Гособоронприказ

Вчера на заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству президент Владимир Путин потребовал выработать новые меры поддержки проектов оборонных предприятий, создающих перспективное оружие на экспорт. В числе этих мер - субсидирование ставок по банковским кредитам для ВПК. Сегодня же на заседании правительства будет утверждаться оборонный заказ на 2006 год. Главная проблема, которая беспокоит правительство,- стремительный рост цен на оружие, поставляемое российской армии. Если его не удастся остановить, вооружение будет обходиться России дороже, чем странам Юго-Восточной Азии.

На заседании комиссии Владимир Путин не стал акцентировать внимание на сокращении экспорта российского ВПК в 2005 году, сократившегося к цифрам 2004 года (когда, по данным Moscow Defense Brief, он составил $5,7 млрд) на $400 млн. "В 2005 году мы фиксируем планку (экспорта.-Ъ) в $5,3 млрд,- сообщил президент.- Это чуть меньше, чем в прошлом году, но в принципе на уровне". Поставленная задача на 2006 год - сохранить показатели вооружений на уровне, который удерживается уже третий год - выше $5 млрд в год. При этом президент предложил выработать системные меры для господдержки отечественных экспортеров военной техники. "Далеко не все производители способны самостоятельно решить задачи повышения качества продукции и жесткого соблюдения сроков исполнения контрактов,- сказал он.- Следует определить эффективные инструменты финансовой поддержки". Правительству предложено подумать о создании поддерживающей предприятия ВПК системы кредитования предприятий в рамках имеющихся контрактов. "Наш оборонный комплекс активно ставит вопрос о поддержке госсредствами части процентных ставок по экспортным кредитам банков",- намекнул президент.

Проблемы, о которых говорит президент, он сам же и проиллюстрировал, обвинил зарубежных конкурентов РФ на мировом рынке вооружений в нечестных методах борьбы.

"То, что происходит с нашими возможными контрактами на поставку авиатехники в некоторые страны Юго-Восточной Азии, переходит границы нормальной, естественной рыночной конкуренции",- сообщил он. Как выяснилось, президент имел в виду переговоры о поставке 12 истребителей Су-30МК Таиланду (сумма контракта - $500 млн).

В ходе них оппозиция Таиланда обвинила премьер-министра Таиланда Таксина Чинавата и командующего ВВС Конгсака Вантана в намерении получить от России 10-процентную комиссию - как предполагают эксперты, с подачи США в том же тендере предлагающих стране закупать у Lockheed Martin истребители F-16. Очевидно, президент имел в виду в том числе и то, что в условиях нечестной конкуренции российскому ВПК необходимо иметь дополнительные конкурентные преимущества - например, субсидированные ставки кредитов.

Впрочем, ситуация в российском ВПК, как выясняется, не так плоха. Сегодня правительство России должно утвердить проект гособоронзаказа на 2006 год. Главные его черты - резкий, на 42%, рост расходов на закупку новой военной техники и включенные в структуру организации закупок меры борьбы с завышением цен на оружие для вооруженных сил РФ. По словам директора департамента экономики программ обороны и безопасности Минэкономразвития Владислава Путилина, новшеством гособоронзаказа на 2006 год стала "проверка на приоритеты". "Уже при первой проверке обнаружилось, что Минобороны отказалось от своих предложений по закупке 11 самолетов Су-27СМ, которые уже были по заказу сделаны на Комсомольском-на-Амуре авиазаводе и готовы к поставке",- заявил господин Путилин. При этом в ходе подготовки проекта гособоронзаказа на 2006 год рабочая группа во главе с министром Германом Грефом обнаружила только в прогнозируемых ценах завышение в размере около 1 млрд руб., которые и было решено перебросить на финансирование закупки Су-27СМ.

По словам источника Ъ в правительстве РФ, "2005 год стал годом бешеного роста цен на оборонную продукцию". "Цены растут безосновательно,- заявил источник.- Если сравнить цену первой лодки 955-го проекта и третьей, они расходятся в разы. За три года цена на ракету "Тополь-М" выросла почти в два раза". В итоге премьер Михаил Фрадков поставил госзаказчикам из Минобороны задачу перевести в 2006 году всю методику ценообразования на продукцию ВПК на рыночные принципы. По данным собеседника Ъ в правительстве, рост цен объясняется необходимостью для ВПК "содержать мощности, которые, к сожалению, используются не более чем на 30-40% и не будут использоваться в дальнейшем", а также взвинчивание цен поставщиками. "Низкая цена сейчас никому не выгодна,- заявил Ъ источник в правительстве.- За штуки закупаемой техники отвечает Генштаб, которому надо перевооружаться. Но Генштаб подключается на этапе планирования. А когда начинается исполнение заказа, работают вооруженцы. Они отвечают не за штуки, а за освоение денег". В рамках гособоронзаказа-2006 росту цен поставлен заслон: колебания цены в ходе исполнения контрактов на изготовление оружия не могут превышать 5% цены, с которой исполнитель выиграл соответствующий конкурс. Это позволит потратить 283 млрд руб., выделяемых на перевооружение армии, более эффективно.

Как будут совмещаться оба принципа - борьба с завышением рентабельности ВПК внутри России и субсидирование рентабельности экспорта ВПК, пока неясно. По мнению независимых экспертов, совместить принципы можно, поскольку президент предлагает поддержать дотированием кредитных ставок проекты, связанные с созданием военной техники нового поколения. Впрочем, в околовоенных кругах другое мнение. Так, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко заявил Ъ: "Государственные гарантии должны распространяться на весь машинно-технический экспорт и военно-техническое сотрудничество. Однако в первую очередь госкредитование необходимо проектам разработки новой высокотехнологичной техники, требующих большого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ". По его мнению, это может быть ряд проектов с Индией: проекты создания в НПО "Сатурн" нового двигателя АЛ-55И для самолета HJT-36, участие в тендере на создание двигателя Kaveri для легкого истребителя LCA, а также совместное с Дели создание перспективного истребителя пятого поколения.

Отметим, что резкий рост внутренней рентабельности в ВПК уже очевиден и ведет к перетоку средств ВПК в другие секторы, фактическая покупка АвтоВАЗа "Рособоронэкспортом" - яркое тому свидетельство. Теоретически, облегчая жизнь экспортерам и сохраняя им доходы, государство облегчает им удержание цен в рамках внутренних поставок. Впрочем, пока ситуация выглядит анекдотической: в то время как президент предлагает облегчить жизнь ВПК и облегчить им ценовую конкуренцию с США и ЕС, цены на закупки вооружений ВС России грозят превысить экспортные. Ситуация будет лишь усугубляться. При росте расходной части федерального бюджета по сравнению с предыдущим годом на 40% расходы на оборону выросли на 26% (см. таблицу). В этих условиях ВПК будет делать все, чтобы освоить средства бюджета по максимуму.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости