УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА

Все виды деятельности

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ ПО ИТОГАМ НАЛОГОВОГО И ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДОВ

Организация зарегистрирована 15 августа 2003 года. С этой же даты организация получила право на применение упрощенной системы налогообложения. В пункте 4 ст. 346(13) НК РФ сказано, что доход организации по итогам налогового (отчетного) периода на должен превышать 15 млн. руб. Пункт 2 ст. 55 НК РФ определяет, что для вновь созданных организаций первым налоговым периодом является период со дня создания до конца данного года.

Верно ли, что в данном случае налоговым периодом для организации является период с 15 августа 2003 года до 31 декабря 2003 года и что в данный период времени выручка организации может составить сумму до 15 млн. руб., чтобы остаться на упрощенной системе налогообложения в 2004 году?

В соответствии с п. 1 ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Согласно ст. 346(19) НК РФ для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Если организация была создана после начала календарного года, то первым налоговым периодом для нее согласно п. 2 ст. 55 НК РФ является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

Таким образом, в данном случае первым налоговым периодом для организации является период с 15 августа 2003 года по 31 декабря 2003 года, а первым отчетным периодом - 9 месяцев 2003 года.

Согласно п. 4 ст. 346(13) НК РФ если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

Следовательно, у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, возникает обязанность по соблюдению ограничений по размеру дохода от реализации и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов не только по итогам налогового, но и по итогам отчетного периода.

При соблюдении ограничения, установленного п. 4 ст. 346(13) НК РФ, необходимо иметь в виду, что данное ограничение установлено не на выручку от реализации, а на весь полученный доход, определяемый в соответствии со ст. 346(15) НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346(15) НК РФ организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Следовательно, в тех случаях, когда в этих статьях есть ссылки на другие статьи главы 25 НК РФ, они должны применяться, если не противоречат другим положениям главы 26(2) НК РФ.

В частности, ссылка в п. 2 ст. 249 НК РФ, касающаяся метода признания в целях налогообложения, поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, применяются только относительно ст. 273 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346(15) НК РФ при определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. При этом пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) только налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.

С учетом положений статей 273 и 346(17) НК РФ установлено, что датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Следовательно, полученная предварительная оплата (авансы) в счет отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) у данной категории налогоплательщиков также включаются в состав объекта налогообложения в отчетном (налоговом) периоде их получения.

Таким образом, при определении в целях соблюдения ограничения дохода, установленного п. 4 ст. 346(13) НК РФ, по итогам как налогового, так и отчетного периодов налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, и полученную предварительную оплату (авансы) в счет отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 21-09/67485 от 04.12.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Л. Я. Сосихиной.

***

ПБОЮЛ

УЧЕТ СУММ АВАНСА, ПОЛУЧЕННОГО В ПЕРИОД ПРИМЕНЕНИЯ ОБЩЕГО РЕЖИМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В 2003 году индивидуальным предпринимателем, применявшим общий режим налогообложения, был получен аванс в счет оплаты по договору, исполнение которого планировалось осуществить только в 2004 году. С 1 января 2004 года предприниматель перешел на упрощенную систему налогообложения.

Согласно ст. 346(25) НК РФ на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения.

Должны ли суммы авансовых платежей, полученных индивидуальным предпринимателем в 2003 году, быть учтены при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения?

В соответствии с п. 2 ст. 346(15) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

К доходам от предпринимательской деятельности относятся все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, стоимость такого имущества, полученного на безвозмездной основе, а также иные доходы от предпринимательской деятельности, аналогичные доходам, предусмотренным ст. 250 Кодекса.

Согласно ст. 346(17) Кодекса фактической датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу налогоплательщиков, получения ими иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).

В соответствии со ст. 346(15) Кодекса доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализация имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, учитываемые при налогообложении, определяются в соответствии со статьями 249 и 250

Кодекса. Следовательно, в тех случаях, когда в этих статьях есть ссылки на другие статьи главы 25 Кодекса, они должны применяться, если не противоречат другим положениям главы 26(2) Кодекса. В частности, ссылка в п. 2 ст. 249 Кодекса, касающаяся метода признания в целях налогообложения поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, применяются только относительно ст. 273 Кодекса.

В частности, с учетом положений ст. 273 Кодекса полученная предварительная оплата (авансы) в счет отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, является объектом налогообложения в отчетном (налоговом) периоде их получения.

Учитывая изложенное и принимая во внимание то, что согласно п. 13 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, также ведут учет доходов и расходов кассовым методом, таким образом индивидуальный предприниматель, перешедший на упрощенную систему налогообложения, не вправе учесть в 2004 году в составе налоговой базы по единому налогу суммы авансов, полученные в прошлом налоговом периоде.

Что касается положений п. 1 ст. 346(25) Кодекса, то они действуют только в отношении организаций, ранее применявших общий режим налогообложения с использованием метода начислений.

Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 21-08/65191 от 24.11.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Л.Я. Сосихиной.

***

Издательская деятельность

УЧЕТ РАСХОДОВ НА ПЕЧАТЬ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЖУРНАЛА, НА АГЕНТСКОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов), занимается изданием периодического бесплатного рекламного журнала. Оказываемая организацией услуга на размещение рекламы в журнале включает в себя: изготовление рекламных макетов по материалам рекламодателей, печать их в журнале и распространение журнала.

В ходе производственной деятельности у организации возникает необходимость поручать рекламному агентству по агентскому договору поиск рекламодателей, заключение с ними договоров на размещение рекламы в журнале, сбор и подготовку рекламных материалов для макетов. Организация производит печать тиража журнала через стороннюю типографию, а распространение журнала осуществляется через посредников по договорам на распространение бесплатного издания.

Правомерно ли учитывать расходы на агентское вознаграждение за указанные услуги рекламного агентства, расходы на печать и распространение журнала в составе материальных расходов, уменьшающих доход при расчете налоговой базы по единому налогу?

Согласно п. 1 ст. 1005 и статьям 1006 и 1008 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре. В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором.

Статьей 1011 ГК РФ установлено, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 "Поручение" или главой 51 "Комиссия" ГК РФ, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям главы 52 ГК РФ или существу агентского договора.

Как следует из письма, к отношениям, вытекающим из агентского договора, должны применяться правила, предусмотренные главой 49 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 971 ГК РФ и ст. 972 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения.

Пунктом 1 ст. 346(16) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлен закрытый перечень расходов, на которые при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные доходы. В частности пп. 5 п. 1 ст. 346(16) НК РФ предусмотрены в качестве таковых материальные расходы.

При этом согласно п. 2 ст. 346(16) НК РФ материальные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.

К материальным расходам, в частности, относятся предусмотренные пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

Таким образом, расходы по изготовлению рекламных макетов по материалам рекламодателей, печать их в журнале и распространение журнала могут быть отнесены в качестве материальных расходов при наличии соответствующих договоров, заключенных со сторонними организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, и документов, подтверждающих выполнение и (или) оказание указанных работ и услуг.

Кроме того, учитывая, что услуги агента (поверенного) по исполнению агентского договора (поручения) носят для принципала (доверителя) производственный характер, то есть они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, стоимость уплаченного агентского вознаграждения (вознаграждения поверенному) может быть учтена принципалом (доверителем) при расчете налоговой базы по единому налогу в составе материальных расходов.

Необходимо также иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 346(17) НК РФ расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 21-09/66074 от 26.11.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Л. Я. Сосихиной.

***

Посредническая деятельность

ВЫСТАВЛЕНИЕ СЧЕТОВ-ФАКТУР АГЕНТОМ - СУБЪЕКТОМ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ ПО АГЕНТСКОМУ ДОГОВОРУ

Организацией (принципалом) был заключен агентский договор с организацией (агентом), применяющей упрощенную систему налогообложения, на организацию перевозок железнодорожным транспортом, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, хранение

(на собственной базе агента). В соответствии с условиями договора агент заключает договоры с третьими лицами от своего имени, но за счет принципала. Принципал обязуется возместить агенту понесенные издержки. Агентом ранее был заключен договор с железной дорогой на перевозку.

Агент, ссылаясь на ст. 346(11) НК РФ, выставляет принципалу счет-фактуру без выделения НДС на сумму комиссионного вознаграждения, вознаграждения за погрузочно-разгрузочные работы и железнодорожный тариф с дополнительными услугами железной дороги.

По мнению принципала, агент обязан выставлять ему счет-фактуру без выделения НДС только на сумму комиссионного вознаграждения и вознаграждения за оказание возмездных услуг и с выделением НДС по возмещаемым издержкам, связанным с исполнением поручения принципала, в связи с тем, что договор с гражданско-правовой точки зрения будет рассматриваться как комплексный, то есть договор, включающий несколько самостоятельных обязательств.

Статьей 346(11) НК РФ определено, что не являются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. В соответствии со ст. 169 НК РФ обязанность по составлению счетов-фактур возложена на плательщиков НДС. Но это правило, по мнению принципала, может относиться только к услугам, оказываемым организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, то есть в данной ситуации - только к сумме агентского вознаграждения и вознаграждения за оказание возмездных услуг. Так ли это?

В соответствии с п. 2 ст. 346(11) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Вместе с тем при исполнении налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, обязанностей по договорам поручений (комиссии), заключенным с налогоплательщиками, применяющими общий режим налогообложения, необходимо учитывать следующее.

В соответствии со ст. 171 НК РФ плательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно указанной статье вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Статьей 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС, а также после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).

В соответствии с письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 при приобретении товаров (работ, услуг) через поверенного (агента) основанием у доверителя (принципала) для вычета НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) является счет-фактура, выставляемый продавцом на имя доверителя (принципала).

Если счет-фактура выставлен продавцом на имя комиссионера (агента), то основанием у комитента (принципала) для принятия НДС к вычету является счет-фактура, полученный от посредника. Счет-фактура выставляется посредником комитенту, принципалу с отражением показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом посреднику. Оба счета-фактуры у посредника в книге покупок и книге продаж не регистрируются.

В соответствии с порядком оформления первичных учетных документов для отражения в бухгалтерском учете операций при реализации товаров по агентскому договору, определенном письмом

Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.08.2001 N 03-1-09/2351/03-Ц316, по сделкам, по которым агент выступал агентом от имени принципала, к отчету агента должны прилагаться оправдательные документы - все копии первичных документов, относящихся к проводимым в рамках таких сделок операциям, которые и будут первичными для отражения операций в бухгалтерском учете принципала. Наличия в этом случае отчета агента в качестве единственного первичного документа без подтверждающих копий документов недостаточно для правомерного отражения принципалом в бухгалтерском учете операций по исполнению агентского договора.

По операциям в рамках сделок, совершенных агентом от своего имени, требований приложения копий первичных документов агента (комиссионера) напрямую законодательством не установлено. Вместе с тем для правомерного отражения таких операций в бухгалтерском учете у принципала (комитента) агент (комиссионер) по требованию принципала (комитента) обязан предоставить последнему все сведения о движении имущества принципала (товаров, денежных средств), в том числе и в виде копий накладных, счетов-фактур и платежных поручений.

На основании изложенного принципал (комитент) имеет право на применение налоговых вычетов по НДС на основании счета-фактуры, выставленного агентом принципалу, показатели которого соответствуют показателям счета-фактуры, выставленного продавцом (исполнителем услуги) агенту, с выделенной суммой НДС, а также при наличии отчета агента и оправдательных документов.

Вместе с тем, учитывая, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, сумма дохода, получаемая ими в виде вознаграждения при исполнении договора поручения (комиссии), НДС не облагается.

Таким образом, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, покупателю своих услуг (принципалу, комитенту) на сумму вознаграждения счет-фактуру не выписывают и осуществляют расчеты без выделения в первичных документах соответствующих сумм НДС.

Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве иск. N 21-09/65071 от 20.11.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Л. Я. Сосихиной.

***

УПЛАТА НДС С СУММ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПОСТУПИВШИХ НА СЧЕТА КОМИССИОНЕРА ЗА РЕАЛИЗОВАННЫЙ ТОВАР

Индивидуальный предприниматель, перешедший на упрощенную систему налогообложения, выступает в качестве комиссионера согласно заключенному договору комиссии с юридическим лицом, применяющим общий режим налогообложения.

Договором комиссии предусмотрено, что расчеты с комитентом (организацией) производятся комиссионером (индивидуальным предпринимателем) продукцией собственного производства.

В рамках договора комиссии комиссионер реализует переданный комитентом товар сторонним организациям с выставлением в установленном порядке счетов-фактур и выделением в них сумм НДС. При этом денежные средства за реализованный товар перечисляются покупателями на счета комиссионера.

После подписания отчета комиссионера индивидуальный предприниматель передает комитенту в счет исполнения обязательств по договору комиссии продукцию собственного производства без учета НДС в связи с применением им упрощенной системы налогообложения.

Индивидуальный предприниматель просит разъяснить, возникает ли у него в данной ситуации обязанность по уплате НДС с сумм денежных средств, поступивших на счета комиссионера за реализованный товар в рамках договора комиссии?

В соответствии с п. 1 ст. 990 и п. 1 ст. 991 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии.

Согласно п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.

Таким образом, поступление денежных средств на расчетный счет или в кассу комиссионера от покупателей в оплату проданного по поручению комитента товара, являющегося его собственностью, должно учитываться в качестве выручки от реализации данного товара у комитента.

В соответствии с п. 3 ст. 346(11) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В связи с этим комиссионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, не обязан выставлять комитенту счет-фактуру на стоимость своих услуг, то есть на сумму комиссионного вознаграждения.

На основании пп. 1 п. 2 ст. 167 Кодекса в целях определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость оплатой товаров (работ, услуг) признается поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента).

При этом п. 32.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, разъяснено, что не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль денежные средства (за исключением вознаграждения), поступившие на расчетный счет или в кассу комиссионера, агента или поверенного по договору поручения, комиссии, агентскому договору в пользу комитента, принципала и (или) доверителя. Указанные денежные средства в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 167 Кодекса учитываются комитентом, принципалом или доверителем при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Исходя из изложенного, у комиссионера, применяющего упрощенную систему налогообложения, не возникает обязанности по уплате налога на добавленную стоимость с сумм денежных средств, поступивших на его счета за реализованный товар в рамках договора комиссии.

Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМ не России по г. Москве исх. N 21-09/65082 от 20.11.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Л. Я. Сосихиной.

***

Финансы, кредит

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДИВИДЕНДОВ

Организация, перешедшая с 2004 года на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, просит разъяснить следующее. Что является базой для начисления дивидендов учредителям (акционерам - физическим лицам) организации? Каков порядок налогообложения при исчислении дивидендов?

Статьей 42 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено следующее.

Общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено данным законом. Решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев финансового года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода. Общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом.

Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества. Дивиденды по привилегированным акциям определенных типов могут выплачиваться за счет специально предназначенных для этого фондов общества.

Решения о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе решения о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа), принимаются общим собранием акционеров. Размер дивидендов не может быть больше рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества.

Глава 26(2) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не устанавливает каких-либо запретов на право организации распределять чистую прибыль между участниками. Вместе с тем при осуществлении такого распределения и выплаты прибыли участникам организации применяющие упрощенную систему налогообложения организации обязаны соблюдать установленные указанной главой нормы и правила.

Так, пунктом 5 ст. 346" НК РФ установлено, что указанные организации не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Дивидендом согласно п. 1 ст. 43 НК РФ признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

При выплате дивидендов акционерам (участникам) общества организация выступает в качестве налогового агента по налогу на прибыль (при выплатах юридическим лицам) либо по налогу на доходы физических лиц (при выплатах физическим лицам).

Если дивиденды выплачиваются юридическим лицам, сумма налога на прибыль, удерживаемая налоговым агентом, зависит от суммы выплачиваемых дивидендов и от того, кто является получателем дохода - российская или иностранная организация. Кроме того, играет роль и факт получения самой организацией доходов от долевого участия в других организациях.

Если организация выплачивает дивиденды российской организации, не получая при этом доходов от долевого участия в других организациях, сумма налога на прибыль, подлежащая удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, исчисляется налоговым агентом исходя из общей суммы налога на прибыль, исчисленной в порядке, установленном законом, и доли каждого налогоплательщика в общей сумме дивидендов (п. 2 ст. 275 НК РФ). При этом применяется налоговая ставка 6%.

В случае, когда организация, выплачивающая дивиденды российской организации, сама получает доходы от долевого участия в других организациях, сумма налога на прибыль, подлежащего удержанию у источника выплаты, согласно п. 2 ст. 275 НК РФ рассчитывается как произведение ставки налога на прибыль, установленной пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ (6%), и разницы между суммой дивидендов, подлежащих распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде, уменьшенной на суммы дивидендов, подлежащих выплате налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 275 НК РФ в текущем налоговом периоде, и суммой дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, если данные суммы дивидендов ранее не участвовали в расчете при определении облагаемого налогом дохода в виде дивидендов. В случае, если полученная разница отрицательна, обязанность по уплате налога на прибыль не возникает и возмещение из бюджета не производится.

Если среди акционеров (участников) российских организаций есть иностранные юридические лица, не состоящие на налоговом учете в Российской Федерации, то из сумм выплаченных им дивидендов (доходов) также удерживается налог на прибыль организаций.

Согласно п. 3 ст. 275 НК РФ в случае, если российская организация - налоговый агент выплачивает дивиденды иностранной организации, не являющейся резидентом Российской Федерации, налоговая база налогоплательщика - получателя дивидендов по каждой такой выплате определяется как сумма выплачиваемых дивидендов и к ней применяется ставка, установленная пп.2 п.3 ст. 284 НК РФ (15%).

Пунктом 4 ст. 287 НК РФ установлено, что по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, налог на прибыль, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.

При выплате дивидендов физическим лицам сумма налога на доходы физических лиц зависит от того, является ли физическое лицо - получатель дохода налоговым резидентом Российской Федерации.

Особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации установлены ст. 214 НК РФ, в соответствии с которой:

- если доход выплачивается физическому лицу - налоговому резиденту Российской Федерации, то налогообложение производится аналогично порядку, предусмотренному для российских организаций с применением налоговой ставки 6%;

- если доход выплачивается физическому лицу - нерезиденту, то налоговая база не уменьшается на сумму полученных дивидендов и равна выплачиваемой сумме (так же, как и для иностранных организаций), а ставка налога принимается в размере 30%.

Пунктом 6 ст. 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве иск. N 21-09/66615 от 28.11.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Л.Я. Сосихиной.

***

Аренда имущества

УЧЕТ РАСХОДОВ НА ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Фирма применяет упрощенную систему налогообложения (вид деятельности - аренда), является клиентом справочно-информационной системы "Гарант-Виктория". Может ли организация относить к расходам затраты по ежемесячному обновлению?

Пунктом 1 ст. 346(16) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлен закрытый перечень расходов, на которые при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные доходы. В частности, в соответствии с пп. 19 п. 1 указанной статьи к ним относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

При этом согласно п. 2 ст. 346(16) НК РФ указанные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ.

Расходы налогоплательщика, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), а также расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ и обновление программ для ЭВМ и баз данных предусмотрены пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом согласно указанной норме стоимость программы для ЭВМ, исключительные права на которую приобретает налогоплательщик, должны быть менее 10 тыс. руб.

Иных ограничений, например, ограничений по виду приобретаемых программ, их характеру и (или) содержанию нормы статей 346(16) и 264 НК РФ не содержат. Следовательно, затраты по ежемесячному обновлению используемой налогоплательщиком программы для ЭВМ могут быть отнесены к расходам, учитываемым при определении объекта налогообложения. При этом указанные расходы согласно п. 2 ст. 346(16) и п. 2 ст. 346(17) НК РФ принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и после их фактического выполнения и оплаты. В качестве оправдательных документов должны быть документы, подтверждающие оплату понесенных расходов, а также договор о передаче исключительных прав на пользование программой для ЭВМ (базой данных), накладная поставщика и акт об оказании услуг по обновлению. Датой признания расхода согласно п. 2 ст. 346(16) и п. 2 ст. 346(17) НК РФ будет одна из последних дат: дата оплаты, дата фактической передачи прав, дата фактического оказания услуг по обновлению.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, с учетом требований п. 1 ст. 252 НК РФ в части экономической оправданности произведенных (понесенных) налогоплательщиком затрат и вида деятельности, осуществляемой организацией в целях получения дохода, а именно, получение дохода от сдачи в аренду имущества, оснований для включения затрат по ежемесячному обновлению используемой налогоплательщиком справочно-правовой системы "Гарант-Виктория" в расходы, учитываемые при определении объекта налогообложения, в данном случае не имеется.

Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 21-09/63533 от 13.11.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Л. Я. Сосихиной.

***

Интеллектуальная собственность

УЧЕТ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ТИРАЖИРОВАНИЯ ВИДЕОФИЛЬМОВ

Организация занимается производством и тиражированием видеофильмов (имеющих удостоверение национального фильма). Некоторую долю расходов составляют перечисления организациям-владельцам по договорам за право использования, распространения и тиражирования их продукции (видеоматериалов). С 2004 года организация применяет упрощенную систему налогообложения.

Можно ли затраты по этим договорам относить в уменьшение налогооблагаемой базы?

Перечень расходов, на которые налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, имеет право при определении объекта налогообложения уменьшить полученные доходы, определен п. 1 ст. 346(16) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Данный перечень расходов является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. При этом расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса. Согласно п. 2 ст. 346(17) Кодекса расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

В связи с тем, что платежи за право использования, распространения и тиражирования результатов интеллектуальной деятельности (видеоматериалов) не поименованы в п. 1 ст. 346(16) Кодекса, указанные расходы при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не учитываются.

Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 21-09/61966 от 03.11.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Л.Я. Сосихиной.

***

Здравоохранение

УЧЕТ ВХОДНОГО НДС, ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВА, ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аптека с 1 января 2003 года перешла на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы.

Может ли аптека исключать из выручки "входящий" от поставщиков НДС? Как должна формироваться цена на лекарственные средства? Имеет ли право аптека изменить ранее выбранный объект налогообложения?

В соответствии с п. 1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Однако п. 2 ст. 346" НК РФ установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Следовательно, на них не распространяется положение п. 1 ст. 168 НК РФ и при реализации товаров указанными организациями счета-фактуры покупателям не выставляются и расчеты с ними осуществляются без выделения в первичных учетных документах сумм налога на добавленную стоимость.

Статьи 346(15) и 346(17) НК РФ устанавливают порядок определения и признания доходов. При этом глава 26(2) НК РФ не содержит каких-либо указаний по порядку формирования цены на лекарственные средства.

При формировании цены на лекарственные средства необходимо руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства".

Согласно п. 1 ст. 346(13) НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Пунктом 2 ст. 346(14) НК РФ определено, что объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, данная организация, перешедшая с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения, в настоящее время не вправе изменить выбранный объект налогообложения.

Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 21-09/65076 от 20.11.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Л.Я. Сосихиной.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости