ДОПЛАТИ, ЧТОБЫ... ДОЛЕТЕТЬ

Не желает Минфин выделять деньги -возьмем их с пассажиров. Они же хотят безопасности - вот пусть и платят. Как говорится, спасение улетающих -в кошельках самих улетающих.

Прошедший год навсегда останется в истории нашей авиации годом, когда впервые против нее было применено "абсолютное оружие" - террористы-смертники. Трагедия с двумя взорванными в небе над Тулой и Волгоградом пассажирскими лайнерами страшна еще и тем, что рано или поздно что-то подобное должно было случиться.

Если даже, по официальным данным, три четверти аппаратуры для досмотра пассажиров и багажа не то что взрывчатку

- пистолет могут не заметить, странно надеяться, что террористы этим не воспользуются.

И сегодня, когда прошло уже почти полгода после августовских трагедий, каждый из нас вправе задать вопрос: что сделано за это время для того, чтобы воздушные перелеты наконец перестали быть разновидностью "русской рулетки"?

Сразу же за терактами последовало распоряжение Минтранса об обязательном тщательном досмотре каждого пассажира и его багажа. Федеральное агентство гражданской авиации также весьма оперативно подготовило перечень дополнительных мер безопасности, которые должны принять российские аэропорты. В частности, установить современное оборудование томографического досмотра пассажиров и специальные приборы, позволяющие найти следы взрывчатки и других опасных веществ.

Но, как всегда, дальше бумаги дело не двинулось. А ведь сегодня в нашей стране есть практически полный набор средств обеспечения безопасности полетов. Есть, например, высокоэффективные детекторы по обнаружению взрывчатки "Пилот-М" и ВМ-02, способные найти даже микроскопические следы взрывчатки в багаже или на одежде. При создании этой техники российские ученые сделали ряд блестящих открытий -например, был создан источник рентгеновского излучения на базе холодных катодов. Это позволило совместить в приборе рентгеновскую трубку и электронный сканер и в итоге получать трехмерное видеоизображение подозрительных предметов и идентифицировать их внутри багажа. На базе этих приборов разработаны томографы и рентгенотелевизионные интраскопы, способные обнаружить взрывчатку под одеждой и даже в самом человеке. Сейчас они проходят испытания в аэропорту Домодедово.

Созданы и приборы, использующие нейтронную активацию и ядерно-квадропольный резонанс, которые могут вычислять не только "заряженный" взрывчаткой багаж или смертника в "поясе шахида", но и устанавливать тех, кто, скажем, участвовал в перевозке взрывчатки, ее хранении и сборке взрывных устройств. Достаточно нескольких молекул взрывчатого вещества, которые неизбежно перекочуют с рук злоумышленника на деньги или проездные документы, чтобы прибор об этом сигнализировал.

Есть и другие разработки - например, система видеоконтроля, где видеокамера совмещена с электронной базой данных и системой распознавания по изображению. Разработаны стандарты ее совмещения как с общей авиационной базой данных "Купол", так и с информационной базой милиции. Осталось всю эту технику только закупить и ввести в действие.

Но вот тут-то все и тормозится. Есть бумаги, есть соответствующие резолюции. Нет... денег.

Ситуация кажется тем более непонятной, что сумма, требуемая на обновление технических средств досмотра в аэропортах и на вокзалах, не так уж и велика -около 10 миллионов долларов. Именно эту цифру в свое время назвал министр транспорта Игорь Левитин, говоря о первоочередных государственных мерах по обеспечению безопасности перелетов.

Однако, несмотря на то, что, по словам заместителя директора Государственного центра авиационной безопасности Владимира Тихонова, износ оборудования уже превышает 75 процентов, что вместо положенных 6 лет техника работает во многих аэропортах по 15 и более лет, денег Минфин на закупку новых приборов не дал ни рубля.

Спрашивается: неужели надо было дождаться, когда беда постучится и в наши ворота? Кто мешал три года назад начать подготовку тех же законов "О защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" и "О транспортной безопасности", работа над которыми не завершена до сих пор? Ведь именно правовой вакуум и позволяет Минфину отказываться от бюджетного финансирования переоборудования аэропортов: дескать, с какой стати государство будет этим заниматься?

Не внесены изменения и в Воздушный кодекс Российской Федерации, хотя многие его положения давно уже устарели. Более того, отдельные его статьи вступают в прямое противоречие с

Конституцией и Гражданским кодексом Российской Федерации и рядом законов, например "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также с нормами международного права, зафиксированными, в частности, в Конвенции о международной гражданской авиации и Международной конвенции по поиску и спасению на море.

До сих пор не завершены процедуры ратификации Международной конвенции 1991 года "О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения". Четырнадцати лет, прошедших с момента появления этого документа, нам для этого оказалось мало.

Так что единственным результатом реакции государственных органов на новые угрозы безопасности авиаперелетов станет, похоже, увеличение цены на авиабилеты. К стоимости билета будет добавлен еще и сбор на безопасность. Об этом еще в прошлом году заявили начальник Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНТ) Александр Нерадько и и.о. начальника управления транспортной безопасности ФСНТ Владимир Черток. Размер доплат может составить 5-10 долларов, и эти средства, по словам Александра Нерадько, пойдут на оснащение аэропортов системами контроля и предупреждения чрезвычайных происшествий.

В общем, не желает Минфин выделять деньги - возьмем их с пассажиров. Они же хотят безопасности - вот пусть и платят. Как говорится, спасение улетающих - в кошельках самих улетающих. Вот только получим ли мы за эти деньги хоть какие-то гарантии безопасности?

Вряд ли, если и впредь можно будет купить "с рук" билеты или пройти на борт самолета без всякого досмотра. Хотя ведь не надо ничего придумывать - можно взять пример с железнодорожников, у которых есть единые системы продажи, бронирования и резервирования билетов, связанные, кстати, с информационными базами МВД и ФСБ. А вот продажа авиабилетов в основном осуществляется многочисленными посредниками, для приличия именующими себя "сервисными операторами" и "турагентствами". Не секрет, что прибыль волнует их гораздо больше, чем безопасность тех, кто покупает билеты. Правда, по словам Александра Нерадько, уже ведется работа по созданию единой информсети и на авиатранспорте. Но когда она будет создана - неясно. Логично предположить, что право заниматься авиаперевозками смогут получить лишь те компании, которые подключатся к данной системе. Готовиться же к этому надо заранее. А как готовиться, если пока неизвестно, что это будет за система?

Рано или поздно придется все же наводить порядок и в воздухе, и на земле. Ведь согласно международному праву и договорам, подписанным нашей страной, именно государство несет ответственность за безопасность пассажиров в полете и в аэропортах. И отвечать за несоответствие международным нормам безопасности перед ИКАО тоже придется государству, а не частным авиакомпаниям и уж тем более не пассажирам. Так, может, уже пора перейти от слов к делу?

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости