Якубовский и ВТБ могут вложить 50 млрд руб в центры логистики в Подмосковье - Комментарии экспертов Logistics.ru

17.07.2014
yakubovskiy.jpg

Адвокат Дмитрий Якубовский совместно с ВТБ собирается вложить почти 50 миллиардов рублей в строительство двух логистических центров в Московской области: оба проекта недавно внесены в московскую программу развития транспортного комплекса до 2020 года, пишет газета РБК daily в четверг. Читайте также комментарии экспертов отраслевого портала "Логистика" - Logistics.ru.

Как уточняет издание, инвесторы также планируют возвести недалеко от своих терминалов социальное жилье. Реализовывать проекты будет ООО "Компания Сити Лэнд Групп" (СЛГ), рассказал изданию источник в СЛГ и подтвердил заместитель председателя совета директоров ООО "Став Якоби".

"Якубовский контролирует примерно 61% СЛГ, ВТБ — напрямую и через "дочку" "Галс-Девелопмент" — более 27%. Миноритарными совладельцами СЛГ являются бывший префект Северного административного округа Олег Митволь и бизнесмен Александр Пономарев", - пишет газета.

Издание сообщает, что терминально-логистические центры (ТЛЦ) займут примерно 700 гектаров возле железнодорожных станций Ступино и Можайск. Планируемая мощность, подтвержденная техническими условиями РЖД, составит до 12 миллионов тонн продукции в год.

Как выяснила газета, проекты обоих ТЛЦ уже внесены в московскую подпрограмму "Терминально-логистические центры" (часть "Программы развития транспортного комплекса московского региона на период до 2020 года", принятой в декабре 2013 года Минтрансом).

Издание уточняет, что создание "Ступино СЛГ" и "Можайск СЛГ" фигурируют в целевой части этой подпрограммы, совокупные расходы на центры — 49 миллиардов рублей (21 миллиард и 28 миллиардов рублей соответственно). В 2015 году инвестор потратит на "Ступино СЛГ" 6 миллиардов рублей, в 2016 году — еще 6 миллиардов рублей, в 2017 году — 8,8 миллиардов рублей. Основной объем инвестиций в "Можайск СЛГ" запланирован на 2015 год — 12,3 миллиарда рублей, в 2016 году должно быть вложено еще 6 миллиардов рублей, в 2017 году — 8,8 миллиарда рублей. Все средства — внебюджетные, пишет газета.

РИА Новости

 

Комментарии экспертов Отраслевого портала "Логистика" - Logistics.ru 

 

Константин Малюгин

Константин Малюгин, руководитель отдела маркетинга и развития ГК "Континент": "Строительство крупных логистических центров, тем более под эгидой таких серьезных инвесторов, заставляет задуматься.
Возможно, под прикрытием "Программы развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года" мы увидим усиление централизации транспортной логистики ближе к Москве. 
Какие будут последствия - сложно предположить. На мой взгляд, это повлияет на логистические центры, расположенные за пределами Московской области, приближенные к границе. На рынок санкт-петербургской логистики, вплотную связанный с морскими портами, открытие ТЛК, если и повлияет, то вряд ли серьезно." 

 

Игорь Ребельский 

Игорь Ребельский, Генеральный директор Компании V.I.G. Trans: "Безусловно, строительство ТЛЦ - очень интересный и выгодный проект, большой шаг вперед на пути к развитию транспортной инфраструктуры в России.
Транспортный узел может стать связующим звеном с Европой. Можайск - очень удобное направление, интересное и выгодное для европейских грузов. В современных реалиях, это актуально и перспективно для любого вида транспорта. Кроме того, логистические операции, которые позволит совершать ТЛЦ (перегрузы, загрузки, выгрузки и т.д.), смогут ускорить и удешевить всю логистику груза.
Здесь есть еще один важный и положительный момент: в рамках той программы, которую собираются реализовать, помимо ТЛЦ, планируется строительство большого количества малоэтажного жилья. По расчетам проект достаточно глобален - заявленного объема жилья хватит, чтобы расселить около 800 тыс. человек, что фактически равняется количеству населения Ярославля.
Вопрос, на мой взгляд, здесь лишь в том, чтобы стратегия развития была правильной. Чтобы цели и задачи заключались в разгрузке транспортной составляющей Москвы и региона, а не просто заработать. Важно чтобы все было лояльно с точки зрения финансовой составляющей, открыто и прозрачно, доступно для игроков транспортного рынка. Нужно, чтобы этот проект не был ориентированным только под РЖД. Ведь, как известно, между Якубовским и РЖД заключен так называемый условный договор о том, что РЖД обязуется наполнить ТЛЦ грузопотоком. То есть получается, что это априори рентабельный проект.
Еще один вопрос для меня - это реализуемость и сроки. Планируют построить к 2017 году, еще 2-3 года, чтобы ввести в эксплуатацию и еще потребуется время на доработки.
Как бы не случилось так, что вложили деньги, начали строительство, а потом это все, как часто у нас в стране бывает, просто стоит.
В любом случае, если не акцентировать внимание на риски, строительство ТЛЦ в Можайске и Ступино - очень значимый проект, как с социальной точки зрения, так и с позиции развития логистической инфраструктуры. Таких центров России очень не хватает, что препятствует сокращению расходов и сроков движения грузов, оптимизации всей цепочки поставки."

 

Андрей Дуранин

Андрей Дуранин, директор по развитию, ООО "РБ лоджистикс": "На сегодня спрос и предложение на рынке складской недвижимости в достаточной мере сбалансированы, по некоторым направлениям предложения даже превышают спрос.
Текущая потребность рынка закрыта. Основной объем строительства ведется под конкретные проекты, в основном, это так называемые проекты built-to-suit.
При этом крупные логистические парки обладают земельным резервом и коммунальными мощностями под строительство дополнительных площадей в случае возникновения потребностей.
Дополнительно нужно отметить, что макроэкономическая и политическая ситуация не дает поводов предполагать значительного экономического роста как на короткой перспективе, так и на горизонте планирования 3-5 лет.
В таких условиях ввод в эксплуатацию значительных складских площадей при отсутствии стратегических якорных арендаторов связан с риском долгого поиска арендаторов. В целом такая ситуация создаст предпосылки для снижения арендных ставок на рынке и увеличит срок окупаемости нового объекта."

 

Алябьев Антон

Антон Алябьев, директор отдела складских и индустриальных помещений CBRE: "Параметры проекта являются очень серьезными и могут существенно повлиять на состояние рынка складской недвижимости в регионе. Достаточно отметить, что в его рамках к существующему предложению могут добавиться еще порядка 20-25%. Партнерство с РЖД предполагает достаточно сильную потенциальную рыночную власть нового игрока, который может перетянуть на себя существенную часть текущих потоков грузов. С другой стороны, конкуренция на рынке складской недвижимости сейчас становится все более острой, а к моменту окончания реализации проекта уровень насыщенности рынка ожидается весьма высоким. Соответственно, в случае недостаточного качества вновь вводимых площадей даже такой проект может иметь сложности с окупаемостью, либо она будет очень сильно зависеть от действий партнера со стороны государства."

 

Максим Андреев

Максим Андреев, директор по бизнес-приложениям компании КРОК: "Логистическая инфраструктура вокруг Москвы далека от совершенства, и такие серьезные инвестиции стоит только приветствовать. Момент для строительства выбран удачный – пока экономика в рецессии, можно с меньшими издержками создать транспортно-логистическую сеть. Это позволит в будущем получить новые конкурентные преимущества перед площадками в московском регионе. За успешную реализацию проекта, видимо, переживать не нужно, учитывая то, что его финансирует государственный ВТБ при поддержке администрации Московской области. 
Сложившаяся политическая ситуация вокруг России и налагаемые санкции сейчас имеют весьма интересный эффект – из-за того, что держать активы за рубежом небезопасно, будут больше инвестировать в России. В результате в ближайшее время можно ожидать еще нескольких аналогичных логистических проектов."

 

Дмитрий Герастовский 

Дмитрий Герастовский, директор департамента складской недвижимости S.A. Ricci: "Ступино и Можайск - достаточно удаленные районы. Пока мы видим лишь некоторые успешные примеры освоения таких расстояний (в частности, в Ступино) производственными компаниями. Для логистики же в настоящее время более актуальны расстояния до 40 км. Скорее всего, в данные парки в ближайшие пару лет можно будет привлечь очень немногочисленное количество клиентов. Поэтому данный объем инвестиций, скорее всего, не может быть освоен эффективно в ближайшей перспективе."

 

Максим Толстобров

Максим Толстобров, операционный директор Компании СДЭК: "Сегодня спрос на складские площади превышает предложение. Но, если количество предложений будет увеличиваться, то, в конечном счете, это может привести к свободным площадям и снижению арендной ставки. В любом случае, желание строить много качественных складских площадей приветствуется не только Компанией СДЭК, но и всем рынком!"

 

Дарья Фалина

Дарья Фалина, коммерческий директор FM Fresh (подразделение FM Logistic): "Данные инвестиции и строительство еще раз подтверждают, что на российском рынке до сих пор есть огромные спрос на складские комплексы. Так же это является хорошим подспорьем для "Программы развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года". На это указывают места расположения складских комплексов, в хорошей доступности к "бетонке" (А108). Правда есть опасения, что может возникнуть высокая конкуренция на рынке людских ресурсов, так как в Ступинском районе уже существует немало комплексов, как складских, так и производственных. Если посмотреть аналитику по заработным платам по Московскому региону, то в данном районе они самые высокие для производственного персонала."

 

Комментарии собрал:

Ырысбек Ташбаев | Редактор | Отраслевой портал "Логистика" – Logistics.ru | +7 916 685-1016 | development@logistics.ru | Linkedin | Facebook | Twitter | Google+ | ВКонтакте | Одноклассники | Новости