Интервью Руководителя Федерального агентства по геодезии и картографии Минтранса России Александра Бородко газете «Транспорт России» № 48 от 2 декабря 2005 г.

Более половины географических карт России устарели или нуждаются в обновлении. Такие тревожные данные были озвучены на недавнем заседании правительства. А между тем, развитие экономики государства немыслимо без карты: будь то прокладка новой транспортной магистрали, трубопровода, предотвращение или ликвидация чрезвычайных ситуаций. Собственно, и в повседневной жизни без них не обойтись. Собираемся ли мы в командировку в незнакомый город, или уезжаем в лес, по ягоды-грибы, на охоту-рыбалку – первым делом озаботимся поиском точной карты местности. Насколько та продукция, которой мы пользуемся, соответствует современным требованиям? Об этом и многом другом специальному корреспонденту газеты «Транспорт России» рассказал руководитель Федерального агентства по геодезии и картографии Минтранса России Александр Бородко.

- Александр Викторович, есть ли жесткие нормы, которые определяют время жизни карты?

- Безусловно. Карты живут десятилетия для граждан и дни для профессионалов. Правительство своим постановлением определило нормы старения карт, сроки их обновления. По этим нормам карты городов и населенных пунктов должны обновляться раз в один - три года, площадные карты - каждые три - пять лет. Правда, в некоторых местах допускается обновление карт один раз в 10-15 лет - это территории низкой хозяйственной активности.

Быстрее всего устаревают карты Москвы или Московской области. А где-нибудь в солнечном Забайкалье они живут гораздо дольше. Существуют нормы плотности пунктов и поддержания в актуальном состоянии топографических карт, утвержденные правительством. Данные нормы мы не соблюдаем.

- Создание карты - дорогое удовольствие?

- В основном законе - Конституции, записано, что геодезия и картография принадлежит государству (ст. 71 Конституции). Если обратиться к истории, то Петр I в 1700 году приказал сделать чертеж земли Сибирской, и этот чертеж сделал купец Ремизов. Он зарисовал земли от Тобольска чуть ли не до Новосибирска. Иными словами создал рисованные карты. Сейчас этот познавательный атлас издан. Он больше напоминает картину художника, настолько филигранно и красиво выписана каждая деталь. В последующем изменялась техника, создавались новые методы: от рисунка до точного с метрической точки зрения чертежа. В свое время советская картографическая школа была лучшей в мире.

Сейчас широко используется метод космической съемки. Разрешение снимков хорошее: до трех метров. Но нельзя просто взять снимок, дешифровать его - и опубликовать как карту. Весь этот квадрат надо пройти. Лист карты-километровки - квадрат со стороной 40 километров. То есть, чтобы создать только один лист, надо пешком пройти 1600 квадратных километров. Потому что даже самая хорошая дешифровка не дает полной ясности: что это - большая лужа после дождя или запруда, дорога или ирригационный канал. Такая работа по силам только государству.

Но мы получаем из бюджета для проведения этих работ треть суммы от необходимой.

- Что мешает самостоятельно зарабатывать?

- Ведомственные барьеры. В Роскартографии накопилось огромное количество фондов. Это фонды картографо-геодезических, топографических материалов. Около 50 миллионов единиц хранения. Такие фонды существуют и в других министерствах и ведомствах. Но, к сожалению, получить их для государственных или коммерческих нужд материалы очень сложно. Мешает ведомственная разобщенность, несогласованность. Мы сейчас пытаемся привести законодательную базу в соответствие с требованием времени.

- Востребована ли продукция российских картографов при подготовке важных экономических решений. Можно ли говорить об экономическом эффекте подобных работ?

- К нам обращались из Минэкономразвития, когда готовили проектно-экономическое обоснование по прокладке нефтяной трубы в районе озера Байкал. Наши специалисты дали объективную информацию. Надеюсь, это поможет выбрать оптимальный маршрут для строительства трубопровода, без ущерба для экологии сибирской жемчужины.

Отрадно и другое. В последние годы на высоком государственном уровне есть понимание, что ту же чрезвычайную ситуацию легче предупредить, чем ликвидировать. Вспомним затопление Ленска, наводнения на Северном Кавказе, в Сибири. Последствия могли быть значительно меньшими, если бы моделировали возможные природные катаклизмы.

-Насколько эффективно используются для обновления карт возможности космоса?

- Мы сильно отстанем в вопросах использования космической информации, а также использовании навигационных систем, систем позиционирования. Нет банков данных, которыми может пользоваться любой потребитель по запросу информации по местности того или иного региона. Мешает излишняя засекреченность.

Сейчас мы пользуемся оптико-электронными данными, которые сбрасываются с импортных спутников. Мы покупаем информацию за рубежом. И это обходится в два раза дороже, чем если бы мы использовали возможности отечественной космонавтики. Нам как воздух, необходим собственный спутник, заказчиком которого стало бы Министерство транспорта.

Надеемся, те работы, которые идут по развертыванию нашей отечественной системы глобального позиционирования, улучшат положение.

- Можем ли надеяться, что в скором времени отечественный транспорт будет оснащаться собственными электронными цифровыми картами, а не полулегальным контрафактом?

- Над этим нам еще предстоит много поработать. Ведь потери государства из-за засилья на рынке контрафактной картографической продукции исчисляются миллионами рублей. С этим нельзя мириться.

- Как вы относитесь к инициативе некоторых ученых - вернуть географическим объектам в Северном Ледовитом океане первоначальные названия, которые были изменены после 1917 года. Какой правовой акт регулирует решения о смене того или иного названия?

- Сложный вопрос. Здесь главное – не наломать дров. Порядок переименования и всю правовую процедуру присвоения новых наименований географическим объектам регулирует Федеральный закон от 18 декабря 1997 года. Помните, какая вакханалия творилась в начале 90-х? Не секрет, что часто решения о названиях городов принимались келейно в угоду идеологии. И всегда без учета мнения населения. Чтобы этого избежать, и был разработан и принят специальный закон. Сегодня никто, даже сам президент, не может просто так переименовать населенный пункт, гору, пролив, вообще любой географический объект.
Если вести речь о Северном Ледовитом океане, то приоритет России в исследовании северных морей неоспорим. По традиции открытым объектам давали имена членов царской фамилии, путешественников, исследовавших эти земли. Так, остров Малый Таймыр до революции назывался островом Цесаревича Алексея. Его переименовали после революции. "Таймыр" и "Вайгач" - названия гидрографических судов, которые в 1914-1915 годах за два сезона прошли весь Северный морской путь. А ведь это по тем временам настоящий научный подвиг! Командовал экспедицией капитан второго ранга Борис Вилькицкий. Вообще говоря, отец и сын Вилькицкие - известные полярные исследователи. Тогда на картах и появились названия: остров Андрея Вилькицкого, пролив Бориса Вилькицкого. Постепенно имя из названия выпало, и осталось просто: остров Вилькицкого, пролив Вилькицкого и тому подобное... А это создает путаницу. Да, такие объекты, безусловно, надо переименовывать. Лично мое мнение как ученого и как человека - надо возвращать исторические названия. А с точки зрения руководителя нельзя торопиться, нельзя проводить очередную кампанию. Исторические имена должны возвращаться, но не скопом. Все-таки надо смотреть, какое название, что за собой это потянет, какие расходы... Нужно очень разумно подходить к переименованию, нормализации или присвоению названий. Например, всем объектам, в названии которых есть фамилия Вилькицкие, надо присвоить еще и имя - чтобы не было путаницы.

- Трудно ли было вернуть острову Расторгуева в Карском море имя адмирала Колчака?

- Этот вопрос решался два с половиной года. С инициативой выступили двадцать общественных организаций, их поддержала Академия наук, Министерство обороны официально было за переименование. Но среди положительных решений было три отрицательных: от Института военной истории, Центрального научно-исследовательского института геодезии и картографии и Военной коллегии Верховного суда. Смысл возражений очень простой: определением военного суда Забайкальского военного округа от 26 января 1999 года адмирал Колчак был признан не подлежащим реабилитации как военный диктатор. Главная военная прокуратура, в которую мы обратились с просьбой рассмотреть возможность реабилитировать адмирала, не нашла оснований для постановки вопроса об опротестовании решения суда. Сложный вопрос. Ведь как гидрограф Колчак состоялся намного раньше, чем как военный диктатор. И его научные заслуги неоспоримы. И вот тогда мы собрали комиссию и поставили вопрос на голосование. Большинством голосов было принято решение вернуть историческое название. В Карском море вновь есть остров имени адмирала Александра Васильевича Колчака - выдающегося ученого, знаменитого исследователя Севера и "Верховного правителя Российского государства", военного диктатора, не подлежащего реабилитации.

- Вышел в свет первый том «Национального атласа России». В чем особенности этого уникального проекта?

- За всю историю российского государства это первый подобный опыт. Хотя подобные издания есть в большинстве стран. Так 12-томный национальный атлас Швеции выдержал не одно переиздание. Но наш получился лучше зарубежных аналогов. Об этом говорили зарубежные коллеги на представительном форуме - Франкфуртской книжной ярмарке, где собирается цвет мирового книгоиздания. Это фундаментальный труд. Главная задача отечественного атласа - дать максимально полное представление о стране, ее истории, культуре, природе и экономике. Работа над “Национальным атласом” началась еще в середине 90-х годов. Было желание выпустить 10-томное издание. Однако из-за проблем с финансированием пришлось ограничиться четырехтомником. В первый том вошли общие сведения о стране, карты регионов и крупных городов. Второй том содержит информацию о климате, экологии, природных ресурсах, третий и четвертый - об истории, культуре и населении России. Первый том атласа издан небольшим по меркам нашей страны трехтысячным тиражом. Большая его часть направлена в библиотеки и школы. В свободную продажу поступили считанные экземпляры. Надеемся, электронная версия атласа, которая будет размещена в Интернете, поможет широкому кругу пользователей.

- Мне довелось участвовать в работе российско-китайско-монгольской комиссии по демаркации границы на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Еще задолго до обсуждения проблемы спорных островов, картографы предупреждали: если не принять срочных мер по укреплению береговой линии по Амуру и Аргуни, впоследствии могут возникнуть проблемы с соседями.

- В свое время наши специалисты докладывали об этой проблеме, но из-за непринятия мер, реки изменили русло. В итоге острова отошли к соседям. Иными словами, государственная политика в области геодезии и картографии должна быть последовательной и целенаправленной.

Александр ДАВИДЮК

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости