Осознанная несовместимость

В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СТАЛО МОДНЫМ СЧИТАТЬ, ЧТО ПРИВАТИЗАЦИЯ СТАНЕТ ПАНАЦЕЕЙ ОТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ. МНОЖЕСТВО УСПЕШНО И ПРИБЫЛЬНО РАБОТАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ ОПРОВЕРГАЮТ этот ТЕЗИС. КАК, НАПРИМЕР, КАЛИНИНГРАДСКОЕ ФГУП "ПОРТОВАЯ НЕФТЕБАЗА". И ОПРОВЕРГАЛА БЫ И ДАЛЬШЕ, ЕСЛИ БЫ НЕ ПОСТОЯННЫЕ ПОПЫТКИ УНИЧТОЖИТЬ РУКАМИ ЧИНОВНИКОВ ЯРКИЙ ПРИМЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

Федеральное государственное унитарное предприятие "Калининградская портовая нефтебаза" (КПНБ) появилось на свет в апреле 1999 года по распоряжению Мингосимущества России. Поиски путей повышения эффективности управления госимуществом привели к идее разделения ГП "Калининградский морской рыбный порт" (КМРП). И в результате реорганизации по функциональному признаку сегодня в устье реки Преголи соседствуют два государственных предприятия - нефтебаза и рыбный порт.

История двух ФГУПов после разделения - наглядный пример того, что в современной экономике решающую роль играет не форма собственности и статус предприятия, а эффективный менеджмент. Стартовали после "обретения независимости" оба предприятия далеко не в самых благоприятных условиях. Износ основных средств рыбного порта на момент реорганизации составлял свыше 70 процентов. В наследство нефтебаза получила довольно ограниченные производственные возможности - 2 глубоководных причала (против 25, оставшихся во владении рыбного порта), небольшой резервуарный парк, сложности с использованием железнодорожных путей и т.д.

Но вот любопытные цифры, зафиксированные в протоколе заседания комиссии по вопросу реорганизации ФГУП КПНБ, состоявшемся в декабре 2002 года под председательством замруководителя Департамента имущества, промышленности; строительства, транспорта и связи Минимущества России. В 1999 году балансовая прибыль рыбного порта составила 49 133 000 рублей. Аналогичный показатель нефтебазы - 4 242 000 рублей. С каждым последующим годом балансовая прибыль порта неуклонно падала, в то время как у нефтебазы росла. По итогам первого полугодия 2002 года у рыбного порта она составила всего 9 272 000 рублей, а у нефтебазы - 30 386 000 рублей.

Вообще результаты работы руководства ФГУП КПНБ после реорганизации впечатляют - не всякое предприятие с частным капиталом при наличии серьезных инвестиций может похвастаться такими успехами. Грузооборот нефтебазы с 263 100 тонн в 1999 году вырос до 2 744 000 тонн в 2004 году. Товарооборот за тот же период - с 10 782 000 рублей до 305 343 000 рублей. Средняя зарплата на предприятии, составлявшая в 1999 году 2 858 рублей, сегодня одна из самых высоких в стране - 19 874 рубля.

Последний показатель следует отметить особо. Любой экономический рост важен не сам по себе, в численном выражении и ради торжественных рапортов. Важно, как он отражается на благосостоянии людей. А работники Калининградской нефтебазы уже сегодня живут лучше, чем в соседних "евросоюзных" Польше и Литве. Причем, что немаловажно, зарплату получают не "в конверте", а на совершенно законных основаниях, так что предприятием делаются все необходимые налоговые и пенсионные отчисления. А своих работников, численность которых уже выросла в два раза, нефтебаза привлекает еще и вполне весомыми "соцпакетами" (страховка, ссуды, охрана здоровья) и системой поощрений. На предприятии введено своего рода "капиталистическое соревнование", победители которого получают серьезную прибавку к заработной плате.

Руководство Калининградской портовой нефтебазы в своей работе демонстрирует настоящий государственный подход. В начале своего существования КПНБ должно было не только привести в порядок фактически аварийное хозяйство, но и сохранить конкурентоспособность. Причем соревнуясь не только с отечественными фирмами, но и - в силу особенностей Калининградского региона - с аналогичными зарубежными предприятиями. Сегодня КПНБ занимает третье место по грузообороту в области, а главное, конкурентоспособно среди портов Евросоюза: доля экспортных операций в грузообороте предприятия составляет 97 процентов.

Сохранение и развитие конкурентоспособности невозможно и без постоянного технологического перевооружения, внедрения инновационных технологий. Рост затрат КПНБ на ремонт основных производственных фондов столь же впечатляющ: с 1 397 000 рублей в 1999 году до 39 757 000 рублей в 2004 году. Капвложения за тот же период с 25 000 рублей(! ) выросли до 46 364 000 рублей. Причем все это было сделано за счет собственных вырученных средств. Предприятие постоянно ищет возможности диверсифицировать производство, поддерживая устойчивый рост независимо от меняющихся обстоятельств. Например, до 2001 года основным потребителем услуг КПНБ по перевалке нефти было ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть". Но открыв собственный терминал, фирма от услуг КПНБ отказалась. Что, однако, не привело к падению общего грузооборота и прибылей предприятия.

Сегодня нефтебаза предлагает не только традиционные услуги по перевалке нефтепродуктов. Уж: действует установка по переработке нефтешламов и замазученных вод, которая производит топливо для областных миникотельных. Весной будет запущен один из первых в стране современных блоков по стабилизации углеводородного сырья - фактически мини-нефтеперерабатывающий завод. Глубокая переработка отходов на этом блоке позволит производить настоящее бункеровочное топливо. Готовится монтаж установки по переработке твердых бытовых отходов с судов. КПНБ - единственное в области предприятие, снабжающее рыболовецкий флот судовым маслом, поддерживая таким образом местный малый бизнес.

Калининградская нефтебаза работает на перспективу. Области, живущей в окружении Евросоюза, необходимо приспосабливаться к новым условиям, обращая их себе на пользу. В связи с ужесточением требований, в частности, в сфере экологии в соседних с регионом государствах, услуги по переработке отходов, которые предлагает КПНБ, делают отечественное государственное предприятие конкурентоспособным в системе европейской экономики.

Однако гордиться и радоваться успехам отечественного бизнеса, как оказалось, рано. Дело в том, что доказавшее свою эффективность и выгодность для государства предприятие уже не в первый раз хотят фактически ликвидировать. Понятно, когда планово-убыточное, затратное для бюджета производство государство хочет реорганизовать, акционировать, сдать в аренду или просто сбыть с рук. Но когда речь идет о прибыльной фирме, любые попытки вмешаться в ее работу выглядят как желание неких "бизнесменов" поживиться за государственный счет.

На беду вполне успешному ФГУПу "Калининградская портовая нефтебаза" его прародитель и нынешний сосед морской рыбный порт испытывает постоянные трудности. Именно поэтому с завидной периодичностью возникает идея вернуть все на круги своя и объединить оба предприятия, решив проблемы одного за счет другого. Впрочем, любой непредвзятый экономический анализ последствий подобного объединения покажет, что результатом объединения может стать лишь увеличение, а не уменьшение проблем.

Одна из первых попыток повести "обратную" реорганизацию

Калининградского морского рыбного порта путем объединения с нефтебазой относится к началу 2002 года. Против этой идеи возражал Государственный комитет РФ по рыболовству, в ведении которого находятся оба ФГУПа. Было признано, что "результаты работы ФГУП КПНБ показывают правильность решения о выделении его в самостоятельное предприятие". С мнением Госкомрыболовства согласились и в Минимуществе России. В письме от 3 октября 2002 года за подписью замминистра Сергея Моложавого было подчеркнуто: "По мнению Минимущества России, возврат нефтебазы в состав порта не решит его проблем, в основном обусловленных стратегическими просчетами..., не повлияет на развитие порта и практически остановит развитие нефтебазы... Такая реорганизация лишена экономического и управленческого смысла и вступает в противоречие с государственной политикой в данной сфере..."

Вроде бы можно поставить точку... Но идея объединения остается актуальной. В декабре 2002 года в Калининграде проходит заседание комиссии по вопросу реорганизации ФГУП КПНБ в форме его присоединения к ФГУП КМРП. Среди участников - руководители департаментов и управлений Минимущества, минэкономразвития, Госкомрыболовства, представители областной администрации. Высокопоставленная комиссия зафиксировала все достижения нефтебазы, особо отметив следующие обстоятельства. Два предприятия территориально расположены в отдалении друг от друга, между ними находятся производства еще двух фирм. Два ФГУПа функционируют вполне самостоятельно, оказывая друг другу необходимые услуги. В итоге вывод: "... в настоящее время реорганизация ФГУП КПНБ путем присоединения к ФГУП КМРП представляется экономически нецелесообразной, а также не обусловленной иными факторами".

Год спустя "иные факторы", очевидно, появились, поскольку 5 марта 2004 года появилось распоряжение N1025-р, подписанное замминистра имущественных отношений РФ Г. Токуленко, в котором предписывалось передать имущество с баланса нефтебазы на баланс рыбного порта. Необоснованность этого распоряжения была настолько очевидной, что могла возникнуть мысль о намеренной попытке "подставить" органы государственной власти. Поскольку уже 31 марта последовало распоряжение замминистра о приостановлении действия распоряжения 1025-р. По мнению руководства КПНБ, попытки таким образом "реорганизовать" успешно работающее предприятие могут быть расценены как преднамеренное банкротство. Поскольку несомненно, что при объединении технологический процесс будет нарушен, деятельность нефтебазы на какой-то момент будет парализована и в итоге приведет к неплатежеспособности ФГУПа.

Чтобы снять всякие сомнения в нецелесообразности объединения двух калининградских предприятий, можно обратиться к материалам проверок, проведенных минимуществом в августе прошлого года. Что касается нефтебазы, то все показатели высокого экономического роста проверяющими подтверждены, замечаний у комиссии не имеется, а в выводе отмечено, что "предприятие имеет удовлетворительную структуру баланса".

На этом фоне положение в рыбном порту выглядит далеко не таким радужным, и вовсе не из-за того, что порт в 1999 году лишился нефтебазы. Например, танкер "Леонид Максимов", переданный в аренду литовской фирме, в родной порт так и не вернулся, по поводу чего идет разбирательство в арбитражном суде. Ряд фирм, арендующих собственность порта, имеют почти миллионную задолженность по арендной плате, а с одним из арендаторов договор аренды вообще не заключался. Наконец, выяснилось, что до сих пор в полном объеме не выполнено распоряжение Минимущества РФ от 8 октября 1998 года N1281-р о передаче имущества порта в состав нового ФГУП "Калининградская портовая нефтебаза". Кредиторская задолженность порта в течение последних четырех лет постоянно росла (с 29 367 000 рублей в 2001 году до 73 783 000 рублей на первую половину 2004 года). В 2002 и 2003 годах предприятие понесло убытки в размере 22 076 000 рублей. Средняя зарплата в середине прошлого года составляла 7 281 рубль.

Совершенно очевидно, что проблемы рыбного порта никак не связаны с наличием или отсутствием в его составе нефтебазы. Это констатировали и на совещании у замминистра экономического развития и торговли А. Шаронова 22 ноября 2004 года. В работе совещания приняли участие руководители отделов и департаментов Минэкономразвития, Минтранса, минсельхоза, ФСБ, Росимущества, Росрыболовства и Росморречфлота. В очередной раз озвучены позиция Минэкономразвития: "...объединение ФГУП КМРП, проблемы которого в основном обусловлены стратегическими просчетами в управлении предприятием, и ФГУП КПНБ может привести к ухудшению финансово-экономического положения нефтебазы", позиция Минтранса: "... о нецелесообразности объединения", позиция ФСБ России, возражающая "против осуществления указанной реорганизации".

Ситуация осложняется еще и наличием распоряжения правительства РФ от 15 августа 2003 года, в котором ФГУП "Калининградский морской рыбный порт" фигурирует как предприятие, подлежащее приватизации. Согласно этому документу, по плану приватизации порт должен быть акционирован еще в прошлом году, однако правительственное распоряжение так и не было выполнено. Можно предположить, что приватизация рыбного порта после его объединения с прибыльной нефтебазой окажется гораздо выгоднее для тех, кто рассчитывает получить этот кусок госсобственности в результате акционирования.

Именно поэтому столь настойчиво пробивается идея присоединения нефтебазы к рыбному порту. Новый проект возник уже в начале года и даже получил "технико-экономическое обоснование", впрочем, не выдерживающее никакой критики. По мнению авторов этого документа, "обратная реорганизация" поможет решить задачи "восстановления единства портового комплекса" (вспомним заключение межведомственной комиссии в Калининграде в феврале 2003 года), "роста числа рабочих мест и социальной стабильности предприятия" (несомненно, что высокие зарплаты на нефтебазе в результате реорганизации вряд ли удастся сохранить), наконец, "укрепления позиций Российской Федерации в регионе". Но как раз предполагаемое объединение, нарушив, пусть даже ненадолго, нормальную работу нефтебазы, даст превосходный шанс ее зарубежным конкурентам. Завоевывать позиции заново будет гораздо сложнее.

Самое интересное, что лоббирующие объединение авторы документов противоречат сами себе. В "технико-экономическом обосновании присоединения" говорится о том, что "предполагаемое слияние ни в коем случае не преследует целью решение взаимных финансовых проблем". А вот в "пояснительной записке к проекту распоряжения Правительства РФ о реорганизации" заявлено: "В целях улучшения финансово-экономического состояния ФГУП "Калининградский морской рыбный порт" предлагаем провести реорганизацию предприятия путем присоединения к нему ФГУП "Калининградская портовая нефтебаза".

Понятие эффективности у людей государственных и у дельцов сильно различаются. Последние берут на вооружение не планомерную и кропотливую работу на благо стране и людям, а подковерные интриги и обман. Хочется верить, что государственный подход возобладает и в Калининграде.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости