ЧТО НАМ СТОИТ ПОРТ ПОСТРОИТЬ

Пример "Тольяттиазота" показал, что государство поддерживает серьезные инвестиционные проекты

В МИНУВШИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК в ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ПРОШЛО РАСШИРЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОМИТЕТА ГД по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ И ТУРИЗМУ ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ ВАЛЕРИЯ ДРАГАНОВА. Помимо экономистов ИЗ ЧИСЛА НАРОДНЫХ ИЗБРАННИКОВ, В НЕМ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ, МИНФИНА, ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБ, А ТАКЖЕ ПРОЧИХ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ.

Главной темой заседания стал вопрос создания на территории страны привлекательного инвестиционного климата для российских бизнесменов на законодательном уровне. Забегая вперед, отметим, что одним из вариантов реальной помощи со стороны государства отечественному бизнесу депутаты определили придание российским портам статуса особых экономических зон.

Отсюда неудивительно, что к обсуждению имеющихся проблем было решено привлекать коммерческие структуры. В этих целях комитет по экономической политике отобрал 15 компаний, которые, как выразился председатель комитета Драганов, "могут в своих отраслях обеспечить адресные точки роста". Первой среди таковых стала крупнейшая в России химическая корпорация "Тольяттиазот", на долю которой приходится более 10 процентов мирового производства аммиака.

Впрочем, внимание участников состоявшейся коллегии ТоАЗ заслужил не столько благодаря своему профилю или статусу крупнейшей химической корпорации. Заседатели попытались акцентировать свой интерес на инвестиционных проектах ТоАЗа. В числе таковых - строительство морского порта на мысе Железный Рог (полуостров Тамань,

Краснодарский край), которое благотворно скажется на развитии экспорта, причем не только химпродуктов, производимых ТоАЗом, но и прочей продукции других компаний, в том числе и зерна. В своем докладе вице-президент "Тольяттиазота" по строительству порта Алексей Виноградов сообщил, что прогнозируемая занятость в порту добавит Краснодарскому краю возможность трудоустроить полторы тысячи человек, а с учетом припортовой инфраструктуры и сферы услуг - до 10 тысяч. В свою очередь инвестор, как ранее заявлял в одном из своих интервью президент "Тольяттиазота" Владимир Махлай, только необходимой для реализации проекта транспортной техники приобрел на сумму свыше 100 миллионов долларов. А, как уточнил Виноградов, к сегодняшнему дню ТоАЗ уже инвестировал в Тамань более 300 миллионов долларов и еще 1 миллиард долларов планирует вложить.

Однако на пути становления Тамани возникли непредвиденные трудности на законодательном уровне, которые вице-президент ТоАЗа уместил в емкую схему. Во-первых, на сегодняшний день нет четкого порядка выделения земельных участков под строительство портов. Во-вторых, продолжил Алексей Виноградов, "учитывая, что все высокотехнологичное оборудование, к сожалению, находится за пределами российской территории, мы вынуждены ввозить это оборудование из-за границы. Мы считаем, что это оборудование должно льготироваться (пользоваться льготами по НДС и льготами по таможенным пошлинам). Вначале мы имели такие льготы, но потом по каким-то непонятным для нас причинам они были отменены".

Наконец третьей и, пожалуй, самой сложной проблемой, тормозящей инвестиционный проект строительства порта на Таманском полуострове, стало длительное рассмотрение проектной документации. Дело в том, что проект действительно уникальный, а значит и не существует специалистов и экспертов, которые в кратчайшие сроки могли бы дать ему зеленый свет. "Мы уже два года назад были готовы ввести в эксплуатацию первые мощности, - сообщил Виноградов, - но "благодаря" тому, что есть определенные бюрократические препятствия, мы вынуждены этот срок откладывать". Тем не менее на ТоАЗе уверены, что в 2006 году Тамань уже сможет отгрузить 2 миллиона тонн груза, в 2008 году - 6 миллионов тонн, а к 2010 году - 10 миллионов тонн груза в год.

Комментируя доклад Виноградова, замруководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Дмитрий Некрасов отметил, что насущные таманские проблемы инвестора "гасятся" готовящимися предложениями и поправкам к ФЗ N116 "Об особых экономических зонах в РФ". В частности, изменения предусматривают создание еще одного типа спецзоны - портовой. Ее принципиальное отличие будет, во-первых, в увеличении юридических сроков существования - вместо отведенных 20 лет особым портовым зонам планируется отвести 50 лет с вытекающими отсюда льготами и послаблениями. Правда, в обмен на столь щедрую привилегию от инвесторов будут требовать значительного увеличения минимальных объемов инвестиций. Во-вторых, представленное Некрасовым агентство планирует разработать и ввести четкую регламентацию сроков рассмотрения проектной документации. Ожидаемый лимит - 60 дней, в течение которых чиновники на местах будут обязаны огласить собственное видение развития того или иного порта.

Таким образом, конструктивный диалог чиновников и бизнесменов по развитию нового порта оставил неразрешенным только земельный вопрос. Но здесь, как справедливо заметил Драганов, на помощь предпринимателям должны идти местные чиновники. Тем более что запрос о создании на собственных территориях особых зон должен поступать на рассмотрение парламента и правительства именно со стороны региональных властей. Это значит, что начинать диалог с власть имущими предпринимателям и инвесторам, включая ТоАЗ, по-прежнему нужно будет на региональном уровне.

Заканчивая заседание, Валерий Драганов подчеркнул, что доклад "Тольяттиазота" будет принят к сведению, а предложение об ускорении принятия решений по инвестиционному проекту поддержано. Наконец глава комитета по экономической политике напомнил, что практика заслушивания представителей компаний, притом не только частных, но и государственных, будет продолжена и впредь, а итогом этих слушаний станет разработка механизмов, поправок и изменений, которые найдут отражение в законодательстве и будут способствовать улучшению инвестиционного климата.

***

Одним из вариантов реальной помощи со стороны государства отечественному бизнесу депутаты определили придание российским портам статуса особых экономических зон

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости