Крупные корпорации ищут спасение от таможенного коллапса в Петербурге

Несколько крупных компаний, в том числе, Bosch/ Siemens, Heineken Brewery, OTIS и «Лента», попросили руководителя рабочей группы Штаба по снижению административных барьеров при правительстве Санкт-Петербурга Эльгиза Качаева обратиться в Федеральную таможенную службу (ФТС) «с пожеланием не проводить дальнейшие сокращения штатной численности, а по возможности ее увеличить», поскольку компании надеются на рост товарооборота.

В такой чрезвычайно вежливой форме компании хотят побудить ФТС остановить начавшееся сокращение штатов таможенных постов Санкт-Петербургской таможни, из-за которого, как они выяснили, в последнее время начали возникать задержки в оформлении грузов, что приводит, по их словам, «к повышению издержек, простою автотранспорта, порче продуктов, требующих особых условий хранения».

Сокращают лучших

Сокращение штатов происходит согласно приказу Санкт-Петербургской таможни от 16.05.2014 №552, который предписывает уволить 39 служащих. Причем, не из состава административных служб, а рядовых инспекторов пяти таможенных постов, оформляющих таможенные декларации на экспортные и импортные грузы. Как следует из приказа Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) от 16.05.2014 №321, высвобождаемые инспекторы необходимы для «обеспечения функционирования нового пассажирского терминала в международном аэропорту Пулково». Согласно этому приказу, перераспределение служащих вступило в силу 27 июля.

Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) обращают внимание, что уменьшены штаты наиболее эффективно работающих таможенных постов. Таможенная статистика показывает, что уволены служащие постов, которые занимают лидирующие позиции по числу таможенных деклараций, ежедневно оформляемых в среднем одним инспектором. В занимающем первое место Шушарском посту сокращены 22% госслужащих (10 человек из 46), в Южном (второе место) – 11% (11 человек из 72), в Северном (третье место) – 21% (5 человек из 24), в Белоостровском (четвертое место) – 18% (6 человек из 34), в Гатчинском (шестое место) – 30% (7 из 23). Нечто похожее произошло и на Балтийской таможне – самый эффективный, Янинский, пост потерял 6 инспекторов, потери Парголовского поста еще большие – 9 человек.

«Вызывает недоумение, что сокращению подверглись наиболее востребованные бизнесом таможенные посты, - говорит руководитель СПб отделения Американской торговой палаты (АТП) Мария Чернобровкина. – Казалось бы, их следует, наоборот, расширять, увеличивать им штаты инспекторов».

По информации НП «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес» (Гильдия «Гермес»), Санкт-Петербургская таможня готовит приказ об очередном сокращении еще 24 инспекторов таможенных постов. Получить официальный комментарий от таможни пока не удалось.

Анализ кадровых перестановок показывает одну закономерность – сокращены штаты только сухопутных таможенных постов на территории Петербурга. Морские посты, входящие в структуру Балтийской таможни, наоборот получили пополнение. Есть только одно исключение – штат сухопутного Пушкинского поста увеличен на 6 человек. Этот пост расположен на территории терминала ЗАО «Логистика-Терминал» (входит в состав НКК, GlobalPorts).

Издержки вырастут

Поскольку условия работы на петербургской таможне изменятся, может увеличиться поток клиентов в приграничных таможенных постах, расположенных вблизи государственных границ России на территории СЗФО - Выборгской, Псковской, Себежской, считают эксперты.

Вообще говоря, усиление позиций приграничных таможенных терминалов – целенаправленная политика ФТС. Она сформулирована в «Концепции таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ», которая предусматривает постепенный перенос оформления ближе к границам. Однако не все участники рынка поддерживают такое решение.

По расчетам советника таможенной практики консалтинговой компании Ernst&Young в Санкт-Петербурге Дмитрия Майорова, из-за перетока грузов на приграничные таможни общий рост расходов грузовладельцев на таможенное оформление своих товаров (включая терминальные расходы) составит в среднем примерно 70%.

В два с половиной раза вырастут расходы на содержание курьерской службы, доставляющей на терминалы документы на каждую партию грузов - поскольку расстояние от Петербурга, где располагаются офисы грузовладельцев, до приграничных терминалов, большие. По этой же причине вырастет плата за нахождение грузовиков на терминалах – поскольку придется гораздо дольше ждать, пока курьер привезет из офиса грузовладельца очередную бумагу, запрашиваемую таможней, или результаты лабораторных исследований образцов товара, подлежащего фитосанитарному или ветеринарному контролю.

Увеличатся и терминальные сборы – они и сейчас у пограничных терминалов выше, чем в Петербурге, более чем в полтора раза. При этом качество услуг (в том числе, скорость обработки грузов) ухудшится – как неизбежное следствие ослабевшей конкуренции и в целом более низкой квалификации таможенных инспекторов на удаленных от Петербурга постах, считает сопредседатель комитета по таможни и транспорту Американской торговой палаты Юрий Ковалев.

Вопреки декларациям

«Объявленная властями ставка на импортозамещение предполагает снижение издержек российских производителей. У нас себестоимость производства очень высокая – выше, чем в Восточной Европе и уже многих азиатских странах. Но подобные инициативы ее только увеличивают, - недоумевает Мария Чернобровкина. – Если так пойдет и дальше, то скоро станет не выгодно производить даже для внутреннего рынка».

Сокращение штатов на петербургской таможне произошло летом, когда грузопотоки обычно падают (сезонный фактор). В этом году добавились российские продовольственные санкции, еще больше уменьшившие импорт. Все это пока нивелирует эффект таможенных сокращений, считают эксперты. Но начинается осень, когда грузопотоки, как правило, вырастают. Поставщики импортных продуктов начинают заключать контракты с лояльными к России странами. В результате импорт постепенно восстанавливается - а значит, и нагрузка на таможенные посты. По информации Гильдии «Гермес», очереди на «сокращенных» петербургских терминалах уже заметно возросли.

Как сообщили в Штабе, в ближайшее время губернатор Георгий Полтавченко направит обращение в ФТС с просьбой дать разъяснения о снижении штатной численности на некоторых таможенных постах Санкт-Петербургской таможни.

 

Владимир Грязневич

Читать полностью: http://top.rbc.ru/spb_sz/05/09/2014/947265.shtml

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости