В Тульском центре управления местной работой Московской магистрали впервые на сети железных дорог внедрена автоматизированная система, позволяющая оперативно решать проблему сверхнормативного простоя вагонов.
На Тульском отделении МЖД в 2005 году погрузка возросла по сравнению с 2004 годом на 9,8%, выгрузка - почти на 5%. Как считают специалисты отделения, произошло это в том числе потому, что здесь научились контролировать перепростой вагонов в ожидании подачи, под грузовыми операциями и перед отправлением.
По словам старшего диспетчера отдела перевозок ЦУМР Тульского отделения Александра Шевкопляса, это стало возможным благодаря системе управления "ОНИКС", внедренной около года назад.
Схема работы выглядит следующим образом: приемосдатчики на каждой станции фиксируют прибывшие вагоны и производимые с ними операции. Эту информацию вводят в специальную базу данных, и она в режиме реального времени передается в диспетчерской центр в Туле.
"На плазменной панели - электронной карте отделения - разными цветами выделяются станции с перепростаивающими вагонами. Синим - в ожидании подачи, красным - под грузовыми операциями, желтым - в ожидании отправления. Здесь же показано количество подвижного состава. "Кликнув" на интересующую станцию, можно получить список перепростаивающих вагонов. А выбрав подвижную единицу, получить справку о времени прибытия и завершения погрузки, клиенте, номенклатуре, проводимых операциях и многом другом", - объяснила диспетчер Вероника Кудинова.
Если вагон стоит больше положенного времени, диспетчер связывается со станцией и выясняет причины. Он же определяет способ устранения заминки: переговоры с клиентом, начальником станции или другими заинтересованными лицами.
Вечером формируется отчет за день в форме таблицы. В нем фиксируется время от прибытия до подачи вагона, его нахождения под грузовой операцией и от вывода до отправления. Показатели сравниваются с нормативными, которые устанавливает дорога. Анализ этой информации позволяет выявить причины перепростоев и устранить их.
Благодаря использованию системы в 2005 году удалось снизить простой на 1,3 часа. Показатели по простою местного вагона на некоторых станциях отделения за год уменьшились до 20 часов. "Это неплохой результат с учетом того, что система только начала работать", - говорит Александр Шевкопляс.
Еще одна возможность системы "ОНИКС" - контроль передвижения вывозных локомотивов. Диспетчер в режиме реального времени видит на табло, на какой станции или перегоне находятся локомотивы и какую работу выполняют.
Тула
***
СПРАВКА
Центр управления местной работой на Тульском отделении, был создан в 2003 году одним из первых не только на Московской магистрали, но и на сети железных дорог России. Центр оснастили автоматизированными системами управления: АСОУП, ДИСПАРК, ЭТРАН, ГИД "Урал-ВНИИЖТ" и "ОСКАР-М".
В число первоочередных задач центра вошли развоз местного груза, обеспечение порожним составом под погрузку, контроль простоя вагонов на станциях. Позже добавились управление вывозными и маневровыми локомотивами. Для выполнения этой работы в рамках ЦУМР создали два линейных района: Узловской и Тульский, базирующихся на опорных сортировочных станциях Узловая-1 и Плеханово. Они управляют работой 62 станций отделения, которые обслуживают более 800 предприятий и фирм.
Сейчас центры управления местной работой действуют в составе всех семи отделений Московской железной дороги.