Как наладить логистику альтернативного канала поставок продуктов из Китая в условиях действия санкций

В связи с введением в России специальных экономических мер, наложен запрет на поставки продуктов из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады, Норвегии. Как наладить логистику альтернативного канала поставок продуктов, овощей и фруктов из Азии? Александр Паснов, исполнительный директор компании Simple Logistic, ответил на вопросы Отраслевого портала «Логистика» - Logistics.ru.

  • Как изменилась логистика поставок продуктов?

В связи со сложившейся ситуацией, связанной с санкциями, наиболее востребованным маршрутом доставки продуктов, овощей и фруктов из Китая стал путь через таможенный переход Забайкальск с таможенным оформлением и дальнейшей перевозкой в машинах,  контейнерах или в вагонах по всей территории России.

Схема работы компании по предоставлению комплексной услуги поставки овощей и фруктов из Китая через Забайкальск на практически все регионы России выглядит следующим образом.

Сначала осуществляется перевозка из регионов Китая до складов в Маньчжурии как с обычными, так и с любыми необходимыми температурными режимами. Там партнеры компании осуществляют перегрузку, хранение, консолидацию грузов.

Далее грузы перевозятся машинами на территорию СВХ в Забайкальске. Там производится таможенное оформление и машины отправляются по территории России.

Клиентам, которым нужна низкая стоимость доставки, и для которых сроки не являются критичными, предлагается перевозка в контейнерах по «короткому морю» через Владивосток. Дальше, если требуется оперативность, груз перегружается во Владивостоке в обычные рефрижераторные машины и отправляется по России. Либо перегружается на железную дорогу или отправляется в контейнерах, в зависимости от целей и бюджета клиента.

По сути, это индивидуальный подход в зависимости от задач, бюджета и сроков, которые необходимо соблюсти. 

  • В чем заключаются основные потребности клиентов сейчас?

Сейчас клиенты в связи с ситуацией, связанной с санкциями Европы и Америки, просят найти поставщиков овощей и фруктов в Азии, либо говорят,  где находятся их грузоотправители, какие нужны машины и просят посчитать стоимость логистики и таможенного оформления.

  • Каковы ваши действия в первом и во втором случаях?

В первом случае у нас имеются налаженные связи с поставщиками самых востребованных продуктов и овощей всех товарных категорий в Китае, которые в России находятся в группе риска. Советуем и сводим клиента с поставщиком в зависимости от потребностей, предпочтений и требований к продукции, чтобы клиент мог сам напрямую общаться, подписывать контракты и начинать совместную работу.

Клиентам, у которых уже есть поставщики, требуется только организовать перевозку и таможенное оформление.

Таким образом, компания решает любую задачу, начиная от нахождения поставщика и подбора определенных продуктов в определенном регионе, и до организации качественной транспортировки, перегрузки и контроля над перевозкой и оформлением всех документов.

Необходимо отметить, что не все российские машины имеют доступ на территорию Маньчжурии - туда допускаются только лицензированные перевозчики. Чтобы не было повторной перегрузки, российские лицензированные перевозчики едут с рефрижераторным полуприцепом на территорию Китая. На складе в Маньчжурии загружается полуприцеп, который едет до СВХ в Забайкальске и проходит таможенное оформление. После этого полуприцеп с растаможенным грузом перецепляется к российскому тягачу и дальше едет по территории России. Таким образом, производится всего лишь одна загрузка в Маньчжурии в российский полуприцеп, чтобы избежать дополнительных перегрузок и, соответственно, порчи продуктов при перевозке.

Процесс работы с клиентом выглядит следующим образом:

Постановка задачи. Вы говорите что, откуда и куда необходимо перевезти.

Предложение вариантов. Мы предлагаем оптимальные варианты перевозки.

Согласование условий. Согласование и заключение договора ТЭО.

Перевозка. Подбор/загрузка, перевозка, таможенное оформление, доставка до двери по всей России.

  • Как вы решаете вопросы таможенного оформления?

Мы работаем с партнером - экономическим оператором. Это интересно, когда осуществляется таможенное оформление стабильных объемов перевозок. Заранее подается определенное количество деклараций, в которых условно указывается, сколько планируется ввезти определенной продукции и требуется только ежемесячно подавать уточнения к декларации и рассчитываться с таможней. Это упрощает и ускоряет как  сроки таможенного оформления, так и самой перевозки.

  • Принцип экономического оператора работает только тогда, когда достаточно большие и стабильные объемы перевозок?

Да, когда примерно понятно, сколько того или иного товара с определенным кодом ТНВЭД проедет за месяц. Как я уже говорил, сведения о том, что от конкретного клиента поедет определенный объем под конкретным кодом по определенной стоимости, подаются на таможню заранее. Впоследствии данные можно скорректировать, как в большую, так и в меньшую сторону. В этом случае, машина, заехавшая на СВХ, по сути, уже оформлена. Просто проставляются печати и штампы в документах. На этом процедура таможенного оформления завершается. То есть, процедура, по сути, пройдена еще до прибытия машины на СВХ.

  • Кто ваши типичные клиенты? К вам уже идут запросы и заказы? Вы уже начали с ними работать?

Да, начинаем работать. Клиенты разные. Активно обращаются регионы: Нижний Новгород, Юг России, Сибирь (Красноярск, Екатеринбург) – как компании, занимающиеся оптовыми поставками овощей и фруктов, так и закупочные объединения.

  • Откуда у вас опыт работы в китайском направлении?

Компания уже давно  возит через Забайкальск китайские башенные краны в количестве 7-10 машин в день. Далее также организуется перевозка в любые регионы России. 

  • Какая связь между перевозками кранов и овощной темой?

У компании уже имеются надежные партнеры и стабильные объемы. Знаем людей, общаемся и работаем с ними.

За все время работы мы неоднократно меняли разных перевозчиков и специалистов по таможенному оформлению. Сейчас уже выработана рабочая схема, позволяющая нам и нашим клиентам активно работать и развиваться.

  • Как вы решили проблему разницы во времени?

Разница во времени с Забайкальском составляет 6 часов. Клиенты часто сталкиваются с тем, что из-за существенной разницы во времени имеет место значительная задержка в таможенном оформлении и перевозке. Когда в Москве только начинают работать, в Забайкальске рабочий день уже заканчивается.

Некоторые сотрудники компании в Москве начинают работу раньше, чем остальные, чтобы успеть сделать необходимую работу, требующую координацию с Азией, пока совпадает время работы. Все менеджеры и сотрудники компании имеют мобильные телефоны и ноутбуки, на которых они доступны круглосуточно семь дней в неделю для оперативного решения вопросов. Поэтому мы всегда на связи, и все заявки и вопросы клиентов решаем максимально оперативно.

  • Какие критерии оценки качества логистики обычно используют заказчики по овощной тематике? Температурный режим, соблюдение сроков? Что еще?

В основном, сроки перевозки и температурный режим. Сильно влияет качество перегрузки.

В целом, клиенты везут по-разному. Ведь у них разные фрукты, требования, разная стоимость.

Одним важна минимальная стоимость перевозки при максимальном объеме загрузки. Мы соблюдаем такие требования, грузим максимально по объему к допустимому весу. Но мы также обращаем вникание клиента на то, что могут быть проблемы. Например, часто капусту везут в мешках, заполняя до потолка весь грузовой объем кузова транспортного средства. При этом не обращается внимание на то, что капуста в нижних мешках может помяться и испортиться, стать некондиционной.

Другим клиентам, наоборот, важно сохранить целостность упаковки, потому что продукты в ней ждут в магазинах и ресторанах. Важно, чтобы на всех этапах перевозки сохранился внешний вид упаковки и качество продукта. Поэтому особое внимание уделяется тому, чтобы был соблюден температурный режим, не была повреждена упаковка, правильно осуществлена погрузка и нанесена маркировка, чтобы не было проблем на таможне и во время приемки у получателя.

  • Какие еще последствия введения санкций вы можете привести?

В связи со сложившейся ситуацией с санкциями, перевозчики, работавшие с рефрижераторным подвижным составом в Европе, активно предлагают свои услуги на Востоке, в том числе, в Забайкальске. С Европы машины отправляются на Восток, и возят с Востока на Центральную Россию.

Но скоро ситуация поменяется. У китайцев, начиная с сентября-октября, начнется сезон (по ноябрь). В это время на Россию идут большие объемы, и каждый год повторяется проблема нехватки транспортных средств.

В сезон ставки на транспорт сильно меняются, перевозчики необоснованно их сильно поднимают, не хотят ехать дешевле.

Единственный выход из этой ситуации — клиентам, планирующим начать активно возить продукты из Азии, желательно заранее просчитать маршруты, согласовать и подписать договора и контракты с перевозчиками под определенные объемы с тем, чтобы ставка в пиковый сезон не менялась, машины ездили по оговоренной ставке, а не уходили на более дорогие маршруты.

  • То есть договорную работу желательно завершить как можно быстрее?

Да, желательно сделать это как можно быстрее, потому что даже без учета ситуации с санкциями, как я уже отмечал, начиная с сентября-октября начнется высокий сезон, который вызовет дефицит транспорта - количество транспортных средств, которые могут ездить по короткому плечу «Маньчжурия-Забайкальск», ограничено.

  • Какие еще советы дадите? На что обратить внимание клиентам?

На качество поставщиков товаров. Тщательно проверять поставщиков услуг по Китаю и Забайкальску. Там много скрытых нюансов.

Например, многие китайские перевозчики ездят по плечу «Маньчжурия-Забайкальск» за наличные. Их ставки будут ниже средних рыночных цен на 100-300 долларов. Таможня в Забайкальске знает эту практику. Если она запросит документы, подтверждающие перевозку у таких неблагонадежных перевозчиков, то они ничего не смогут предоставить. В конечном итоге, груз просто станет на таможне, его дальше не пропустят.

Такая же ситуация и по Китаю. Большинство китайских перевозчиков также не дают документов по Китаю. Возникает аналогичная проблема с подтверждением таможенной стоимости, как в Забайкальске. Груз стоит, подтвердить нечем.

Эти вопросы надо решить заранее.

Это также касается оформления экспортной документации с Китая. Китайцы не особенно щепетильны в вопросах оформления документов. Они считают, что это не совсем важно. По их мнению, если это неважно для них, то должно быть неважным и для нас. В то же время российская таможня достаточно сильно придирается к документации, особенно в части экспортных документов.

  • Как клиенты узнают о вас?

Клиентам, занимающимися овощами и фруктами, рассылаем информацию о том, что предоставляем такую услугу. В ближайшее время для привлечения клиентов планируем запустить обзвон клиентов сотрудниками колл-центра. Также сделали специальный сайт product-china.ru, который также привлекает клиентов.

  • На вашем сайте приведены три варианта доставки: срочная (очень быстро), быстрая и с минимальным бюджетом. Как вы реализовываете каждый из них?

Вариант 1. Очень быстро (срочная доставка) – это авиаперевозка в РФ. Срок - 1-3 дня. Данная услуга актуальна для замороженных, свежих и скоропортящихся продуктов. Для этой услуги характерны забор груза от грузоотправителя, довоз до аэропорта, оформление всех необходимых документов, в том числе экспортных, и отправка на территорию Российской Федерации. Если аэропорт прилета - Москва и Санкт-Петербург, то никаких трудностей нет. Если получатели находятся в регионах, то грузы отправляются из аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга, либо авиатранзитом по всей России, либо машинами или рефрижераторным подвижным составом, в зависимости от критичности сроков и бюджетов клиентов.

Вариант 2. Быстрая доставка (когда важен бюджет) – это автомобильные и железнодорожные перевозки через Забайкальск в рефрижераторах. Срок - 12-20 дней. Как я уже отмечал, срок перевозки зависит от местонахождения отправителя. От северных районов Китая груз до Маньчжурии обычно доходит за 2-3 дня, 1-2 дня занимает перевозка по маршруту «Маньчжурия-Забайкальск». Дальше уже перевозка по России в зависимости от маршрута. Например, до Москвы машина может доехать за 12-14 дней. В итоге, общий срок доставки получается от 15 дней от северной части Китая до Москвы.

Вариант 3. Доставка с минимальным бюджетом – это морская перевозка из Азии в реф. контейнерах в порты РФ (Санкт-Петербург, Новороссийск, Владивосток) и Балтии (Рига, Клайпеда, Котка, Таллин). Срок - 45-50 дней.

  • Каковы типичные проблемы клиентов, связанные с поставками продуктов? Как решаете эти проблемы? Что делается, чтобы этих проблем не было?

Действительно, клиенты, начинающие работать или уже работающие в направлении  поставок продуктов, фруктов и овощей из Китая, сталкиваются  со следующими типичными проблемами:

  • нарушение сроков загрузки и доставки;
  • дополнительные расходы, скрытые ранее;
  • невозможность дозвониться и получить информацию о грузе;
  • нежелание экспедитора гибко решать проблемы клиента;
  • подача старого, ненадежного транспорта и контейнеров.

Рассмотрим подробно предлагаемые решения этих проблем.

Проблема 1. Нарушение сроков загрузки и доставки. Последствия - финансовые потери при отсутствии товара на складе.

Чтобы избежать этой проблемы, в первую очередь, выбирайте надежных партнеров по Китаю, которые смогут выполнить свои обещания по подаче необходимых транспортных средств, контролю над документами при загрузке, соблюдению сроков дальнейшей перевозки.

Компания использует электронную систему, отслеживающую каждый этап перевозки. Это позволяет предоставлять информацию в электронном виде, исключив, или минимизировав влияние человеческого фактора.

  • Эта система с доступом через интернет-сайт?

Эта система используется для online контроля над перевозками пока для собственных нужд. Но в ближайшее время планируется обеспечить доступ к системе и клиентам, чтобы они могли заходить и видеть, где находятся их грузы.

Проблема 2. Дополнительные расходы, скрытые ранее. Последствия - трудности с финансовым планированием.

Поскольку мы уже достаточно долго и плотно работаем с этим маршрутом и направлением, то знаем всю цепочку, на каком этапе и какие могут возникнуть риски и дополнительные расходы. Поэтому принимаем превентивные меры, предупреждаем о них клиентов. Из-за этого дополнительные расходы возникают редко.

Проблема 3. Невозможно дозвониться и получить информацию о грузе. Следствие - трата времени и нервов.

  • Речь идет об информировании?

Да. Экспедиторы часто сталкиваются с проблемой, что невозможно дозвониться до перевозчиков по Европе или Азии, в том числе и до линий. То, что много людей находится не на связи, наверное, является спецификой рынка - они либо в разъездах, либо есть проблемы со связью, либо просто не отвечают.

Со всеми поставщиками, с которыми компания работает уже в течение долгого времени, схема работы уже отработана. Информацию всегда получаем оперативно. Наши поставщики разговаривают на нескольких языках. Соответственно, у нас нет проблем с языковым барьером.

Проблема 4. Нежелание экспедитора гибко решать проблемы клиента. Следствие - большие дополнительные расходы при появлении проблем с оформлением и перевозкой.

Мы уже рассматривали пример того, откуда могут возникнуть проблемы с таможенным оформлением. Напомню, что китайские водители могут ездить по маршруту «Маньчжурия-Забайкальский» за наличные деньги. Когда  груз приезжает на таможню, она просит подтверждающие документы, а их просто нет, либо неправильно оформлены. Часто клиенты звонят, просят решить указанную проблему на этом участке, потому что груз стоит, его надо оформить и отправить. Если бы это был груз в коробках, то он может долго лежать. Но обычно там скоропортящийся товар, зачастую требующего температурного режима, поэтому надо выпускать достаточно быстро. Мы помогаем в решении этих проблем, даем инструкции перевозчикам, китайцам, с которыми работает клиент. То, что он работает не с нами, а с другим перевозчиком (надеемся, что после таких случаев, уже бывшим), не является основанием для отказа помощи клиенту в решении проблем с предыдущим перевозчиком, также решаем вопросы с неправильным оформлением транспортных и экспортных документов.

Еще пример. Когда на склад в Маньчжурии пришел груз, российская таможня попросила провести предварительный осмотр и предъявить фотографии этого осмотра. Представитель склада в Маньчжурии заявил, что он по закону не может этого сделать, так как мы не можем вскрыть ящики без отправителя. А он находится достаточно далеко в Китае,  и также не был заинтересован ехать и присутствовать при осмотре.

  • Фотографии делаются во время погрузки товара на транспортное средство?

Да, их должны были сделать в процессе погрузки еще на заводе отправителя. Но их не сделали. Конечно же, это была проблема клиента и отправителя, поскольку он об этом договаривался. Дальше, соответственно, груз не может оформиться, возникают дополнительные расходы за простой, так как груз стоит на складе в Маньчжурии и его надо оформлять, а российская таможня просит фотографии, которые не могут сделать без отправителя.

  • Как была решена проблема?

Завезли груз на СВХ на территории России. По заявлению СВХ оформили предварительный осмотр. И в течение нескольких часов, после того, как машины зашли на СВХ, все необходимые фотографии были сделаны и отправлены на таможню.

Конечно, бывают проблемы различного рода. Мы знаем, как их решать. Решаем и помогаем клиентам. Хотя, по сути, это не наши проблемы, а, в данном случае, клиента и отправителя. Тем не менее, наша задача — помочь клиенту и выпустить его груз как можно быстрее. Поэтому в таких проблемных ситуациях мы принимаем активное участие.

Проблема 5. Подача старого, ненадежного транспорта и контейнеров. Следствие - риски с сохранностью груза во время перевозки.

Это также относится к выбору поставщиков. Мы не работаем с поставщиками, с которыми будут связаны риски подачи ненадежного транспорта, или разбитых контейнеров и прицепов, которые не смогут ехать на дальние расстояния. Поэтому такие проблем не возникает. В Китае много компаний, предлагающих стоимость услуги ниже рынка, но подающих старые контейнера и транспортные средства. Потом начинаются проблемы - машина не доехала, сломалась, или отвалилось колесо. Отсюда вытекают  дополнительные расходы. Изначально могут подать разбитый контейнер, а это никто не проконтролировал. Потом за порчу контейнера клиенту могут выставить неустойку.

Таким образом, на первый взгляд, вначале вроде предлагают подешевле. По факту, в итоге, для клиента получается дороже, потому что изначально со стороны китайцев была корыстная идея заработать на чем-то другом.

Основные факторы, влияющие на решение клиентов работать с компанией:

Квалифицированные сотрудники. Опытные специалисты решают ваши задачи в режиме 24/7.

Гарантия качества услуг. При неудовлетворенности качеством услуг - вернем наше вознаграждение.

Прозрачная цена. Наша экономика открыта для клиентов

Белая бухгалтерия. У вас не будет проблем с налоговыми, таможенными органами и валютным контролем

Рассмотрим подробнее.

Фактор 1. Квалифицированные сотрудники. Опытные специалисты решают задачи клиентов в режиме 24/7.

  • Расскажите о сотрудниках. Почему они опытные? Откуда у них квалификация? Как они решают круглые сутки задачи клиентов?

Сотрудники компании — это люди с опытом работы в логистике. Компания постоянно отправляет людей на тренинги, различного рода обучение, в том числе на сертификационное.

Для того, чтобы они постоянно находились на связи, у всех имеется доступ к почте, ко всем необходимым системам для работы с мобильных устройств, ноутбуков, телефонов. Поэтому сотрудники всегда на почте, используют ноутбуки. Если есть необходимость созвониться по скайпу, провести видеоконференцию, обменяться документами, то все это происходит online, в любое время и в любой день. При этом не важно, где находятся сотрудники - они могут быть в разъездах, в заграничных командировках, - могут решать задачи удаленно, с любого места. Современные технологии позволяют нам так работать.

Фактор 2. Гарантия качества услуг. При неудовлетворенности качеством услуг - вернем наше вознаграждение.

Для клиентов важно, чтобы груз был доставлен вовремя, перевозка соответствовала заявленному, заранее оговоренному бюджету, сервис, оказываемый в процессе перевозки, соответствовал ожиданиям. Важно также, чтобы сотрудники компании всегда были на связи, оперативно решали вопросы, чтобы не было проблем, которые мы ранее уже обсуждали: дополнительных расходов, подачи старого транспорта, что экспедитор или перевозчик не может документально подтвердить перевозку.

Компания практикует такой сервис - если новым клиентам не понравились услуги, которые им были оказаны, то возвращаем им наше вознаграждение, если это произошло по вине компании, даже если услуги выполнили в срок и при оговоренном бюджете.

  • Вы отдаете свои деньги обратно за вычетом затрат и расходов, которые были понесены перевозчиком? Были такие случаи?

Да, конечно были.

  • Приведите пример, в каких случаях это возникает? Что там случилось, вина была ваша?

Приведу пример, в котором отчасти была наша вина. На одном из участков маршрута мы не до конца проконтролировали правильность оформления транспортных документов. Это стало причиной возникновения дополнительного расхода. Мы взяли этот расход на себя – погасили его, и вернули клиенту наше вознаграждение.

  • Что это дало? Он  стал вашим постоянным клиентом или все равно ушел?

Мы и сейчас работаем с этим клиентом.

  • То есть получается, что это своего рода политика завоевания лояльности клиентов.

Да. Мы же оказываем услуги. Пример телевизионной рекламы - если дезодорант вам не понравился, вернем вам деньги. Мы тоже считаем, что если мы оказываем услуги и оказываем их некачественно - за что, собственно, нам платить?

  • Сколько таких случаев было в течение последнего года?

Такие случаи возникают редко. Но при их возникновении случаев, мы в индивидуальном порядке решаем вопросы. В 2014 году таких случаев было всего два.

Фактор 3. Прозрачная цена. Наша экономика открыта для клиентов.

  • Показываете клиентам свои фактические расходы и затраты?

Да, показываем клиентам возмещение всех расходов и наше вознаграждение, которое получаем за перевозку.

Фактор 4. Белая бухгалтерия. У вас не будет проблем с налоговыми, таможенными органами и валютным контролем.

Мы работаем с клиентами и поставщиками исключительно с белой, прозрачной бухгалтерией. Мы - компания с открытой и белой бухгалтерией, платим налоги, предъявляем все необходимые документы для таможенных органов и для бухгалтерий клиентов. Все это заранее обсуждается в зависимости от требований клиента. Компания намерена работать долго и честно. Поэтому требование прозрачности для нас, клиентов, налоговых и таможенных органов - это один из главных пунктов.

 

Ырысбек Ташбаев, редактор | Отраслевой портал "Логистика" – Logistics.ru | +7 916 685-1016 | yrysbek.tashbaev@gmail.com

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости