МТК N9: СМЕНА ОРИЕНТИРОВ

"Критский транспортный коридор N 9" протяженностью шесть с половиной тысяч километров задумывался европейским сообществом для обеспечения непрерывного продвижения грузов по маршруту Хельсинки- Санкт-Петербург-Москва-Псков-Киев-Кишинев-Бухарест-Димитровград- Александрополис. Но события последних лет вносят коррективы в характеристику грузопотоков по МТК и их направленность...

НЕОДОЛИМОЕ СТРЕМЛЕНИЕ

Давно известно - бизнес руководствуется, как правило, принципами экономической целесообразности. Применительно к транспорту это означает, что грузы идут туда, где они востребованы; и по тем каналам, которые обеспечивают максимальную скорость при минимальных издержках. С учетом этого вполне объяснимо предложение России на третьей "Общеевропейской конференции по транспорту" в Хельсинки (1997 год) считать в качестве приоритетных направлений "МТК N 9" юго-восточное: до Астрахани и Новороссийска.

Вышеуказанная переориентация не случайна. Во времена СССР за счет транзита через Северо-Кавказский и Прикаспийский регионы страна ежегодно получала пять миллионов дохода в долларах. Сегодня ситуация иная: азербайджанские, туркменские и казахстанские интермодальные транспортные системы принимают на себя более половины грузов, следующих из Европы в Азию и обратно. В этих условиях Россия, не предоставив транзиту конкурентоспособные условия, со временем может вообще остаться в стороне от основного грузопотока по маршруту Европа-Азия.

Для исправления этой ситуации в сентябре 2000 года в Санкт-Петербурге на второй "Евро-Азиатской конференции по транспорту" было подписано межправительственное соглашение о создании МТК "Север-Юг". Через полтора года оно было ратифицировано Государственной Думой, а вскоре узаконено Указом Президента РФ. В соответствии с этими документами оптимизация работы в рамках вышеназванного транспортного коридора, проходящего по маршруту Финляндия-Санкт-Петербург-Москва-Астрахань-Каспийское море-Иран-страны Персидского залива-Индия, была признана первостепенной задачей, имеющей стратегическое государственное значение.Вполне понятно, что при таких условиях северную часть "МТК N 9" (от границы с Финляндией до Москвы) поглотил МТК "Север-Юг". Южная часть коридора тоже не такая, какой ее задумывало европейское сообщество... В результате многие отечественные перевозчики (а с их подачи и средства массовой информации) стали отождествлять "МТК N 9" с коридором "Север-Юг"... "Девятый" , таким образом, превратился в некую эфемерную субстанцию.

В ИНТЕРЕСАХ ДЕЛА

Однако работа по транспортно-технологическому обеспечению транзита в рамках "МТК N 9" продолжается. На северном участке подтверждением тому служит целевая программа, разработанная в Северо-Западном ФО, которая объединяет такие масштабные проекты, как строительство портов в Приморске и Усть-Луге; модернизация грузовых перевалочных терминалов в порту Санкт-Петербург; строительство сухопутных транспортных обходов вокруг Выборга и Санкт-Петербурга.

В центральной части протяженности "МТК N 9" весьма важным представляется строительство Центральной кольцевой автодороги (ПКАД) в Подмосковье. Восемнадцать радиальных трасс, которые соединят Малое и Большое московские кольца, а также транспортные обходы городов Ногинск и Электросталь, Бронницы, Звенигород и Голицыне, способны обеспечить высокую скорость прохождения грузов сразу по двум МТК - "второму" и "девятому".

На Юге предмет особого внимания - открытый в декабре 2003 года контейнерный терминал в астраханском порту Оля и начало строительства железнодорожной ветки от магистрали Астрахань-Грозный до вышеуказанного порта. Как отмечает министр транспорта РФ Сергей Франк, это "не только укрепляет позицию России в Каспийском регионе, но и будет способствовать увеличению грузооборота между Россией, Ираном, Казахстаном и Индией".

К слову - в ближнем зарубежье о "Девятом критском коридоре" тоже не забывают. Летом 2003 года Верховная Рада Украины приняла закон о реконструкции и введении в эксплуатацию на платной основе 282-километрового участка "МТК N 9" от Жашкова до Червонознаменки. В свою очередь Белоруссия в январе 2004-го заявила о вступлении для нее в силу договора по МТК "Север-Юг". Использование указанного маршрута транспортировки позволит сократить время доставки грузов на 30 и снизить транспортные расходы на 20 процентов - уверены представители белорусской стороны.

РЕЗЮМЕ

Работа по корректировке маршрутов Критских транспортных коридоров сегодня характерна не только для России, но для Казахстана и Белоруссии, Германии и Финляндии, для других государств Европы. Каждая из стран (решая, на первый взгляд, свои собственные проблемы) тем не менее способствует достижению общей цели - формированию единой и дееспособной системы транспортных коридоров, работающей на дело международной экономической и транспортной интеграции.

***

ОФИЦИАЛЬНО

ПАНЪЕВРОПЕЙСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР N 9 (РЕ9)

Основное направление:

Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва-Украина (Киев).

Ответвления:

1. Санкт-Петербург-Белоруссия-Украина (Киев-порты Черного моря).

2. Украина (Киев)-Белоруссия (Минск)-Литва (Вильнюс)-Калининград.

Основной железнодорожный маршрут PE9R:

Москва-Брянск-Суземка (граница с Украиной).

Основной автомобильный маршрут РЕ9А:

Москва-Калуга-Брянск-Троебортное (граница с Украиной).

***

ИНТЕРВЬЮ ПО ПОВОДУ

"МТК N 9" имеет высокую степень интеграции с другими транспортными коридорами, что значительно расширяет возможности его использования" , - считает генеральный директор ФГУ "Ространсмодернизация" ОЛЕГ ЛОМАНОВ.

- Олег Александрович, в числе задач, которые решает ФГУ "Ространсмодернизация" по реализации программы "Модернизация транспортной системы России" , стоит и цель эффективного привлечения инвестиций для развития МТК на территории нашей страны. О каких размерах финансирования участков "Девятого критского коридора при этом идет речь?

- Действительно, одно из структурных подразделений нашего ФГУ (дирекция, возглавляемая Игорем Осиновым) работает в данном направлении. Разработанная здесь подпрограмма "Международные транспортные коридоры" к вышеназванной вами федеральной целевой программе, рассчитанной на 2002-2010 годы, предусматривает направить на реализацию инвестиционных проектов в развитие направлений "МТК N 9" около 156,5 млрд.рублей. К поиску путей укрепления транспортной инфраструктуры коридора применен комплексный подход. Это означает, что все инвестиционные проекты по реконструкции и строительству железнодорожных линий, грузовых и пассажирских станций, вокзалов, а также автомобильных дорог, придорожной инфраструктуры и так далее, реализуются в тесной взаимосвязи. Показатели их мощностей, пропускных способностей и другие характеристики обусловлены прогнозируемыми объемами, структурой и географией грузо- и пассажиропотоков в международном сообщении.

- Какая работа велась в последние годы в рамках совершенствования инфраструктуры "МТК N 9"?

- Говоря о железнодорожном транспорте, необходимо отметить развитие припортовых станций Новый Порт и Автово в Санкт-Петербурге; удлинение путей на станциях Санкт-Петербург-сортировочный-Московский и Предпортовая; строительство соединительного пути на участке Предпортовая-Автово. В Усть-Луге сданы в эксплуатацию железнодорожная станция и подъездные пути к угольному терминалу, усилены железнодорожные подходы к порту, проложены дополнительные линии. Также идет строительство подъездных и внутрипортовых железнодорожных путей в новом грузовом районе морского порта Балтийск и на пограничной станции Чернышевское.

Что касается автомобильных трасс, то продолжается возведение КАД вокруг Санкт-Петербурга и транспортного сухопутного обхода Выборга; строительство подъездных шоссе к развивающимся портам Усть-Луга, Приморск и Высоцк в Ленинградской области; реконструкция автодорог Санкт-Петербург-Москва и Калининград-Черняховск-Нестеров-граница с Литвой.

- Что Вы можете сказать о терминально-логистической составляющей инфраструктуры данного коридора?

- К сожалению, пока она развивается низкими темпами.За прошедшие годы осуществлялась модернизация крупнейшего в Санкт-Петербурге складского комплекса "Интертерминал" для создания на его базе современного транспортно-логистического терминала. Был также организован логистический терминал транспортно-экспедиторского предприятия "Вельц" в Великом Новгороде. Вот, пожалуй, и все.

- Бытует мнение о неперспективности "МТК N 9". Так ли это?

- Перспективы развития российских участков указанного коридора связаны главным образом с дальнейшей интенсификацией сотрудничества с заинтересованными сопредельными странами. Речь, в частности, идет о реализации положений "Концепции согласованного развития международных транспортных коридоров, проходящих по территориям России и Украины" , которая одобрена на совместном заседании коллегий министерств транспорта России и Украины. Также мы вправе говорить о развитии проекта "2К" , предусматривающего взаимовыгодное сотрудничество портов Калининград и Клайпеда при освоении международных грузопотоков. Налицо усиление интеграционных процессов в транспортном комплексе Союзного государства России и Белоруссии. Продолжается развитие сотрудничества с Финляндией: в том числе в области организации высокоскоростного железнодорожного пассажирского сообщения. С учетом всего этого, мне кажется, говорить о неперспективности "МТК N 9" несвоевременно.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости