Логистический рынок России в ожидании

14 октября в центральном офисе «Интерфакса» в Москве состоялся круглый стол «Российский логистический рынок в условиях новых экономических реалий», организованный агентством «Лонгмедиа». Представители компаний - лидеров рынка, обменялись мнениями о текущей ситуации в отрасли.

Эксперты сошлись во мнении, что рынок складской логистики находится в состоянии ожидания. «Некоторые крупные логистические провайдеры продолжают активный рост, что подтверждается сообщениями о сделках аренды и строительства новых складов, - сказала Полина Винокурова, директор по маркетингу логистической компании «Молком». - В то же время есть те, кто уже ощутил на себе действие экономической рецессии: увеличилась доля свободных складских площадей (в основном, на Севере и Юго-Востоке Московского региона) с 2-3% в начале года до 4-5% по итогам 9 месяцев 2014-го. Из заявленных к вводу 1,5 млн кв. м складов класса «А», по прогнозам аналитиков, к концу этого года девелоперы сдадут около 1 млн кв. м (850 тыс.кв.м уже введено)».

фото

Елена Печникова, директор по развитию бизнеса Itella в России, оценила рынок складской логистики через призму индустрий, к которым относятся клиенты компании, заинтересованные в складских площадях класса «А». Так, в сегментах фармацевтики, автозапчастей, DIY пока не происходит изменений, связанных с замедлением импорта. Не чувствуется спад и в секторе «бытовая электроника». Но есть тревожные сигналы: средний чек падает, хотя трафик в магазинах не уменьшается. Также, несмотря на востребованность услуг e-commerce в сегменте fashion, кризис сказывается на самой отрасли: по данным клиентов компании, не все магазины, планируемые к запуску, были открыты.

фото

Основными драйверами логистического рынка эксперты называют ритейл и интернет-магазины. Поэтому развитие логистической отрасли будет зависеть, в том числе, от динамики показателей розничной торговли.
Как отметила Полина Винокурова, несмотря на существенный рост курса доллара и евро, а также вывод на рынок нескольких крупных логистических комплексов, девелоперы продолжают удерживать арендные ставки на уровне начала года - 110-130 USD за кв м. в зависимости от направления. По мнению Елены Печниковой, в дальнейшем ставки будут падать.
Общим пожеланием складских операторов остается переход на расчеты в рубли. «Нескольким логистическим компаниям, по их собственным заявлениям, удалось подписать договоры с новыми арендаторами в рублях. Однако условия этих соглашений гораздо жестче валютных (процент индексации, объем гарантированных платежей)», - сказала Полина Винокурова.
В итоге эксперты отметили, что ситуация на рынке складской логистики далека от драматичной. Рынок «замер» в ожидании продолжения развития политической и экономической ситуации. «Мы наблюдаем тенденцию снижения объемов рынка, но наши склады заполнены, конец года должен быть довольно неплохим», - подчеркнула Елена Печникова.
Обсуждая ситуацию на рынке экспресс-доставки, участники круглого стола единогласно заявили о том, что e-commerce по-прежнему задает тон отрасли. «Основным драйвером рынка экспресс-доставки остается интернет-торговля. И хотя сегмент электронной коммерции в России демонстрирует замедление темпов роста с 25-30% до 12-15%, наши прогнозы достаточно оптимистичны», - отметил Леонид Зондберг, коммерческий директор DPD в России и СНГ.

фото

Количество B2C клиентов в портфелях операторов стремительно растет, стимулируя их к расширению спектра оказываемых услуг. «Работа на рынке электронной коммерции требует от экспресс-перевозчиков новых компетенций. В их обиход вошли такие новые понятия, как примерка, возврат, частичная доставка, наложенный платеж. Большое внимание уделяется повышению профессионализма курьеров, которые могут оснащаться современными гаджетами со специальными программами», - сказал генеральный директор компании СДЭК Леонид Гольдорт.

фото

Леонид Зондберг заявил, что российский рынок обладает хорошим потенциалом для роста, по сравнению с европейским: «В нашей стране практически не существует логистики возвратов, которая обеспечивает до 50% выручки европейских операторов экспресс-доставки. В итоге возврат приходится осуществлять через отделения «Почты России», что значительно осложняет жизнь конечного потребителя». Российский рынок отличается от европейского организацией доставки на «последней миле»: «Например, в Германии за сутки курьер успевает развезти заказы примерно 100 адресатам, в России же 25 доставок является очень хорошим показателем. Это обусловлено тем, что, в отличие от европейского, российский курьер ожидает окончания примерки, принимает наложенный платеж, оформляет возврат товара».
Эксперты сошлись во мнении, что в сегодня важное значение приобретает ценовая политика экспресс-операторов, особенно на региональных рынках. «Для региональных компаний, наиболее чувствительных к стоимости услуг экспресс-перевозчиков, эффективным инструментом становятся индустриальные решения и спецпредложения», - заявил Леонид Зондберг.
Леонид Гольдорт рассказал о необходимости расширения присутствия экспресс-операторов в регионах и о франчайзинговой модели, которая помогает решить эту задачу: «Ключевыми потребностями e-commerce сегодня являются низкая стоимость доставки и широта географии присутствия экспресс-оператора. По нашему опыту, эффективным инструментом в достижении этих целей может стать франчайзинговая модель. Франчайзи напрямую заинтересованы в развитии бизнеса благодаря тем возможностям, которые мы им предоставляем. Несмотря на риски, среди которых, например, потеря управляемости, мы успешно используем данную модель в текущей экономической ситуации. Доля франчайзи в нашем бизнесе сейчас составляет 23%, в ближайшие три года планируем довести ее до 50%».
Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло рассказал о ситуации в сфере таможенного оформления грузов: «Одних лишь таможенных брокеров по запросу в поисковых системах насчитывается около 10 тысяч, хотя только порядка 600 компаний включены в Единый реестр таможенных представителей ФТС России и имеют должную профессиональную и юридическую подготовку для оказания услуг по таможенному оформлению».

фото

«Понимание совместных сложностей (обе стороны процесса находятся в одинаково жестких рыночных реалиях), выстраивание паритетных отношений, правильная оценка рисков – все это станет плацдармом для начала процедуры оздоровления отрасли», - подытожил эксперт.
Модератором круглого стола выступил Денис Семенкин, заместитель председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава.

фото

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости