Николай БУХВАЛОВ: МЫ ДОЛЖНЫ ПОНЯТЬ, ПО КАКИМ ПАРАМЕТРАМ ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНА

Интервью с "промышленным" вице-губернатором - Николай Ювенальевич, "Компаньон" не раз писал о том, что в Пермской области отсутствует эффективная жилищная политика, а ваша программа, утвержденная Экономическим советом при губернаторе, реализуется, мягко говоря, медленными темпами...

- Во-первых, программа рабочей группы экономсовета, которую я возглавлял, вообще единственная доведена до стадии реализации. Для этого, собственно, я и был приглашен работать в обладминистрацию. Во-вторых, если вы знакомы с программой, то согласитесь, что по крайней мере половина ее пунктов за полгода уже выполнена. Я имею в виду комплекс первоочередных мероприятий активизации жилищного строительства на 2004-2005 годы.

Первое - создан фонд содействия жилищному строительству и приобретению жилья, в рамках которого выделены средства на разработку градостроительной документации для области в целом и отдельных территорий, а также - на программу расселения из ветхого и аварийного жилья.

Второе - выделены серьезные средства Пермскому областному ипотечному фонду. Теперь в его распоряжении - 130 млн руб., и больше нечем оправдывать низкие объемы ипотечного кредитования в регионе. В ближайшее время мы вправе ожидать резкой активизации работы фонда.

Третье - сразу после новогодних каникул был подписан первый контракт со стратегическим иногородним инвестором в жилищное строительство - компанией "СтройИнвестРегион".

Не дожидаясь эффекта от принятых решений, мы уже сейчас стремимся стабилизировать рост объемов жилищного строительства на уровне более 10 % в год. В частности, планируем поднять этот показатель с 440 тыс. кв. м в 2004 году до более 500 тыс. кв. м в 2005 году. Если государство бьется за ежегодный рост ВВП на уровне 7 %, то мы в конкретном секторе экономики стремимся преодолеть 10 %-ный барьер.

За полгода мы сделали больше, чем предстоит сделать в рамках программы за целый оставшийся год. По большому счету, осталось акционировать ипотечный фонд и организовать работу управляющих компаний, которые призваны оптимизировать освоение крупных строительных площадок по принципу комплексной микрорайонной застройки. В программе сказано о создании государственной управляющей компании, но мы будем способствовать и организации частных. Глупо не использовать опыт людей в реализации таких крупных проектов, как строительство спортивно-развлекательного центра "Олимпия".

Хотел бы только еще заметить, что результаты нашей работы надо оценивать с учетом того, что формально область не имеет прямых рычагов влияния на политику администрации областного центра, где концентрируется основная часть любых усилий в жилищном строительстве. Поэтому я готов повторить, что при всех справедливых упреках мы работаем с беспрецедентной за последние годы для строительного сектора степенью продуктивности.

- Стоит ли ожидать от обладминистрации такой же продуктивности в промышленной политике? - Не стоит. Механически переносить принципы организации развития жилищного строительства на промышленность в целом нельзя. Это гораздо более масштабный и сложный вопрос. Мы пока в поиске и стратегии развития региона, и механизмов ее реализации.

Понятно, что условия для развития экономики в отдельной территории не создать - они формируются на федеральном уровне. Поэтому влияние региональной власти ограничена. Более того, я считаю, что оно и должно быть ограниченным. Когда промышленники делят прибыль, они не спрашивают у власти совета, как это лучше сделать или как побольше заплатить налогов. Вопросы к власти возникают у них только когда они не могут решить какие то свои проблемы. И только тогда начинаются разговоры о том, что "у власти должна быть промышленная политика".

Чтобы помощь бизнесу со стороны власти была эффективной, я считаю, что департамент промышленности не должен заниматься проблемами предприятий по мере поступления их пожеланий. Мы должны выбрать 7-10 проектов, которые будет вести обладминистрация. Проекты должны быть выбраны как раз в том самом диалоге бизнеса и власти. Сам бизнес должен собраться и обсудить их, после чего Торгово-промышленная палата и Региональное объединение работодателей "Сотрудничество" могли бы представить для рассмотрения обладминистрации, например, 30 проектов. Мы, в свою очередь, отбираем из них наиболее, с нашей точки зрения, важные и перспективные для региона и начинаем по ним работать.

- Какие проекты региональная власть уже сейчас могла бы поддержать как перспективные? И может ли стать одним из них перевод заказов пермских нефтегазовых и монопольных структур на производство оборудования на местные предприятия? - Безусловно. Одним из таких проектов могло бы стать, например, развитие газотурбинных технологий. Можно рассмотреть проект развития кластера производств оборудования для нефтяной отрасли. Это и "Мотовилихинские заводы", и Очерский машзавод, и "Новомет".

С ОАО "Российские железные дороги" мы уже договорились о реализации проекта по удвоению объемов поставок машиностроительных предприятий Пермской области для нужд железнодорожников. А это - дополнительный миллиард в нашу экономику. Ни одно предприятие самостоятельно освоить такси заказ не может. Нужна кооперация, которой мы помогаем формироваться, и интересы которой мы лоббируем в диалоге с железнодорожниками.

У нас только машиностроительных заводов более 100. Власть должна найти в себе политическую волю и сказать, что находится в ее компетенции, а что - нет. Если где-то не платят зарплату, то это - в компетенции правоохранительных органов. То же самое - с налогами. А вот, например, подготовка кадров для промышленности - это вопрос и обладминистрации.

Региональная власть должна сосредоточиться прежде всего на территориальном аспекте управления. Отрасли по-прежнему рассматриваются без привязки к территории. Не все регионы могут похвастаться таким документом, какой есть у нас - "Стратегией социально экономического развития Пермской области", принятой областным Законодательным собранием в 2003 году. Но и он написан с отраслевой точки зрения, и в нем ничего не говорится о том, какое место Пермская область как территория занимает в Уральско-Поволжском экономическом районе, где наше место в общероссийской экономической системе. То есть наша "Стратегия" - это универсальный документ, который подходит и для Кирша, и для Удмуртии, и для других регионов. Но наша область находится в конкретном месте карты России, и с учетом этого должна выстраиваться и промышленная политика региона. И в этом смысле мы находимся в сложной ситуации. За нами нет развитых регионов. За Екатеринбургом - вся Сибирь, и этот город притягивает деньги со всей Сибири. У нас практически нет транзитных путей, как у Екатеринбурга. Есть Кировская область, Республика Коми и Ханты-Мансийский автономный округ. Если мы не станем центром притяжения хотя бы для этих регионов, то навсегда останемся провинцией.

Казалось бы, должно успокаивать то, что у нас понемногу, но растет промышленное производство. Но в Москве и Санкт-Петербурге оно падает. А развиваются эти территории высокими темпами. Мы удовлетворяемся медленным движением в рамках индустриальной экономики, а они стремительно мчатся в постиндустриальную. Великобритания, например, экспортирует преимущественно услуги. Томск проанализировал ситуацию и определился, что промышленность для него - не приоритет. Теперь он позиционирует себя как научно-образовательный центр для Сибири. Томск понял, что не может конкурировать по другим направлениям, а в этом - может. Мы тоже должны понять, по каким параметрам Пермская область может быть конкурентоспособна.

- Смелые заявления, учитывая, что Законодательное собрание Пермской области в основном состоит из представителей промышленных предприятий, отстаивающих интересы своих избирательных округов.

- Высказывая свою точку зрения, я осознанно несколько обостряю формулировки. Но это не отменяет сути проблемы. Как и вся наша страна, остающаяся заложником "трубы", Пермская область развивается по экстенсивному пути, оставаясь заложником сырьевого сектора.

Быть лидером в переходе к новой экономике у нашего региона шансов немного. Для развития постиндустриальной экономики нужна определенная концентрация людей на одном квадратном километре. Концентрация даст новое качество и рабочей силы, и бизнеса. Условно через три года население Перми может снизиться до 900 тыс. человек, а может возрасти до 1 200 тыс. При первом варианте мы станем таким же провинциальным городом, как Ижевск, Киров, которые крупные инвесторы не воспринимают всерьез. При втором варианте у нас есть шанс. Ожидать, что, например, в Кунгуре начнет развиваться инновационная экономика, невозможно. Она может возникнуть только в мегаполисах.

Понятно, что все заводы, которые работают на территории региона, так или иначе будут и дальше работать и развиваться. Но всеми крупнейшими местными предприятиями управляют уже российские и транснациональные корпорации. И эта тенденция необратима. Получается, что интеллектуальные и научные ресурсы уходят из региона, а местная промышленность ограничивается в развитии рамками процессинга ("Уралкалий", "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" и т. д. ). Постепенно система оптимизации выдавливает с предприятий и научный потенциал. Остаются рабочая сила и управленческие кадры соответствующего качества. Мы должны учитывать и компенсировать перемещение центров принятия решений за пределы региона.

Другая проблема - это комплексная схема размещения производительных сил, комплексная схема поселений. Сейчас идет муниципальная реформа, нарезаются округа. Как этот процесс соотносится со стратегией развития региона, отдельных территорий и размещения производительных сил? Да никак! Мы вкачиваем деньги в какую-то депрессивную территорию, строим жилье, создаем рабочие места. При этом не знаем, не лучше ли на эти деньги создать рабочие места, например, в Перми предложить людям переехать сюда. Не знаем, есть ли смысл сохранять в перспективе тому или иному поселению статус районного центра.

- Возможно появление бесперспективных территорий? - Не бесперспективных. Просто для каждой территории должна быть найдена своя роль, свое место. Изюминка, если хотите. Когда-то пора соотнести с развитием территорий реальную ситуацию в налоговой сфере? А она такова, что из региона уходят налог на прибыль и НДС. Основными налогами для, местных бюджетов остаются налог на имущество и подоходный налог с физических лиц. Это значит, что нужно создавать рабочие места - будь это добыча, машиностроение или туризм- и стимулировать приобретение гражданами собственности. В этом, кстати, и состоит смысл моей позиции относительно того, что мы должны не строить на бюджетные средства крохи социального жилья, а развивать стимулирование приобретения жилья в собственность.

Существующие до сих пор схемы размещения производительных сил, поселений были разработаны под советскую экономику. Экономика изменилась, а размещение осталось прежним. В советские годы сначала разрабатывалась программа научно-технического прогресса на 20-25 лет. На ее основе создавалась комплексная схема развития производительных сил на 1015 лет, на базе которой и формировались знаменитые пятилетние планы. Ну не дураки это придумали! А сегодня не только фирму Toyota, но и менее масштабного инвестора приглашать в Пермь мы не очень-то готовы.

По итогам последнего съезда Российского союза промышленников и предпринимателей был впервые подготовлен объемный доклад "Политика повышения конкурентоспособности экономики России". Со ссылкой на зарубежные исследования в нем утверждается, что не найдено никаких доказательств решающей связи между налоговыми стимулами, таможенными барьерами и принятием транс национальными корпорациями эффективных решений о размещении своих производств на территории данных стран. Оказалось, что объем рынка, наличие квалифицированной рабочей силы, состояние инженерной инфраструктуры имеют для инвесторов большее значение. То есть наша промышленная политика должна вы рожаться не столько в решении проблем предприятий, сколько в решении территориальных вопросов и проблем населения. Для инвестора не принципиально, если у нас налог на прибыль будет на 1 % ниже, чем в Свердловской области. Принципиально, есть ли здесь нормальная рабочая сила и создана ли инфраструктура.

Сейчас мы распределяем средства по принципу "всем сестрам по серьгам", без анализа перспективности, точнее - специализации той или иной территории. Ни об эффективности расходования бюджетных средств, ни о стимулировании экономического роста при этом говорить не приходится.

Многие страны проходили через реструктуризацию отдельных своих территорий, в том числе - через переселение больших групп населения. И возникали в итоге "силиконовые долины". Конечно, нужны компромиссы с реальностью. Нельзя как обрекать людей на жалкое существование, так и силком гнать их в более перспективные места проживания. Но эти компромиссы должны быть не на пустом месте, а на основе какой то идеологии - между консервативными условия ми и концепцией перспективного раз вития.

- По вашему мнению, принцип выравнивания уровня развития территорий окончательно нажил себя? - Скорее закончился очередной этап развития, и вперед вырвется тот, кто быстрее перейдет к следующему. Я высказываю свою личную точку зрения, но при этом основанную на опыте, в том числе и моих коллег.

Отсутствие идеологии территориального развития ощущают все: и здравоохранение, и образование, и дорожное строительство. Нет концентрации усилий на каких то участках для прорыва. Все ресурсы растаскиваются по кусочкам, по депутатским округам. Так мы окончательно превратимся в провинциальную губернию. Если мы ставим перед собой амбициозные задачи, то должны понимать, что это требует серьезных политических решений и концентрации усилий на каких то "точках роста" Объективно на зрел переход к политике поляризованного развития, которая заключается в опережающем росте нескольких базовых территорий.

Почему-то мы стараемся не делать далеко идущих выводов из того факта, что из Перми уезжают состоятельные люди. А ведь это очень плохая тенденция. Мы теряем прослойку самых инициативных людей, которые могли бы сделать нашу жизнь лучше. Они имеют здесь какой то бизнес, а качество жизни их не устраивает - нет соответствующей инфраструктуры, И бизнес извне к нам будет идти еще тяжелее, потому что качество местных деловых партнеров имеет тенденцию к снижению. В Перми нет ни одной нормальной территории, где могли бы комфортно жить состоятельные люди, где предоставлялся бы определенного уровня комплекс услуг. Качество и количество этих услуг в первую очередь отражается в цене жилой недвижимости. Поэтому неудивительно, что в Москве, допустим, соотношение между самым дешевым и самым дорогим жильем доходит до 1/50, в Перми - 1/2 Качество бизнеса - это качество территории, а качество территории - это качество бизнеса. Но мы не можем разорвать этот замкнутый круг с позиции решения проблем бизнеса. Все понимают, что это прерогатива федеральной власти. Зато у нас есть многое, чтобы работать над повышением качества территории. Это - наша компетенция: аэропорт, дороги, гостиницы, жилы и т. д. Кроме того, приезжают инвесторы и просят промплощадки, земельные участки для девелоперских проектов, а мы не можем ничего дать - у нас не подготовлена земля. Потому, что мы много лет не занимались территорией.

- Грустная картина. Что делать? - Вовсе не грустная. Мы знаем, что делать, и действуем. Региональная власть должна заниматься тремя основными блоками. Первое - повышать качество жизни населения. Второе - повышать качество территории. И в третью очередь, мы должны заниматься созданием условий для ведения бизнеса. Влияние этих трех элементов взаимно, и мое предложение заключается в том, что необходимо рассматривать территориальный аспект как равноправный в нашей работе.

По моему мнению, следует остановиться на следующих проектах.

Первый - "Большая Пермь". Задача - достичь через 3 года численности населения областного центра на уровне 1200 тыс. человек. Для этого незачем расширять административные границы Перми и "обижать" пригородные районы. Мы можем оперировать понятием "агломерация город Пермь" или термином "Большая Пермь".

Для бизнеса не важно, где проходят административные границы. Чтобы подтянуть прилегающие районы, нужно развить работу по двум кольцевым уровням.

Первое кольцо - от строящегося Красавинского моста через Каму до моста через Чусовую. К сожалению, при строительстве этой дороги была запроектирована только она сама и ничего вокруг. Хотя в принципе вдоль дороги должны идти все коммуникации, необходимые для развития прилегающей территории (жилье, коммерческие и социальные объекты, промзоны) Сейчас работает группа "Пригород Перми", которая готовит проект освоения западного и южного участков (от Красавинского моста до трассы на Кунгур) площадью порядка 600 га. В этом году, кстати, в Пермском районе впервые введено 30 тыс. кв. м жилья. Думаю, что года через два ежегодный ввод здесь достигнет уровня 100 тыс. кв. м.

Второе кольцо - по линии Усть-Качка - Вершеть - Полазна - Краснокамск. Необходима раз работка генплана для всей этой территории. В какой последовательности осваивать крупные земельные участки, где строить элитные поселки, где - промзоны, все это должно быть увязано Второй стратегический проект - это транспорт и логистика. В первую очередь я имею в виду дорогу из Перми через Полазну и Чусовой на Свердловскую область и Ханты-Мансийск. Сегодня нефтяники Республики Коми, Ханты-Мансийска и Тюмени ездят тратить деньги на отдых и приобретение товаров в Москву и Екатеринбург. Нужно постараться часть этого потока забрать на себя.

Далее, транспортный коридор Волга - Кама - Сибирь. Возможно, он стимулирует транзитные и даже экспортные перевозки. Если мы не заберем у Екатеринбурга хотя бы часть транзитных функций, мы ос пишемся в геоэкономическом тупике.

Третий стратегический проект - аэропорт и гостиница. Пассажиропоток из екатеринбургского аэропорта - 800 тыс. человек в год, из пермского - 150 тыс. Там - прямые рейсы за границу, а мы летаем через Нижний Новгород и Екатеринбург. Без нормального авиасообщения со всем миром об интенсивном развитии бизнеса и речи быть не может. Вложив большие деньги во взлетно-посадочную полосу и аэровокзал, дальше необходимо начинать выстраивать отношения с авиакомпаниями для организации прямых рейсов. Надеюсь также, что уже в этом году какая-нибудь гостиничная сеть "с именем" начнет долгожданное строительство в Перми гостиницы европейского уровня. Жизнь показывает, что ни кто другой сделать это качественно и быстро не может.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости