Нефть и газ. Сжатое пространство

Мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ) — давно признанного самым перспективным топливом — продолжает активно развиваться. Однако эксперты предупреждают о существовании факторов, которые могут сдерживать его рост

Если в 2002г. объем мирового рынка СПГ составлял 113 млн. т (после регазификации это эквивалентно 156 млрд. м3), то в 2003г. - уже на 9% больше, или 123,3 млн. т (170 млрд. м3). По мнению вице-президента компании Gaz de France Жан-Мари Доже, если газовый рынок будет расти среднегодовыми темпами в 2%, то рынок СПГ - в 3 раза быстрее. Сейчас 3 азиатских импортера — Япония, Южная Корея и Тайвань — практически весь потребляемый газ получают в виде СПГ.

В настоящее время 12 стран (крупнейшие из них — Индонезия, Алжир и Малайзия) экспортируют СПГ с 15-ти комплексов по сжижению природного газа. Находящиеся в стадии строительства новые проекты в Австралии, России, Норвегии и Египте вместе с запланированным расширением существующих мощностей к 2007г. увеличат мощности по сжижению природного газа примерно до 200 млн. т в год, а это - около 10% общемирового объема потребления природного газа. Катар, Нигерия, Индонезия и Австралия рассматривают возможности не только развития существующих мощностей, но также и ввода в эксплуатацию новых.

Из сотен миллиардов долларов, вложение которых прогнозируется в течение следующих 30-ти лет в бизнес СПГ, большинство пойдет на финансирование сооружения дорогостоящих заводов по его производству. Часть инвестиционного капитала, конечно же, будет использована и для строительства терминалов во всем мире. Но даже если основные инвесторы вышеупомянутых проектов» — нефтяные компании решатся вкладывать средства при существующих кредитных ставках, терминалы могут оказаться не такими уж прибыльными, считают в Standart & Poors. В итоге реализация указанных проектов может привести к разорению желающих вложить в них средства.

Пока некоторые из крупнейших проектов строительства терминалов в состоянии привлекать капитал вследствие наличия долгосрочных контрактов на поставку топлива с финансово устойчивыми покупателями. Но в будущем, как отмечают аналитики, все меньшее количество покупателей захотят подписывать такие многомиллиардные контракты сроком на 20-25 лет. Скорее всего, потенциальные клиенты предпочтут более короткие и более гибкие контракты, чтобы не платить пеню за недобор.

Вместе с тем, например, председатель Федеральной комиссии регулирования энергетики США Пэт Вуд полагает, что северно-американские компании будут в состоянии построить достаточное количество новых терминалов СПГ для того, чтобы покрыть растущую потребность в газе. Прогнозируется, что Северной Америке потребуется еще 8 терминалов в течение последующих нескольких лет. Правда, первый из них может быть введен не ранее 2007г.

Потребители тем временем продолжают вести активную кампанию по перезаключению контрактов, диверсифицируют источники поставок топлива за счет СПГ.

Так, в конце сентября британская компания British Gas Group подписала с бразильской Petronas и владельцами египетского СПГ-завода Segas 5-летний контракт на производство и поставку газа, добываемого ею в дельте Нила на месторождении Скараб Саф-рон. Контракт предполагает поставку 6,3 млн. м3 в день (около 2,2 млрд. м3 в год) в течение первых 4-х лет действия соглашения и 3,9 млн. м3 (1,4 млрд. м3 в год) в течение последнего года. Поставки начнутся уже в I полугодии 2005г., газ будет направляться на терминал в "Уэльсе, который BG сейчас начала развивать. Владельцы Segas в настоящее время также достраивают терминал мощностью 7,6 млрд. м3 в год, и первый груз с него, как ожидается, будет отправлен в Европу в декабре нынешнего года.

Главной причиной, по которой основной импортер и поставщик природного газа Сингапура компания Gas Supply Pte Ltd инициировала переговоры с потенциальными поставщиками топлива, является безопасность его поставок для генерирующих станций: недавно в стране произошли срывы поставок газа из Индонезии, что привело к отключению электроэнергии. Уже объявлен тендер, итоги которого должны быть подведены в конце 2004г.

Государственный импортер СПГ в Южной Корее — Korea Gas Corporation (Kogas) также заявил о намерении подписать контракт на импорт топлива с тем, чтобы покрыть 4%-ный рост спроса на местном газовом рынке. В целом Южная Корея является вторым крупнейшим импортером СПГ в мире после Японии, в прошлом году она ввезла 19,5 млн. т этого топлива.

Испанская Repsol YPF и Национальная иранская нефтяная компании в конце сентября подписали рамочное соглашение о персидском СПГ-проекте, цель которого — экспорт иранского газа на азиатские и европейские рынки. Правда, это соглашение еще должно быть одобрено иранским правительством, и в течение 2-х лет должны быть проведены дальнейшие исследования, прежде чем проект будет запущен. Он предполагает разработку углеводородных запасов в Персидском заливе и добычу 7 млрд. м3 газа в год с 2010г. Стоимость проекта оценивается в $7 млрд.

Норвежская Statoil ведет переговоры с алжирской национальной газовой компанией Sonatrach о покупке дополнительных объемов СПГ для терминала на восточном побережье в США. В 2008г. его мощность планируется увеличить с 2,5 млрд. м3 до 10 млрд. м3, поэтому потребуются дополнительные объемы.

Такая покупательная активность неудивительна. Цены на всех участках технологической цепочки производства СПГ постоянно снижаются, что (помимо прочих факторов) делает это топливо все более привлекательным. В течение последнего 10-летия стоимость производства СПГ снизилась на 35-50% — с более чем $500 за тонну до менее чем $200 за тонну для агрегатов, добавленных к уже существующим мощностям, что эквивалентно $145 за 1 тыс. м3.

***

фото:

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости