В лодке с таможней

Начальник главного управления федеральных таможенных доходов ГТК России Эльчин САФАРОВ рассказал газете "Время новостей" о том, каким образом планируется увеличить сбор таможенных платежей

- На только что закончившемся III Всероссийском совещании таможенных органов руководство ГТК объявило том, что нынешнее плановое задание может быть превышено на 150 млрд руб. и достичь впечатляющей цифры - 1 трлн руб. Как человек, который непосредственно отвечает за доходы внутри таможни, вы можете сказать, за счет чего произойдет такой рост? - В законе о бюджете на 2004 год нам утверждена контрольная цифра - 852 млрд руб. Ориентиром служат макроэкономические показатели, которые утверждает МЭРТ и Минфин вместе с нашими специалистами. Сегодня быстро растет импорт: прогноз на 2004 год около 65 млрд долл. - это и средневзвешенная ставка на экспорт, на нефть, в частности, это курс доллара к рублю. По структуре импорта видно, из каких товарных групп состоят таможенные платежи. При этом есть резерв, который мы могли бы задействовать. В первую очередь надо эффективно использовать правоохранительную работу. Имея четкое таможенное законодательство, по сути, руководствуясь напрямую новым Таможенным кодексом, мы можем идти по принципу: плати налоги и спи спокойно. Мы наладили работу непосредственно с крупными компаниями-операторами на рынке. Мы ведем с ними диалог, получили доступ к их информации и можем теперь иметь более четкое представление о реальной таможенной стоимости товаров. То, что крупные операторы больше не занижают таможенную стоимость, позволяет нам стабилизировать платежи.

- Ваше руководство в последнее время заявляет в качестве приоритета содействие внешней торговле. Другими словами, некая либерализация таможенного администрирования должна приносить прибыль в казну.

- Содействие внешней торговле, как ни парадоксально это звучит с фискальной точки зрения, ведет к увеличению сборов. Важно, чтобы современные таможенные технологии коснулись наиболее налогоемких товарных групп. Это легковые автомобили, электроника, парфюмерия, мясные продукты. По этим товарным группам в нынешнем году мы планируем повысить эффективность сборов на 15%. Прежде всего за счет сокращения времени оформления документов. Сегодня почти 98% товаров оформляется максимум за три дня, а бывает и за три-пять часов. Растет оборот - растут и сборы.

Кроме того, ГТК нынче идет навстречу крупному бизнесу. Мы знаем, что из 70-80 тыс. фирм, которые занимаются ввозом и вывозом товаров, лишь 2 тыс. являются реальными плательщиками таможенных налогов. На их долю приходится 75% всех таможенных платежей. Именно с ними нам непосредственно приходится работать. На рынке по тем или иным товарным группам сформировались свои операторы. Так, по алкогольной группе товаров, которая дает 59% общих поступлений от подакцизных товаров, в 2003 году по сравнению с 2002-м объем ввоза вырос на 39% и составил 810 млн долл. Сколько компаний этим занимается? Триста. Но только 18-20 из них контролируют 65% рынка. Для тех фирм, которые доминируют на рынке, мы упрощаем процедуру, при этом не теряя контроля. Поставщик же экономит время и быстрее платит в бюджет.

- Что вы можете сказать по поводу дешевых магазинов, таких как "Арбат Престиж", к примеру?

- У нас "Арбат Престиж" как налоговый плательщик нигде не проходит, хотя компания контролирует 50% этого рынка. Наша работа как раз и состоит в том, чтобы понять, какую схему логистики данная компания использует и какова полнота уплаты налога. В этом году мы приняли довольно любопытный документ - информационное письмо, в котором содержалась вся детализация по парфюмерии: какие марки бывают, каковы ценовые параметры, в каких странах и т.п. Эта информация существенно облегчает работу таможенника, позволяет единообразно оформлять аналогичные товары на всей территории страны.

- Вы говорите, что работаете по особым правилам с самыми крупными поставщиками. А "маленьких" вы что, дискриминируете?

- Мы открыты для всех компаний. Маленькие компании ведь очень разные. Если компания совершила две-три сделки и ее бизнес на этом закончен, то она не заинтересована в диалоге с нами. А есть маленькие компании, которые занимаются поставками какого-то эксклюзивного товара. У них есть своя ниша, например какой-то определенный вид шотландского виски. Таким компаниям мы тоже стараемся упростить процедуру оформления. Создавая условия для одной, мы создаем прецедент для всех подобных компаний. Наши технологии не индивидуальны, они направлены на тех, кто открыто и достоверно хочет декларировать товар. Если маленькая компания так работает, она тоже может сесть в эту лодку.

- У вас есть приоритеты внутри товарных групп?

- Сегодня мы пошли по такому пути: смотрим, что формирует бюджет, что является основой платежей. Какие товарные группы являются донорами бюджета. Вот на них-то и делаем ставку. Мировая практика показывает, что если эффект составляет 0, 01%, то на это нет смысла тратить силы, время, энергию. В 2004 году мы планируем полностью рассмотреть вопросы биржевого рынка. У нас там не так много товарных групп, но они важные. По экспорту это нефть, драгоценные металлы, цветные металлы. По импорту - прежде всего сахар, хлопок.

Сейчас мы изучаем практику наших коллег из Венгрии, где есть хороший опыт контактов, к примеру с союзом производителей цветочной продукции Голландии, которая контролирует 44% мирового производства. Суть этой технологии заключается в том, что в определенном режиме передается вся ценовая информация по тому или иному контракту, той или иной машине, которая везет товар. Это позволяет пресекать занижение стоимости. Ведь только за 2003 год общий объем поставок цветов составил 110 млн долл. Работа с этой группой товаров даст увеличение поступлений в бюджет процентов на 15.

- Бывает так, что вы рассчитывали на один из видов товаров, а он по какой-то причине "просел", не принес достаточных сборов, за счет чего вы тогда добираете доходы? И как отслеживаете ход дел?

- У нас есть оперативный ежедневный мониторинг. Могу похвастаться: такой системы нет ни у одного фискального органа. У наших коллег есть пятидневка или десятидневка. У нас каждый день на учете. В среднем за месяц без выходных получается 21-23 дня. Мы намечаем, какой процесс оформления должен быть в эти дни, чтобы получить цифры, запланированные в бюджете. Если мы видим какое-то отклонение от графика, начинаем разбираться. Допустим, в Дальневосточном округе образовался минус. Что случилось? Река замерзла, порт закрыт, стихийное бедствие? Таможенники в центральном аппарате знают и учитывают все праздники сопредельных стран, потому что от этого зависит товарооборот. Новый год в Китае отмечают в начале февраля - значит, товарооборота нет. И налогов нет. Или в Северо-Западном округе замерзает Балтика - тоже отклонение. Эта система ежедневного мониторинга позволяет не только эффективно контролировать доходы, но и влиять на ситуацию. Мы успеваем сбалансировать бюджет, предвидя те или иные отклонения.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости