ДЕЛОВЫЕ ВЕДОМОСТИ

Конец безумных обещаний

Президент ликвидировал должность уполномоченного по ЕАНТК

Нескончаемая чреда пустых обещаний не смогла спасти Александра Тодийчука от увольнения с должности уполномоченного по ЕАНТК.

Слабые результаты в хозяйственной деятельности, отсутствие каспийского сырья в трубопроводе "Одесса - Броды" и откровенный саботаж единственно возможного предложения "ТНК-ВР" стоили Александру Тодийчуку кресла.

В пресс-службе Администрации Президента сообщили "Ведомостям", что, "как свидетельствует практика, существование должности уполномоченного по Евроазиатскому нефтетранспортному коридору (ЕАНТК) не привело к улучшению работы нефтетранспортной системы".

Кабмин и Минтопэнерго, по информации АП, так и не начали полноценную коммерческую эксплуатацию магистрального нефтепровода "Одесса - Броды". Более того, загрузка нефтетранспортной системы в целом составила лишь 52%. Через терминал "Южный" перевалено всего 2,1 млн. тонн сырья при потенциальной возможности в 9 млн. тонн.

По словам народного депутата Георгия Крючкова, увольнение Тодийчука - правильный шаг Президента. "Тодийчук уже давно занимался тем, чтобы препятствовать нормальной работе трубопровода "Одесса - Броды", - отметил Крючков.

В то же время, по мнению заместителя главы парламентского комитета по промышленной политике Владимира Демехина, это просто переходит все рамки, когда транспортная система загружена всего лишь на 52% при гораздо большем потенциале проекта. "Есть вещи, которые нельзя терпеть, и нелепая работа Тодийчука - одна из таких вещей", - считает Демехин.

Народный депутат Петр Симоненко отметил, что наши нефтепроводы - это народное достояние и они должны работать на народ, а не являться "политической игрушкой в руках уполномоченных". "Давно пора загрузить нефтепровод сырьем "ТНК-ВР", - сказал Симоненко.

Очередной профанацией оказались обещания уполномоченного по ЕАНТК загрузить "Одессу - Броды" каспийской нефтью. Напомним, в мае 2003 года Тодийчук сообщил, что, по его планам, в конце октября - начале ноября трубопровод будет заполнен нефтью и начнется ее транспортировка.

В июне 2003 года министр топлива и энергетики Сергей Ермилов сказал журналистам: "Первый поток нефти пойдет по нефтепроводу "Одесса - Броды" в декабре". В июле вице-премьер Виталий Гайдук прогнозировал подписание с правительством России соглашения по транзиту нефти, рассчитанного на 15 лет. Проекты с треском провалены.

Как сообщил журналистам Тодийчук, в июле 2003 года польская компания Lotos, владеющая НПЗ в Гданьске, подписала протокол с компанией "Укртранснефть" о намерении транспортировать 3 млн. тонн каспийской нефти в год по нефтепроводу "Одесса - Броды". Кроме того, по словам Тодийчука, "крупнейший польский НПЗ в Плоцке Orlen подписал меморандум с компанией "Укртранснефть" о намерении транспортировать 4 млн. тонн каспийской нефти в год. Но ни один из протоколов до сих пор не был реализован.

Напомним, что в начале апреля Президент заявил о том, что считает работу нефтепровода "Одесса - Броды" в направлении до Брод экономически невозможной.

"Я прошу дать экономическое обоснование работы "Одесса - Броды" - мне поясняют, что это экономически не выгодный проект. Если мы пустим каспийскую нефть, вообще вся система будет убыточной. А на Украину давят. Чего давить, скажите? Что за этим стоит? Не экономика, а политика. А политика нам не нужна. Моя точка зрения: работать надо на экономику Украины. А вообще пусть на эти вопросы отвечает Андрей Клюев - он у нас ответственный за наполнение трубопровода", - отметил Леонид Кучма.

Клюев согласился с Президентом, и уже в начале мая заявил о том, что Украина должна руководствоваться экономическими соображениями для успешной работы объекта.

Напомним, что сегодня остается лишь одно реальное предложение нефти для загрузки трубопровода сырьем - это предложение со стороны "ТНК-ВР", желающей качать товар по направлению от Брод до Одессы.

Особенно актуальным это предложение стало после того, как министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Владимир Школьник заявил "Ведомостям" в недавнем интервью, что у Казахстана в этом году не будет свободных объемов для загрузки трубопровода. "Я говорю с полной ответственностью, что любые другие заявления на эту тему - блеф", - подчеркнул чиновник.

Стагнация на пороге

Иван КОВАЛЬ

"Ведомости"

Зерновые в стране продолжают дешеветь

Массированный ввоз в Украину продовольственной пшеницы не только стабилизировал рынок, но и в корне изменил ценовую тенденцию. Котировки снижаются, торговля затухает, держатели товара допускают реэкспорт ранее ввезенного продукта.

Рынок зерновых в начале мая демонстрировал апрельскую тенденцию - цены на продовольственное зерно слабо снижались. Тонна пшеницы третьего класса в сравнении с мартовскими котировками подешевела с 1300 до 1180 грн./т, фуражной - с 1140 до 1070 грн./тонна.

Таким образом, отмечают специалисты информационной компании "ПроАгро", стоимость зерна держалась на самом низком уровне за последние два-три месяца. Главный фактор, определивший такое состояние рынка, очевиден: предложение превысило спрос.

"Операторы пытаются сбыть запасы ранее импортированного продовольствия и вложить средства в будущий урожай. Под таким же предлогом выставляют на рынок излишек товара крестьяне. При этом особого интереса в закупках зерна пока не проявляют ни переработчики, ни экспортеры. Иными словами, налицо приметы стагнации рынка", - сообщили "Ведомостям" аналитики компании.

По их мнению, общий объем "селянского" товара незначительный, но в условиях и без того достаточного предложения даже такой ресурс дополнительно влиял на удешевление зерновых. Тем более что перерабатывающие предприятия уже привыкли покупать минимальные объемы товара для текущих нужд, и партии, предлагаемые аграриями, их вполне устраивали.

Стабилизацию зернового рынка специалисты также связывают с деятельностью Госрезерва, который по состоянию на середину апреля продал регионам 44 тыс. тонн ржаной муки по 1170 грн./тонна.

"Очевидно, доля правды в таких предположениях есть, поскольку основной задачей властей остается удержание стабильности цен на продукцию первой необходимости, по крайней мере, до нового урожая. И, вероятнее всего, эта цель будет достигнута, а интервенции - активизированы", - говорят в "ПроАгро".

Напомним, ранее правительство поручило ведомству купить в июле - октябре 1 млн. тонн продовольственного зерна. Для этого Госрезерв должен был аккумулировать средства спецфонда державной казны.

Всего в государственные закрома Кабмин запланировал приобрести 3 млн. тонн хлеба урожая 2004 года, в том числе не менее 1,5 млн. тонн - для формирования региональных ресурсов, остальные 1,5 млн. - через ГАК "Хлеб Украины" и Госрезерв. Пока же при семимиллионной годовой потребности внутреннего рынка по состоянию на 1 апреля правительство оценило запасы продовольственной пшеницы в стране в 1,9 млн. тонн.

Подобные оптимистические заявления лишь охлаждали ценовую ситуацию. Более того, едва ли не впервые в нынешнем маркетинговом году участники рынка заговорили о целесообразности реэкспорта ранее ввезенного товара, поскольку реализовать его без убытка на внутреннем рынке стало довольно проблематично.

Первые признаки начавшегося процесса демонстрируют цифры. Так, по сравнению с февралем нынешнего года экспорт зерновых в марте увеличился на 21,6%, или на 45 тыс. тонн. Если в первом месяце компании продали за рубеж 209 тыс. тонн хлеба почти на 30 млн. долл., то во втором - уже 254 тыс. тонн на 40 млн. долларов.

"В таких условиях предпосылок для дальнейшего удержания снизившихся цен не остается. Если раньше мы говорили, что удешевление пшеницы, вероятнее всего, приостановится на рубеже 1200 грн./т, то теперь ясно, что это уже не предел", - отмечают аналитики информационной компании. По их данным, в некоторых регионах товар закупается даже по 1100-1150 грн./т, хотя "это пока локальные явления".

Дешевел и фураж. Кукуруза, широкое предложение которой радует взор покупателей, также продавалась с трудом. Как и раньше, экспортный спрос оставался вялым на фоне невозврата НДС и снижения котировок. Нужды же внутреннего потребителя несравнимо ниже имеющихся на рынке объемов.

Некоторое оживление наблюдатели отмечали лишь в операциях с мукой, что объясняется традиционным предпраздничным спросом со стороны хлебопекарных предприятий. По официальным данным, продукт высшего сорта с октября минувшего года подорожал на 29,3%, а с начала нынешнего - на 6,6%. Наиболее высокие цены отмечены в Севастополе - 2400 грн./т, а самые низкие - в Закарпатье - 1950 грн./тонна.

Захват контейнерного рынка

Сергей ГОНЧАРОВ

журналист (специально для "Ведомостей")

Минтранс собирается развивать еще один вид бизнеса в портах

Степень контейнеризации грузопотоков на морских путях растет c огромной скоростью. Отечественные порты оказались к этому не готовы. Возможности крупных перевалочных центров в Одессе и Мариуполе исчерпаны, но в Минтрансе обещают все исправить.

За последние пять лет перевозки грузов в контейнерах в мире выросли почти в два раза. Ежегодно их объем увеличивается на 5-13%. По прогнозам Минтранса, к 2007 году общий контейнерный оборот может приблизиться к 150 млн. ТЕU (ТЕU - стандартный контейнер), тем самым доказав выводы многих экспертов, что сейчас это наиболее эффективный способ транспортировки грузов.

Система контейнерных перевозок изначально строилась на основополагающем принципе: все унифицировано для скорости обработки груза, контейнер может быть доставлен в любую точку мира практически любым видом транспорта с минимальными потерями. Естественно, что желание Украины развивать этот вид бизнеса вполне оправданно. Отечественные специализированные порты при соответствующей технической реорганизации уже в ближайшем будущем могут составить серьезную конкуренцию, например, российским. Но не сейчас.

В 2003 году через украинские порты прошло 322,5 тыс. контейнерных ТЕU. Это немного. Как заявили в Минтрансе, существенно изменилась структура грузопотоков. Часть российского транзита пошла в Новороссийск, сократился украинский экспорт, ощутимо вырос импорт, а дисбаланс между ввозом и вывозом привел к тому, что стали транспортироваться большие объемы пустых контейнеров. Сегодня без серьезного расширения и модернизации отечественные предприятия не смогут наращивать объемы. Хорошо, что это понимают в транспортном ведомстве.

Достижения отечественных транспортников нельзя сравнивать с северными соседями. По прогнозам немецкой консалтинговой компании TransCare AG, общий объем контейнерного грузопотока в России в ближайшие десять лет может возрасти до 7 млн. TEU. Причем около 5 млн. придется на российские порты. К примеру, в 2002 году суммарный грузопоток составил около 1,5 млн. TEU.

Россияне активно модернизируют и расширяют свои "контейнерные" порты. Мощности крупного терминала в Санкт-Петербурге к 2005-у предполагают увеличить с 550 до 700 тыс. TEU в год. Новый порт Усть-Луга ежегодно сможет перерабатывать около 3 млн. TEU. Уже в 2007-м, после завершения первого этапа строительства, пропускная способность терминала составит 820 тыс. TEU. Осенью прошлого года запущен терминал в астраханском порту Оля. Через него будут проходить экспортно-импортные грузы из Ирана и Индии. Его возможности - 20 тыс. TEU в год.

Прямой конкурент украинских портов на Черном море - Новороссийский. Его также планируют серьезно расширить. Нынешние возможности порта пока невелики - 60 тыс. TEU в год. Но в январе этого года там закончили строительство терминала, который сможет перерабатывать на первом этапе (два-три года) 120 тыс. TEU, а в дальнейшем - до 1,5 млн. TEU в год.

В Украине контейнеры проходят через шесть портов. Около 90% берут на себя Одесский и Ильичевский. Остальная часть распределена между Мариупольским, Николаевским, Измаильским и Октябрьским портами. В основном в них транспортируются экспортно-импортные грузы, со значительным преобладанием импорта. Традиционные импортные грузы в контейнерах - товары легкой, пищевой и машиностроительной промышленности. На экспорт в контейнерах все чаще отправляют металл и удобрения.

Сегодня в Одесском порту работают два с лишним десятка контейнерных судоходных линий - Maersk SeaLand, CMA CGM, X-press Container Line, P&O Nedlloyd. C мая прошлого года пришли еще две - K-Line и фидерная линия UFS. С октября 2003 года одна из самых крупных европейских контейнерных компаний - CMA CGM - открыла прямой "океанский сервис", который берет свое начало в Китае и идет через Одесский и Ильичевский порты. Линию обслуживают суда вместимостью свыше 2 тыс. TEU.

В этом году Минтранс намерен поддержать общемировые тенденции. Ведомство форсирует переработку контейнеров в указанных портах. Перед ними поставлены стратегические задачи. В 2004 году общий объем должен вырасти на 40% до 450 тыс. TEU, к 2007-у - достичь 1 млн. TEU, а в 2012-у - 1,5 млн. Все это проводится в рамках программы "Увеличение объемов контейнерных перевозок через морские порты Украины", утвержденной министром в феврале этого года.

Если говорить о ближайших итогах, то одесситы в первом квартале переработали 41 тыс. TEU, а Ильичевцы - чуть более 40 тыс. Это означает, что если подобные темпы сохранятся, всем "контейнерным" портам не удастся перевалить даже за 400 тыс. общего объема.

Как заявляют в Минтрансе, меры по наращиванию пропускной способности, предусмотренные программой, выполняются полностью и в срок. В Одесском порту разрабатывается ТЕО намыва дополнительной территории площадью около 30 га. Суда-контейнеровозы с начала года на причале №3 уже обработали пять кораблей. В марте начаты работы по строительству дополнительной площади (10 тыс. кв. м) для хранения контейнеров. Освобождено 50% территории от генеральных грузов. В мае порт получил четыре дополнительных единицы погрузочно-разгрузочной техники.

Ильичевский порт в ближайшее время планирует увеличить до 12 единиц количество автоконтейнеровозов, а в дальнейшем - закупить еще четыре. Под перегрузку будут реконструироваться тыловые складские площади на причалах №3 и №4. После проведения экспертизы проекта "Развитие инфраструктуры Ильичевского порта", финансирование которого планируется за счет ЕБРР, там создадут интегрированную систему управления контейнерным терминалом.

Что касается контейнерных грузопотоков в целом, то Минтранс действительно намерен форсировать события. Дополнительные объемы будут привлечены за счет железнодорожного транспорта. К примеру, из одесского региона с начала года отправлено 14 поездов "Хрещатик" (762 контейнера), 21 - "Дніпровець" (1,4 тыс.) и "Поділля" (348).

Транспортники наконец-то обратили внимание на монопольный контроль контейнерных потоков иностранными морскими компаниями. Через отечественные порты они перевозят более 95% от общего объема. Поэтому Минтранс создает собственную национальную линию Украина- Турция. Там будут использоваться контейнеровозы Украинского дунайского пароходства. Также решаются вопросы о транспортировке по Транссибирской магистрали и о запуске нового контейнерного поезда в направлении Одесса - донецкий регион.

География морской перевалки контейнеров будет расширяться и дальше. Об этом свидетельствуют заявления министра транспорта Георгия Кирпы на недавней коллегии ведомства. Как дополнительные пункты выступают Керченский и Николаевский морские порты. По мнению чиновника, эти порты могут стать опорными точками расширения украинского фрагмента коридора TRACECA (Европа - Кавказ - Азия) в части транспортировки контейнеров.

Преимуществом Николаевского порта являются развитая транспортная инфраструктура региона, включая морскую, речную, железнодорожную и воздушную составляющие, а также опыт порта в перевалке контейнеров. По итогам 2003 года он переработал 0,9 тыс. TEU. Это четвертый результат среди портов Украины (вслед за Одесским, Ильичевским и Мариупольским).

Преимущество Керченского порта - его потенциал как промежуточного глубоководного пункта перевалки контейнеров на маршруте из портов мелководного Азова через Босфор на Европу и Северную Африку, а также опыт рейдовой перевалки грузов. Министр отметил целесообразность рассмотрения перспективы строительства в порту контейнерного терминала. По мнению Кирпы, указанные порты вместе с "традиционными" - Одесским и Ильичевским - составят базу для принципиально новой системы морской перевалки контейнеров через Украину.

Будем ездить на газе

Денис ЗАКИЯНОВ

журналист (специально для "Ведомостей")

Возле Житомира открылась новая автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, спроектированная ОАО "ИПП "ВНИПИТРАНСГАЗ"

В связи с распространением природного газа в качестве альтернативного моторного топлива в Украине начала расширяться сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Строительство подобных заправок стало новым выгодным и перспективным видом бизнеса.

В мире бензиновые двигатели медленно, но уверенно вытесняются газовыми приводами. Чистое и экономичное "голубое топливо" уже нашло широкое применение в Аргентине, где на его использование перешел почти весь городской транспорт - около миллиона автомобилей. В Украине посредством сжигания газа пока движутся примерно 300 тыс. машин, но, по мнению многих экспертов, экологически чистое горючее будет расширять свою долю на отечественном рынке.

Этому поспособствует начавшийся бум в строительстве автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), проектированием которых занимается инжинирингово-производственное предприятие "ВНИПИ-ТРАНСГАЗ". Торжественное открытие одной из таких АГНКС состоялось 19 апреля возле села Глыбочица Житомирской области.

"Украинские бизнесмены поняли, что заправки нового типа - это довольно денежная и еще неосвоенная нива, на которой можно хорошо заработать. Так, например, Глыбочицкая газонаполнительная компрессорная станция, на строительство которой ушло 5 млн. грн., полностью окупит себя примерно за 2,5 года и впоследствии будет приносить владельцу миллионные прибыли", - сказал "Ведомостям" главный инженер проекта ОАО "ИПП "ВНИПИТРАНСГАЗ" Виталий Попович.

Введение в строй новой Глыбочицкой АГНКС, по мнению главы комитета по экологии и радиационной безопасности Верховной Рады Геннадия Руденко, может стать примером, подталкивающим инвесторов к дальнейшему развитию "чистого" газозаправочного бизнеса.

Причем, по утверждению экспертов "ВНИПИТРАНСГАЗа", переход на "голубое топливо" не менее выгоден и обычному автолюбителю. Так, практически любой "автомобиль, в котором в качестве горючего используется дизельное топливо или бензин", можно переоборудовать на использование газа, потратив на это от 300 до 1 200 долл. Однако разница в цене топлива позволит окупить эти затраты за считанные месяцы.

Если провести параллель между двумя видами топлива, то КПД от сжигания одного литра бензина А95 по цене 2,1 грн. приравнивается к 1 кубометру газа (0,78 грн.) Поэтому при переходе на газовый привод владелец машины сокращает расходы на горючее более чем в два раза.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что при расширении сети газонаполнительных компрессорных станций все большее число людей будут переоборудовать свои автомобили под использование нового топлива. Рост числа экологических заправок, которых в Украине сейчас насчитывается около сотни, - взаимовыгодный процесс как для потребителей, так и для их владельцев. Важно также отметить, что переход на "чистое" топливо предотвратит засорение окружающей среды.

Так, при замене бензина газом выбросы углеводородных соединений уменьшаются в 5-10 раз, оксида азота - вдвое, а наиболее вредящие здоровью людей сажа и свинец - не выделяются. По подсчетам проектировщиков, одна лишь Глыбочицкая АГНКС способна заменить более 18 млн. литров бензина в год и тем самым сократить выбросы CO в атмосферу на 55 тыс. условных тонн.

Уникальность этой заправки, ставшей самой мощной в Украине, также состоит в использовании аргентинского оборудования, которое в некоторых аспектах превосходит отечественные аналоги. В частности, по таким параметрам, как быстрое действие и шумопоглощение. Однако в плане проектирования подобных станций Украине есть чем похвастаться.

"Институт "ВНИПИТРАНСГАЗ" за свои 60 лет существования принимал непосредственное участие во всех этапах развития газонаполнительных компрессорных комплексов и имеет большой опыт в проектировании такого рода объектов. По нашим проектам в Украине и за рубежом введены в строй уже 130 АГНКС и многотопливных заправочных станций", - сообщил "Ведомостям" председатель правления "ВНИПИТРАНСГАЗ" Сергей Прудкий.

За время работы эти объекты доказали свое превосходство над традиционными АЗС, и, по мнению экспертов, правительство должно поспособствовать их дальнейшему развитию. Для этого, по убеждению проектировщиков "ВНИПИТРАНСГАЗа", в первую очередь нужно пересмотреть устаревшие нормы пожарной безопасности и проектирования АГНКС.

Украинские нормы строительства подобных объектов требуют наличия на заправках громоздких бетонных перегородок, хотя мировая практика уже давно отказалась от использования этих сооружений. Современные технологии проектирования и строительства АГНКС обеспечивают высокую надежность газонаполнительных компрессорных станций. Так, к примеру, в России подобные объекты уже давно строятся в 35 метрах от жилых зданий.

В то же время тяжелые на подъем отечественные чиновники не спешат снижать соответствующее 60-метровое ограничение, из-за чего заправочные станции практически невозможно разместить в крупных городах Украины. По мнению экспертов, кроме решения этого вопроса, можно также продумать схему льготного кредитования и налогообложения для предприятий, которые желают перейти на альтернативный вид топлива, - такая практика стала бы очень удачной инвестицией в развитие украинской экономики.

Заканчивая церемонию открытия Глыбочицкой АГНКС, организаторы подчеркнули, что переход на использование газа существенно повысит экологические и экономические показатели нашей страны, а также сделает Украину независимой от импорта нефти и продуктов ее переработки.

К тому же запасы "черного золота" ограничены, и эксперты сходятся во мнении, что через 25-30 лет в мире будет остро ощущаться его дефицит. Тогда как разведанных источников "голубого топлива" хватит, чтобы эффективно развивать автомобильный транспорт в течение последующих 170-180 лет.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости