Опытный анклав

Минэкономразвития попыталось принять в ВТО Калининград. Область оказала сопротивление

Над областью решили поставить эксперимент по "чистому либерализму".

ПОДРОБНОСТИ

НА ДНЯХ МИНЭКОНОРАЗВИТИЯ ПОПЫТАЛСЯ ПОЛНОСТЬЮ ОТКРЫТЬ КАЛИНИНГРАДСКУЮ ОБЛАСТЬ ДЛЯ ЗАГРАНИЦЫ, СОЗДАВ В НЕЙ ТАКИЕ УСЛОВИЯ, КАК БУДТО ЭТОТ РЕГИОН СЕПАРАТНО ПРИНЯЛИ в ВТО. ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ЭКОНОМРАЗВИТИЯ АНДРЕЙ ШАРОНОВ НАПРАВИЛ в ОБЛАСТНУЮ АДМИНИСТРАЦИЮ ПИСЬМО С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ОТМЕНИТЬ квоты (ОГРАНИЧЕНИЯ) НА ввоз В АНКЛАВ ИНОСТРАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, А ТАКЖЕ БОЛЬШИНСТВА ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ: СИГАРЕТ, АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ, МУКИ, КОЛБАСЫ.

Напомним, что таможенные пошлины при ввозе в регион - нулевые, и импорт одерживался только квотами. Официальная причина: власти не справились с управлением торговыми потоками, контроль над которыми достался криминалу. Однако идея устроить из Калининграда "опытную площадку" активно не понравилась местным властям, да и сам г-н Шаронов, похоже, открестился от своего намерения. В итоге калининградский бизнес лихорадит, поскольку никто не знает, что будет завтра.

Наполнить полки товарами и в то же время сделать Калининград "российским Гонконгом" - такую идею преследовали чиновники, отменившие в свое время таможенные пошлины для этого региона, но придумавшие квоты на ввоз туда ряда товаров. Полки наполнились, а с "Гонконгом" все равно не вышло: квоты, которыми торговали на аукционах, быстро стали объектом криминального бизнеса. В аукционах принимали участие хорошо информированные (вероятно, самими же властями) денежные "акулы". Покупая право ввоза такой-то партии машин, "акулы" потом просто перепродавали его реальным импортерам, зарабатывая на этой нехитрой операции под тысячу процентов прибыли. В итоге в октябре 2004 года арестовали заместителя губернатора области Савву Леонова по подозрению в получении взятки в 150 тысяч долларов за лоббирование интересов одной из "акул".

Местная власть заметалась. Губернатор области г-н Егоров заикнулся было об отмене автомобильных квот, чего в Минэкономразвития, как выяснилось, только и ждали: чиновники из Москвы предложили отказаться от ограничения ввоза практически всех других изделий (сегодня квотируют 56 видов товаров). Сотрудники Минэкономразвития заявили, что квотируемые товары в области все равно не делают, а значит, поддерживать калининградского производителя незачем. При этом они "проигнорировали" калининградский автопром, пусть отверточный, но динамично развивающийся (скажем, в области налажена сборка автомобилей БМВ и КИА-МОТОРС), лишь заметили вскользь, что собранные в Калининграде автомобили все равно идут только в "большую Россию" с уплатой всех таможенных пошлин, а значит, отмена квот не нанесет "отвертке" никакого вреда.

Московские идеологи по "калининградской проблеме" идею горячо поддержали. Так, один из разработчиков Закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области", директор по международным проектам Института экономики переходного периода Сергей Приходько заявил корреспонденту "РГ", что "помимо борьбы с коррупционным механизмом" квотирования в автомобильном бизнесе отмена квот на некоторые виды товаров означает только одно - местный рынок насыщен, потребительский спрос удовлетворен, а открытые границы со странами ЕС поспособствуют развитию здоровой конкуренции и снижению цен в регионе, обеспечат достойный уровень жизни людям.

Но и власти, и бизнес Калининграда испугались такого поворота. Замгубернатора Михаил Цикель сразу назвал идею "миной замедленного действия". Где у "мины" расположен "детонатор", он не пояснил, но догадаться несложно. Власти уже вкусили "плодов свободы" : местные фермеры постоянно бунтуют, утверждая, что дешевые импортные продукты питания вытесняют их с рынков. Не хватало еще, чтобы к митингующим крестьянам присоединились автомобильные импортеры. И вот на днях в Калининграде прошел "правильный" (и широко разрекламированный) аукцион по продаже автомобильных квот, в котором, как утверждают тамошние чиновники, участвовали все, в том числе мелкие, некоррумпированные (якобы) импортеры. "Задача по нормализации торговли квотами, поставленная губернатором, решена", - заявил один из представителей областной администрации. А значит, отменять их не нужно.

В свою очередь легальный бизнес, консолидированный в Союз промышленников и предпринимателей Калининградской области, решил перестраховаться и выдает сдержанные комментарии "и вашим, и нашим". Вот что сказал нашему корреспонденту руководитель этой организации Борис Овчинников:

- Я считаю, нельзя отменять квот на ввоз тех товаров, которые традиционно производятся в Калининградской области. Импортный товар освобождается не только от пошлин, но и от НДС, и продукция, к примеру, из Польши или Литвы уже будет иметь преимущество перед калининградской на 18 процентов (ставка НДС - Прим. "РГ"). Это нельзя назвать справедливым. А вот что касается товаров, которые в области не производятся - другое дело. На автомобили, алкоголь, табачные изделия я бы предложил ввести нулевые квоты, но растаможивать по полной программе, с уплатой пошлины и НДС.

Похоже, как быть, не знают даже авторы идеи сделать из Калининграда "маленькое ВТО". Так, нам не удалось найти ни "крайнего" - ответственного за эту идею в самом Минэкономразвития, ни понять, каковы будут дальнейшие шаги федеральной власти. Сам же г-н Шаронов, похоже, от замысла открестился. "Это совершенно не его вопрос, - сказал нам источник в окружении г-на Шаронова. - Видимо, шеф подписал бумагу в отсутствии лиц, которые на самом деле отвечают за эту проблему. К ним и нужно обращаться". Излишне говорить, что после такого признания обнаружить "концы" в коридорах Минэкономразвития оказалась вовсе невозможно.

Каков итог? С одной стороны, очевидно, что калининградская власть "завязла" в квотной проблеме и пытается изо всех сил сохранить лицо. Нельзя и не учитывать колоссального давления, которому она подвергается со стороны и легального, и криминального бизнеса. С другой стороны, столь же очевидно, что каких-то здравых идей из Москвы ждать Калининграду не приходится. Скорее всего, над областью решили поставить эксперимент по "чистому либерализму", чтобы просчитать, что будет в России уже следующей весной, после "легального" присоединения к ВТО. Впрочем, что будет - уже и сегодня хорошо иллюстрируется калининградской картинкой. Очевидно, что по целому ряду "чисто российских особенностей" выполнение ни одного пункта из числа обязательств перед ВТО не пройдет гладко.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости