 году и является лидером по производству препаратов и косметики на основе натуральных ингредиентов. Работает на 18 стран мира. Два основных направления – фармацевтика и косметика.

На момент начала проекта в компании отмечались следующие особенности и сложности:

  • сильно диверсифицированный портфель продуктов
  • постоянная нехватка запасов ряда ключевых продуктов при затоваривании складов запасами
  • крайне длительный цикл поставки ключевых компонент сырья (зачастую, заказ на сырье должен быть размещен на 365 дней вперед)
  • чрезмерно высокие сроки поставки готовой продукции клиентам (более нескольких месяцев)
  • работа производства на полной мощности и отсутствие возможности для капитальных вложений в развитие мощностей

Компании требовался значительный рывок, направленный на улучшение ситуации, и было решено сконцентрироваться на следующих ключевых задачах:

  1. Оптимизация производственных маршрутов, перестройка среднесрочного и краткосрочного планирования.
  2. Настройка концепции интегрированного планирования с целью адаптации к рыночным флуктуациям, принимая во внимание различные ограничения и выстраивая оптимальные информационные потоки
  3. Создание системы раннего реагирования на рыночные изменения с целью синхронизации производства и снабжения по времени

Обозначенные задачи были выполнены в течение 3 месяцев проектных работ.

Обзор реализованных процессов и подходов

Прежде всего, работа была направлена на создание и внедрение нового кросс-функционального процесса интегрированного планирования с сильно отличающейся ролевой моделью и распределением ответственности по сравнению с ранее действующим процессом.

Новый подход подразумевал, что именно Управляющий директор отвечает за весь процесс интегрированного планирования, утверждает годовой долгосрочный план и решает конфликты между функциональными руководителями.

При этом функциональные руководители (руководители маркетинга, продаж и производства) наравне согласовывают единый долгосрочный план и встречаются ежеквартально для проработки и утверждения среднесрочного плана.

Функция объемно-календарного планирования производства на более коротком горизонте отдана централизованной группе в управляющей компании, которая создает краткосрочные планы, является их владельцем, согласует все возникающие изменения. При внесении изменений в график группа планирования основывается на ряде простых правил, позволяющих быстро принять решение о том, будет ли эффективно для компании внести то или иное изменение в уже созданный план-график производства. Такой подход является частью централизованного управления изменениями, цель которого – контроль экстренных заказов от службы продаж с точки зрения их экономической целесообразности для компании.

При этом весь процесс интегрированного планирования представлен тремя уровнями и соответствующими горизонтами:

  1. Долгосрочное планирование (год, скользящий прогноз на 3 года) требует утверждения управляющим директором (после согласования с функциональными руководителями маркетинга, продаж, производства, финансов). А в случае возникновения межфункциональных разногласий, решение принимает Управляющий директор
  2. Среднесрочное (квартальное) планирование требует утверждения директором по производству и директором по продажам
  3. Краткосрочные изменения вносятся в план только при соблюдении ряда простых правил (эвристик), которые были утверждены в момент внедрения нового процесса планирования (например, “мы не примем заказ, меньший минимального размера”, “мы можем изменить недельный производственный план ради экстренного заказа, только если этот клиент относится к категории высшего приоритета и общий объем заказа попадает в установленный для этого случая норматив или резерв мощности” и т.п.)

Для поддержки нового процесса интегрированного планирования потребовалась доработка существующих информационных систем и применение ряда новых инструментов, но принципиально новые системы внедрять не пришлось. Определение правильного процесса, ролей и адекватное распределение ответственности имело гораздо большее значение для компании, нежели внедрение новой информационной системы. Но, тем не менее, потребовалась новая функциональность и инструменты для поддержки решений в процессе планирования, включая:

  • Улучшение информационных потоков от клиентов - наличие функциональности для сбора сведений от торговых представителей об изменениях в прогнозах продаж для последующего анализа трендов и выработки адекватных прогнозов для целей планирования
  • Наличие инструментов оптимизации и имитационного моделирования - возможность составить наиболее оптимальный план с учетом различных ограничений (доступные мощности, политики по запасами и т.п.) и целей (уровень сервиса, затраты, незавершенное производство и т.п.)
  • Замена функциональности внедренной ERP-системы на специализированный инструмент планирования, ведь большинство корпоративных систем не могут учесть всех особенностей предприятий, важных с точки зрения планирования; например: управление рецептурами и специфичные для некоторых отраслей промышленности потери в производственных цепочках

Достигнутые результаты

Для оценки результатов были использованы следующие показатели эффективности:

  • Объем выпуска (рост объемов выпуска без инвестиций в дополнительные мощности)
  • Поставки в срок: доля своевременных поставок (в точном соответствии с обещанной датой)
  • Рентабельность (управляется портфелем продуктов: приоритетными являются наиболее доходные продукты)
  • Сокращение рабочего капитала (в основном – уровня запасов)

По результатам анализа показателей была зафиксирована следующая положительная динамика:

  • Повышение объема выпуска на 20% без увеличения мощностей
  • Снижение уровня запасов на 20%
  • Сокращение случаев нехватки продукции
  • Значительное увеличение доли своевременных поставок

Полученные уроки

По результатам выполнения данного и ряда других проектов мы можем дать следующие рекомендации тем специалистам и руководителям, которые задумались о внедрении единого процесса интегрированного планирования:

  1. Проектируйте такой процесс, который имеет четко обозначенного владельца и организационно закрепленное распределение ответственности между всеми участниками.
  2. Добейтесь, чтобы владение процессом и финальная точка принятия решения лежали в сфере ответственности одного из топ-менеджеров компании, имеющего необходимые полномочия в диалоге с другими функциональными руководителями.
  3. Не фокусируйтесь излишне на системах и не ждите, когда в компании появятся идеальные инструменты планирования. Внедряйте интегрированный процесс как можно раньше. Если у вас будет правильный процесс, с четким распределением ответственности, то это принесет вам больше пользы, нежели внедрение «лучшей» информационной системы по плохому процессу. Кстати, в одной из моих презентаций, названной «Высокий уровень сервиса, которого на самом деле нет», как раз приведен пример производственной компании, которая имеет в своем арсенале одно из лучших решений для планирования, но использует его только на одну четверть от внедренного функционала. При этом существенная часть проблем, обозначенных в презентации, возникает именно там, где пользователи и руководители игнорируют функционал системы, нарушая тем самым утвержденный процесс объемного планирования и приема заказов. Другая часть проблем этой компании заключается в том, что процесс планирования продаж и операций не отстроен на уровне исполнения созданных планов – полученный план продаж не является обязательным для департамента сбыта в части взаимодействия с клиентами по управлению портфелем контрактов и заказов.
  4. Но в то же время, следующим шагом внедряйте специализированные средства и инструменты, которые помогут вам принимать более качественные решения с меньшими на то усилиями.
  5. Для получения оптимального результата по всему циклу планирования в компании, свяжите планирование продаж и операций (Sales and Operations Planning, S&OP) с бизнес-планированием, финансовым планированием, планированием потребностей (продаж) и цепи поставок (ресурсов) на оперативном горизонте.
  6. Вкладывайте больше усилий в долгосрочное планирование (данные по рынку, тренды, вывод новых продуктов).
  7. Определите ответственность отделов продаж, маркетинга и др. за точность прогнозирования и планирования. Создайте соответствующую систему мотивирования.

Опыт показывает, что результаты внедрения интегрированного планирования становятся заметны уже в первые месяцы после начала эксплуатации нового процесса, а общий срок возврата инвестиций составляет от 4 до 12 месяцев.

В следующей статье я расскажу об аналогичном проекте в одном из подразделений (5 заводов) крупного производственного холдинга России.

Ссылки на дополнительную информацию:

 

Шматалюк Антон Евгеньевич

Исполнительный директор SCM Engineering

Управляющий партнер Smart Person

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости