Самый главный вопрос, который мучил всех журналистов и аналитиков, – зачем НКК участвовала в торгах? Ответа нет. Пресс-секретари нашим коллегам из других изданий не отвечали. Однако уровень представительства НКК на торгах был предельно высоким. Шавкат Кары-Ниязов, участвовавший в торгах – президент компании.
Существует несколько мнений, высказанных разными аналитиками в СМИ по поводу участия НКК. К примеру, в “Ведомостях” аналитик “Центр инвест груп” Михаил Ганелин высказывает предположение, что такой сделкой все же может стать объединение ДВМП с НКК. “Партнерство выгодно обеим компаниям, – рассуждает М.Ганелин. – НКК диверсифицирует бизнес, а Генералов снимет угрозу прихода в ключевые для него терминалы основных конкурентов ДВМП – китайских компаний”.
Возможно, с точки зрения финансистов и инвесторов подобное объединение и дает некий эффект. Однако в реальности нигде в мире схема объединения терминального оператора и контейнерного перевозчика результата эффективного не дает. Единственное исключение – Maersk – но на то он и Maersk, чтобы быть исключением.
Собеседник “Коммерсанта”, знакомый с ситуацией, полагает, что "Базэл", представленный ООО “Перспектива”, являющийся крупным заказчиком ДВМП по перевозкам алюминия и глинозема, участвовал в аукционе, рассчитывая на невысокую цену продажи, у НКК был финансовый лимит, а с "Альфой-групп", структуры которой контролируют 2-3% акций пароходства, "Проминвесторам" еще придется договариваться об отступных и покупке принадлежащих им бумаг”.
Получается, что у НКК был некий лимит. Если был лимит, значит, был расчет. Если был расчет, то на что? Ведь, к примеру, утверждение президента ТПГ "Московское речное пароходство", которое цитирует в той же статье “Коммерсант” – “Консолидация более 80% акций ДВМП позволит им спокойно вывести бумаги пароходства на западный рынок, увеличив его капитализацию в несколько раз” - в корне неверно. Капитализация, исходя из цены акций ДВМП на аукционе, приблизилась к $700 млн. Такая капитализация – предел спекулятивных мечтаний. По аналогичным сделкам на западном рынке по котировкам акций мировых перевозчиков ДВМП в Лондоне или Нью-Йорке не стоило бы более $500-550 млн., при правильных investor relations.
$700 млн. или $1 млрд. станут результатом планомерной работы, наращивания флота, расширения наземных операций, и в сложившейся ситуации “Проминвесторам” этого будет легче добиться.
Хотя, судя по всему, компания лишилась $21 млн. незаслуженно. Зачем НКК заставила их заплатить государству эти деньги, неясно. Говорить о способности НКК участвовать в управлении судоходным бизнесом было бы очень смелым заявлением. Представить себе решения, принятые в ДВМП с их участием, очень сложно. Полтора века назад подобные классические купеческие разводки описывал русский драматург Александр Николаевич Островский.