1
1

Как вылечить порты от вагонной недостаточности

В Северо-Западном территориальном управлении Федерального агентства железнодорожного транспорта (СЗТУ ФАЖТ) полагают, что ОАО "РЖД" ущемляет права железнодорожных операторов

Перевозчики тоже должны определять условия перевозок, включая их объемы. Пока же правила диктует ОАО "РЖД". Это затрудняет организацию логистического сервиса. Одна из причин появления "складов на колесах", за которыми следуют конвенции ОАО "РЖД" на перевозки в адрес российских портов и переключение грузопотоков на терминалы стран Балтии может скрываться в политике ОАО "РЖД".

На железных дорогах заинтересованы отрапортовать о погрузке грузов и отправить их с наименьшими затратами. При этом выбор станций и условия формирования составов диктуют в ОАО "РЖД".

Однако большинство грузовладельцев отправляют на экспорт разные виды продукции. Скажем, ОАО "Северсталь" в порт Петербург часто посылает 4 вида изделий, которые следуют в разные порты мира и их должны погрузить на разные суда. Соответственно, груз подают на разные причалы. Перед разгрузкой вагоны надо рассортировать, на что требуется время. А число путей для промежуточных операций ограниченно. И если возникают пробки, то ответственность железнодорожники стремятся переложить на экспедиторов или портовиков.

Получается, что стивидорам навязывают не свойственные им функции: они должны заниматься перевалкой грузов на причалах порта, а вынуждены организовывать промежуточное складирование и собирать партии товаров для отправки на судах. В принципе этим не должны заниматься и железнодорожники. Но так сложилось, что в России функции складирования распределены между железнодорожниками и стивидорами. Ни те ни другие не должны отвечать за сбои на стыковом звене между двумя видами транспорта в порту.На Западе грузовые партии и промежуточное складирование осуществляют крупные экспедиторы, которым принадлежат логистические терминалы на подходах к портам. В Роттердаме, например, грузы подают к причалам за 4 часа до начала погрузки на суда. За сверхнормативное хранение их на причалах назначают штрафы.

При непредвиденных задержках флота железнодорожники и автомобилисты не страдают: грузы хранятся в нормальном режиме на складах экспедиторов. Причем убытки от форс-мажора в данном случае оплачивают не экспедиторы, а страховые компании.

Понятно, что до такого уровня логистического сервиса в России дорастут не скоро. Для этого потребуются решения на государственном уровне, прежде всего - ограничение монополизма ОАО "РЖД" при выработке условий грузоперевозок. А для начала надо организовать совместное использование баз данных Министерства транспорта РФ и ОАО "РЖД". Все информационные системы были созданы на государственные деньги, поэтому через Минтранс свободный доступ к ним должны иметь также участники транспортного рынка и грузовладельцы.

Процесс это непростой, и для отладки технологий целесообразно начать с реализации пилотного проекта - создания независимого информационно-логистического центра на Северо-Западе РФ под руководством Минтранса России с участием экспедиторов, стивидоров, таможенников, владельцев складов и флота.

Инициатором создания такого центра выступает железнодорожный оператор "Евросиб".

По расчетам специалистов, ежегодный объем транспортных услуг на Северо-Западе РФ оценивается в $2,5-3 млрд.

В случае успешной реализации этого проекта можно на 5-10% повысить эффективность перевозок пользователей услуг центра за счет снижения косвенных расходов от упущенной выгоды и уменьшения прямых потерь от невывоза или задержки грузов. Потому к проекту намерены подключиться и другие участники рынка перевозок.

Понятно, что для реализации такой идеи необходима поддержка проекта на правительственном уровне, а также соответствующие решения Минтранса России и OAO "РЖД".

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости