1
1

Тернистый путь дальнобойщиков

О насущных проблемах международных автомобильных перевозчиков будут говорить сегодня на своем собрании члены АСМАП в зале "Интуравтосервиса" на улице Седова, 5

Вальтер ВЕЛЬСМАН, начальник представительства АСМАП по Северо-Западу

Специалисты подсчитали, что один шофер грузовика дает еще семь рабочих мест - ремонтникам, кладовщикам, приемщикам и отправителям грузов и другим обслуживающим транспортный конвейер.

Так считают в цивилизованном мире, где действуют нормальные рыночные законы. Но в России эту "великолепную семерку" смежников можно смело умножить как минимум на два. В чем мы убедились на днях, проведя любопытный эксперимент по жалобам членов Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. Начали мы отсчет своих исследований на автомобильном пункте пропуска "Брусничное" и закончили, проехав без малого две сотни километров, на специальном пункте весового контроля "Осиновая Роща". Во время взвешивания груза на въезде в Россию в сопроводительном акте, выданном водителю, было записано: 36 т 029 кг. А на весах в Осиновой Роще по непонятным причинам цифра, зафиксированная на госгранице, словно по щучьему велению и по чьему-то хотению превратилась в 38 т 440 кг. Другими словами: вес автомобиля с грузом, за которым мы вели пристальное наблюдение в три пары глаз, вырос на 2 т 311 кг. У другого автопоезда эта весовая разница 2 т 336 кг. Вот ведь какие чудеса! Проехав почти двести километров, грузовик, нигде не останавливаясь, нежданно-негаданно прибавил в весе еще чуть ли не две с половиной тонны.

А ларчик, как говорится, открывается просто. Увеличение весовых нагрузок на ось автомобиля - это живые деньги. Тариф четкий: две тонны "лишнего" веса обходятся дальнобойщику в три тысячи рублей. Но это лишь малая толика подорожных податей, которые платит шофер-международник. От Хельсинки до Москвы мы однажды насчитали 17 контрольных пунктов, включая милицейские КПМ. Так что старая русская пословица "Один с сошкой, а семеро с ложкой" явно не вписывается в новый отечественный рыночный беспредел. По нашим материалам этим вопросом сейчас вплотную занимается ряд ответственных руководителей, в том числе первый замминистра транспорта России.

Российские международные автоперевозчики давно уже работают в неравных условиях с конкурентами из соседних стран. На европейские магистрали допускаются только современные тягачи, экологически чистые, безопасные в эксплуатации, отвечающие международным стандартам.

Так как отечественный автопром ничего подобного не производит, грузовики и запчасти к ним приходится закупать за рубежом. При этом налоговая нагрузка на автоперевозчиков в России оказывается значительно выше, чем на поставщиков аналогичных услуг на фрахтовом рынке за границей. И, вместо того чтобы поддержать отечественные компании, в Санкт-Петербурге их пытаются обложить дополнительной данью. Повышается не только транспортный налог, но и налог на землю. А ведь крупные транспортные компании вынуждены занимать достаточно солидные территории под гаражи, под ремонтные зоны. Увеличивая расходы на содержание автобаз, власти не замечают, насколько велик дефицит в Санкт-Петербурге качественного автосервиса. В городе недостаточно служб, где оказывали бы весь комплекс услуг, связанных с автоперевозками, включая экспедиторские и логистические.

А уже сегодня рентабельность российских автоперевозок составляет около пяти процентов. Пять процентов! Ситуация на рынке экспортно-импортных автомобильных перевозок приближается к той, которая в свое время привела к исчезновению российского флага на морских судах.

Разумеется, кардинально проблему можно решить только на федеральном уровне, но и от политики местных органов власти тоже многое зависит.

Кто, в частности, подсчитал, сколько средств увозят мимо Петербурга автомобильные варяги, которые почти 60 процентов грузов перевозят по питерским магистралям на тягачах с номерами других регионов. Ни налогов от выполненных услуг, ни подоходных сборов с физических лиц - что и как взять с нелегалов и иногородних шоферов? Только сиреневый туман выхлопных газов остается да разрушенные дороги и здания вдоль них.

И тем не менее дальнобойщики Северо-Запада, представляющие Петербург, Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Мурманскую, Архангельскую, Вологодскую области, а также Карелию и Республику Коми, трудятся и живут надеждой на лучшие перемены. Сегодня в целом по федеральному округу 336 коллективных членов АСМАП, которые имеют в своем составе 5146 автомобилей. О росте объемов перевозок, выполненных дальнобойщиками региона, можно судить по следующим цифрам. Если за 1999 год было выдано 136.000 разрешений на международные перевозки, то по итогам прошлого года их было 246 тысяч. Увеличение интенсивности международной транспортной деятельности в регионе за пять лет составило 81 процент. Это без учета пассажирских регулярных перевозок. Расширение услуг перевозчиков региона искусственно сдерживается ограничением разрешений, выдаваемых иностранными коллегами Финляндии, Италии, Австрии, Швеции, Германии. В последние годы значительно возросли перевозки автопоездами Северо-Западного федерального округа и в страны Прибалтики.

Приходится нашей ассоциации решать и серьезные проблемы. В первом полугодии 2003 года на автопереходах финляндского направления сложилась сложная ситуация. Простои машин в очереди на въезде в Россию выросли до трех суток.Проблемой занялись руководители представительства АСМАП, и в первую очередь члены его совета Иван Заметал ин, Вячеслав Лазарян, Юрий Иванов. Мы подготовили аналитические материалы и предложения, чуть не по секундомеру проконтролировали каждую операцию таможенного контроля на госгранице. Провели ряд встреч с должностными лицами правительства Петербурга и Ленобласти, с руководством пограничных и таможенных органов. Провели выездное заседание координационного совета Северо-Западного таможенного управления. И результаты не замедлили сказаться. В нашем регионе на полгода раньше, чем на других территориях России, была введена более упрощенная таможенная технология досмотра доставляемых грузов. А в 2004 году достигнутый опыт нашел свое отражение в новом Таможенном кодексе Российской Федерации. Мы прекрасно понимаем, что сокращение простоев на таможенных переходах - один из важнейших вопросов работы АСМАП со всеми структурами органов власти и международными организациями всех категорий автотранспорта. Поэтому наши члены совета АСМАП добились того, чтобы на Выборгском направлении находился постоянный ее представитель, который оперативно на месте решал бы возникающие проблемы и помогал дальнобойщикам качественно выполнять рейсовое задание.

Хочу искренне поблагодарить за активную работу новый состав регионального совета АСМАП, который возглавляет Валерий Волков - генеральный директор Русско-Балтийской транспортной компании. Представительство совместно с Межрегиональным союзом автоперевозчиков и экспедиторов сдерживало введение сертификатов технических осмотров международных автотранспортных средств (МСТО) в России. А накануне начала его применения организовывало в регионе и проводило с перевозчиками и административными органами (ГИБДД) работу по изучению данного документа, добивалось от территориальных органов МВД максимально удобного получения этого документа. Мы добились организации передвижных постов ГИБДД перед въездом в Выборг, на погранпереходах в Торфяновке, Брусничном, Светогорске. Даже в новогоднюю ночь специалисты нашего представительства отслеживали прохождение туристических и рейсовых автобусов в Финляндию.

Однако выскажу мнение большинства членов АСМАП округа: перевозчики надеются, что новый состав федерального совета АСМАП сумеет убедить Министерство транспорта РФ в необходимости денонсации (отмены) бессмысленного и убыточного для бюджета Российского государства Международного сертификата техосмотра (МСТО), создающего двойную, а в случае с ЕКМТ - тройную, процедуру техосмотров, наносящего убыток международным автоперевозчикам, приносящего унижение российским транспортникам в иностранных государствах.

Весь прошедший год мы как эксперты активно участвовали в разработке международных программ по усилению сотрудничества и интеграции в стратегической политике Санкт-Петербурга и областей Северо-Западного региона. Работали над материалами Международной евроазиатской конференции по транспорту, на заседаниях Евроазиатского транспортного союза.

Учебным центром оказывается значительный объем услуг по подготовке водителей и менеджеров для международных перевозок. Ежегодно число обучающихся составляет 270 - 280 человек и 25 - 30 человек повышающих квалификацию.

Кроме того, проводится подготовка специалистов по перевозке опасных грузов - 350 - 370 чел., и до 70 человек переподготавливаются.

По просьбе Российской транспортной инспекции в учебном центре до 300 человек проходят курсы по безопасности дорожного движения.

Развивается новое направление обучения специалистов по курсу "Экономика и управление логистическими системами". По нему в 2003 и 2004 годах уже прошли обучение почти 100 человек. Члены АСМАП и представительство поддерживают связь с учебными центрами других регионов.

Получила развитие начатая в 2003 году работа по освоению новой услуги - визовой поддержке. Одновременно представительство стало расширять услугу по оформлению медицинских полисов водителям.

Совместно с секретариатом АСМАП для российских автомобильных перевозчиков ежегодно проводятся плановые экспозиционно-тематические мероприятие АСМАП - международные специализированные выставки и конференции АСМАП. Очередная конференция будет проходить сегодня здесь же по окончании нашего собрания.

В августе прошлого года нами совместно с перевозчиками Новгородской области и компанией "Новотрак" впервые было проведено региональное соревнование "Автопрофи-2004". Перевозчиками не только нашего региона, но и из Центрального федерального округа к данному соревнованию был проявлен большой интерес. Хочу еще раз поблагодарить новгородскую компанию "Новотрак" за прекрасную культурную программу, организованную ими для участников и гостей соревнований. Высокое мастерство членов АСМАП Северо-Запада было подтверждено 2-м местом на общероссийских соревнованиях компанией "Партнер-М". Рекомендую членам АСМАП заранее подавать заявки на участие в региональных соревнованиях "Автопрофи-2005", так как в этом году также в августе на наши соревнования хотят приехать перевозчики из соседних государств.

На сегодня главными проблемами международных автомобильных перевозчиков остаются транспортный налог и безудержный рост цен на топливо.

Во всех городах для автомобилистов создан стимулирующий налоговый режим на автомобили. Даже в Москве, по нашим данным, начисляют 25 рублей за лошадиную силу, в Ленобласти - 32 рубля, а в Петербурге дальнобойщиков приравняли к деятелям казино и увеличили транспортную налоговую ставку до 65 рублей. К чему это приведет? В Мурманской области, например, после увеличения налогового бремени автопредприятие "Кола" вынуждено было свернуть свою деятельность. Многим лицензированным автоперевозчикам ничего не остается, как перерегистрироваться в других регионах или за рубежом. Что уже, в частности, и делают вновь создаваемые автопредприятия. Но в конце концов и здесь мы найдем понимание в правительственных кругах Петербурга. А вот как быть с ценами на автомобильное топливо, которые возросли на 40 - 50 процентов во всех регионах страны?

Поэтому мы присоединяемся к общероссийской акции протеста, которая проводится завтра, 10 февраля, Общероссийским профсоюзом работников автомобильного и дорожного хозяйства, Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков, Российским автотранспортным союзом, Всероссийским обществом автомобилистов под лозунгом: "НЕТ РОСТУ ЦЕН НА ТОПЛИВО!".

Мы получили разрешение на митинг около парка Городов-героев (на пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта). Сбор участников в 10.00. Акция протеста будет проведена с 12.00 до 13.00.

***

Юрий СУХИН, президент АСМАП России

Мчится автомобиль по серпантину дорог, а горизонт манит - то удаляется, то приближается, но шофер всегда готов к любым неожиданностям, к любому испытанию трассой. Однако есть барьеры, которые он не видит. Юридические, экономические. Они формируются в высоких кабинетах, куда водителю порой и попасть-то невозможно.

И тогда на помощь дальнобойщику приходит Ассоциация международных автомобильных перевозчиков. И, как правило, выигрывает многие самые сложные дела. Примером в этом может служить и наше представительство по Северо-Западу, которое вот уже более десяти лет возглавляет Вальтер Федорович Вельсман. Он более полувека водит автомобиль, был талантливым руководителем автомобильной отрасли Ленинграда - Санкт-Петербурга.

Сегодня Северо-Запад является главным связующим звеном России со странами Европейского содружества. Две трети объема экспорта-импорта на автопоездах Россия выполняет через Санкт-Петербург.

За минувшие десять лет грузооборот на международных трассах Северо-Запада увеличился в двадцать с лишним раз, что является лучшей оценкой деятельности регионального филиала нашей ассоциации во главе с Вальтером Вельсманом.

Разумеется, эти и другие показатели были бы куда значительнее, если бы не новые серьезные проблемы. Это повышение вдвое налогового тарифа на транспортное средство и увеличение стоимости солярки и бензина. В отсутствие государственного регулирования цен на топливо магнаты за последний год взвинтили цены на 50 процентов.

Эта проблема подкосила и зарубежных автомобилистов. И не случайно ее вынесли на свое обсуждение в ноябре прошлого года члены Международного союза автомобилистов (МСАТ), членами которого являются 180 национальных ассоциаций в 67 странах мира. Была принята Декларация о текущем топливном кризисе. Подчеркивается, что "от транспортных компаний нельзя ожидать, что они в одиночку смогут управлять последствиями глобального кризиса". Поэтому все организации России, связанные с автомобильным транспортом, решили провести 10 февраля 2005 года общероссийскую акцию протеста под лозунгом: "Нет росту цен на топливо!". И члены АСМАП Северо-Запада тоже настроены по-боевому. Никакой коммерческой выгоды или политических дивидендов от этой акции не ждем. Дело в том, что транспортная составляющая в конечном счете касается любого гражданина России - от мальца в детском саду, куда привезут молоко в два раза дороже, чем прежде, до пенсионера, которому доставят те же лекарства, но уже по более высоким расценкам.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости