Минэкономразвития попыталось принять в ВТО Калининград. Область оказала сопротивление
Над областью решили поставить эксперимент по "чистому либерализму".
ПОДРОБНОСТИ
НА ДНЯХ МИНЭКОНОРАЗВИТИЯ ПОПЫТАЛСЯ ПОЛНОСТЬЮ ОТКРЫТЬ КАЛИНИНГРАДСКУЮ ОБЛАСТЬ ДЛЯ ЗАГРАНИЦЫ, СОЗДАВ В НЕЙ ТАКИЕ УСЛОВИЯ, КАК БУДТО ЭТОТ РЕГИОН СЕПАРАТНО ПРИНЯЛИ в ВТО. ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ЭКОНОМРАЗВИТИЯ АНДРЕЙ ШАРОНОВ НАПРАВИЛ в ОБЛАСТНУЮ АДМИНИСТРАЦИЮ ПИСЬМО С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ОТМЕНИТЬ квоты (ОГРАНИЧЕНИЯ) НА ввоз В АНКЛАВ ИНОСТРАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, А ТАКЖЕ БОЛЬШИНСТВА ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ: СИГАРЕТ, АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ, МУКИ, КОЛБАСЫ.
Напомним, что таможенные пошлины при ввозе в регион - нулевые, и импорт одерживался только квотами. Официальная причина: власти не справились с управлением торговыми потоками, контроль над которыми достался криминалу. Однако идея устроить из Калининграда "опытную площадку" активно не понравилась местным властям, да и сам г-н Шаронов, похоже, открестился от своего намерения. В итоге калининградский бизнес лихорадит, поскольку никто не знает, что будет завтра.
Наполнить полки товарами и в то же время сделать Калининград "российским Гонконгом" - такую идею преследовали чиновники, отменившие в свое время таможенные пошлины для этого региона, но придумавшие квоты на ввоз туда ряда товаров. Полки наполнились, а с "Гонконгом" все равно не вышло: квоты, которыми торговали на аукционах, быстро стали объектом криминального бизнеса. В аукционах принимали участие хорошо информированные (вероятно, самими же властями) денежные "акулы". Покупая право ввоза такой-то партии машин, "акулы" потом просто перепродавали его реальным импортерам, зарабатывая на этой нехитрой операции под тысячу процентов прибыли. В итоге в октябре 2004 года арестовали заместителя губернатора области Савву Леонова по подозрению в получении взятки в 150 тысяч долларов за лоббирование интересов одной из "акул".
Местная власть заметалась. Губернатор области г-н Егоров заикнулся было об отмене автомобильных квот, чего в Минэкономразвития, как выяснилось, только и ждали: чиновники из Москвы предложили отказаться от ограничения ввоза практически всех других изделий (сегодня квотируют 56 видов товаров). Сотрудники Минэкономразвития заявили, что квотируемые товары в области все равно не делают, а значит, поддерживать калининградского производителя незачем. При этом они "проигнорировали" калининградский автопром, пусть отверточный, но динамично развивающийся (скажем, в области налажена сборка автомобилей БМВ и КИА-МОТОРС), лишь заметили вскользь, что собранные в Калининграде автомобили все равно идут только в "большую Россию" с уплатой всех таможенных пошлин, а значит, отмена квот не нанесет "отвертке" никакого вреда.
Московские идеологи по "калининградской проблеме" идею горячо поддержали. Так, один из разработчиков Закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области", директор по международным проектам Института экономики переходного периода Сергей Приходько заявил корреспонденту "РГ", что "помимо борьбы с коррупционным механизмом" квотирования в автомобильном бизнесе отмена квот на некоторые виды товаров означает только одно - местный рынок насыщен, потребительский спрос удовлетворен, а открытые границы со странами ЕС поспособствуют развитию здоровой конкуренции и снижению цен в регионе, обеспечат достойный уровень жизни людям.
Но и власти, и бизнес Калининграда испугались такого поворота. Замгубернатора Михаил Цикель сразу назвал идею "миной замедленного действия". Где у "мины" расположен "детонатор", он не пояснил, но догадаться несложно. Власти уже вкусили "плодов свободы" : местные фермеры постоянно бунтуют, утверждая, что дешевые импортные продукты питания вытесняют их с рынков. Не хватало еще, чтобы к митингующим крестьянам присоединились автомобильные импортеры. И вот на днях в Калининграде прошел "правильный" (и широко разрекламированный) аукцион по продаже автомобильных квот, в котором, как утверждают тамошние чиновники, участвовали все, в том числе мелкие, некоррумпированные (якобы) импортеры. "Задача по нормализации торговли квотами, поставленная губернатором, решена", - заявил один из представителей областной администрации. А значит, отменять их не нужно.
В свою очередь легальный бизнес, консолидированный в Союз промышленников и предпринимателей Калининградской области, решил перестраховаться и выдает сдержанные комментарии "и вашим, и нашим". Вот что сказал нашему корреспонденту руководитель этой организации Борис Овчинников:
- Я считаю, нельзя отменять квот на ввоз тех товаров, которые традиционно производятся в Калининградской области. Импортный товар освобождается не только от пошлин, но и от НДС, и продукция, к примеру, из Польши или Литвы уже будет иметь преимущество перед калининградской на 18 процентов (ставка НДС - Прим. "РГ"). Это нельзя назвать справедливым. А вот что касается товаров, которые в области не производятся - другое дело. На автомобили, алкоголь, табачные изделия я бы предложил ввести нулевые квоты, но растаможивать по полной программе, с уплатой пошлины и НДС.
Похоже, как быть, не знают даже авторы идеи сделать из Калининграда "маленькое ВТО". Так, нам не удалось найти ни "крайнего" - ответственного за эту идею в самом Минэкономразвития, ни понять, каковы будут дальнейшие шаги федеральной власти. Сам же г-н Шаронов, похоже, от замысла открестился. "Это совершенно не его вопрос, - сказал нам источник в окружении г-на Шаронова. - Видимо, шеф подписал бумагу в отсутствии лиц, которые на самом деле отвечают за эту проблему. К ним и нужно обращаться". Излишне говорить, что после такого признания обнаружить "концы" в коридорах Минэкономразвития оказалась вовсе невозможно.
Каков итог? С одной стороны, очевидно, что калининградская власть "завязла" в квотной проблеме и пытается изо всех сил сохранить лицо. Нельзя и не учитывать колоссального давления, которому она подвергается со стороны и легального, и криминального бизнеса. С другой стороны, столь же очевидно, что каких-то здравых идей из Москвы ждать Калининграду не приходится. Скорее всего, над областью решили поставить эксперимент по "чистому либерализму", чтобы просчитать, что будет в России уже следующей весной, после "легального" присоединения к ВТО. Впрочем, что будет - уже и сегодня хорошо иллюстрируется калининградской картинкой. Очевидно, что по целому ряду "чисто российских особенностей" выполнение ни одного пункта из числа обязательств перед ВТО не пройдет гладко.