Пресс-релиз министерства транспорта РФ

Интервью Статс-секретаря - заместителя Министра транспорта Сергея Аристова
газете «Транспорт России» №7 (399) 2006г.

--Завершен 2005 год. Чем он был знаменателен для Минтранса России?

-- Стабильное повышение доходов населения и проводимая политика по улучшению работы пассажирского транспорта обеспечили прирост пассажирооборота в 2005 году. Этому способствовала и реализация Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в 2005, заменившая натуральные льготы населению ежемесячными денежными выплатами, в том числе и в части проезда на автомобильном и электрическом городском пассажирском транспорте общего пользования.

В 2005 году была продолжена работа по укреплению позиций России на международном рынке автотранспортных услуг и снижению присутствия иностранных перевозчиков на российском рынке. В 2005 году автомобильным транспортом международного сообщения перевезено более 30 млн. тонн грузов. Необходимо отметить, что общий объем перевозок внешнеторговых грузов российским транспортом постоянно растет: в 2005 году составил 40% (в 2002 году доля российских перевозчиков равнялась 34%).

В 2005 году российские перевозчики обновили и свой подвижной состав. Если в 2002 году россияне ездили преимущественно на автомобилях Евро-0 и Евро-1, то в настоящее время 70% парка отвечает требованиям Евро-2 и Евро-3.

В 2005 году, с вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», решен вопрос об упрощении порядка применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость с доходов международных перевозок. Федеральным законом исключена таможенная декларация из перечня документов, представляемых перевозчиками для подтверждения правомерности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при перевозке товаров российскими перевозчиками, как экспортируемых за пределы России, так и импортируемых в страну.

-- Законотворческая деятельность – одно из важнейших направлений деятельности Министерства. Какие ключевые задачи в этом направлении удалось решить в ушедшем году?

-- Мы разработали проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте». Этот закон был принят Государственной Думой 4 марта 2005 г., одобрен Советом Федерации 11 марта 2005 г. и подписан Президентом Российской Федерации 21 марта 2005 г. (№ 20-ФЗ). Его принятие создало правовую базу, направленную на обеспечение обязательного участия сотрудников органов внутренних дел в проведении предполетного и послеполетного досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, членов экипажей, обслуживающего персонала гражданских воздушных судов, грузов, почты, а также в сопровождении воздушных судов.

Вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов», который был принят Государственной Думой 23 ноября 2005 г., одобрен Советом Федерации 7 декабря 2005 г. и подписан Президентом Российской Федерации 20 декабря 2005 г. (№ 168 - ФЗ). Этот закон направлен на возрождение российского торгового флота и подтверждение статуса России как морской державы. Цель закона -- создание благоприятных экономических, правовых, организационных и других необходимых условий для возвращения под российский флаг судов, принадлежащих отечественным судоходным компаниям и эксплуатирующихся под иностранными флагами.

Для стимулирования регистрации судов в реестре законом применяется по отношению к ним особый налоговый режим: отменен НДС; вместо налога на прибыль, налога на имущество и транспортного налога уплачивается один фиксированный тоннажный налог в зависимости от величины грузоподъемности судна; российскими моряками, которые сегодня работают за рубежом, уплачивается единый социальный налог, обеспечивающий создание финансовой базы для выплаты им пенсий, ибо сейчас они его платят за рубежом.

В 2005 году вступили в силу два законопроекта по ратификации: «О ратификации протоколов, касающихся изменения Конвенции о международной гражданской авиации» (Федеральный закон от 3 июня 2005 г. № 56-ФЗ) и «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Королевством Испания о морском судоходстве от 22 мая 2001 года» (Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. № 166-ФЗ).

-- Сколько законопроектов, подготовленных Минтрансом в прошлом году, Правительством внесло в Государственную Думу?

-- Три. Первый, «О транспортной безопасности» - внесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2005 г. № 1334-р, принят Государственной Думой в первом чтении 9 ноября 2005 г. Необходимость принятия закона обусловлена рядом факторов, основным из них является вероятность террористической угрозы, опасность которой для объектов транспортного комплекса резко возросла. Другим важным фактором является необходимость реализации международных требований в области транспортной безопасности как обязательного условия безопасного и конкурентоспособного присутствия российских перевозчиков на мировом рынке перевозок пассажиров и грузов.

В настоящее время единая госсистема обеспечения транспортной безопасности в российском законодательстве отсутствует, а отдельные вопросы в той или иной форме нашли отражение в законодательных актах по видам транспорта – в Воздушном кодексе Российской Федерации, Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Закон «О транспортной безопасности» предусматривает создание единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, в которую входит автоматизированная база данных персональных сведений о пассажирах. В федеральном бюджете на 2006 год на реализацию законопроекта зарезервировано 400 мил руб.

Второй, «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» (об уточнении понятия авиация общего назначения) - внесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2005 г.№ 524-р, принят Государственной Думой в первом чтении 21 сентября 2005 г.

Третий, «О присоединении Российской Федерации к Будапештской конвенции о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) 2000 года» - внесен в Государственную Думу постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. № 662.

-- В каком состоянии находятся законопроекты «О платных автомобильных дорогах» и «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации»?

-- Мы согласовали эти законопроекты с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направили их на заключение в Минюст. Законопроектом «О платных автомобильных дорогах» предусматривается возможность нахождения платных автодорог в государственной, муниципальной и частной собственности. В целях привлечения негосударственных инвестиций лицам, участвующим в финансировании создания государственных и муниципальных платных автомобильных дорог (инвесторам), предоставляются преимущественные права в отношении хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией платных автомобильных дорог.

Проект федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации» был разработан в связи с возникшей правовой неопределенностью в вопросах госрегулирования данной деятельности. Федеральное законодательство относит вопросы организации данных перевозок к компетенции субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В тоже время оно не устанавливает их полномочий в этой области. Предлагаемый законопроект устраняет это противоречие.

Законопроект направлен на развитие конкуренции перевозчиков как основного механизма повышения качества и эффективности пассажирских перевозок. Эти цели достигаются посредством введения механизма конкурсного отбора компаний для осуществления регулярных перевозок. Законопроект наделяет местные органы власти правом установления критериев конкурсного отбора перевозчиков, исходя из интересов населения и имеющихся ресурсных ограничений, включая пропускную способность объектов транспортной инфраструктуры. Вместе с тем законопроект ограничивает набор используемых критериев в целях недопущения административного произвола.

Законопроект вводит норму, согласно которой выполнение регулярных перевозок может осуществляться только при условии заключения компаниями соответствующих договоров с местными органами власти на срок не менее 5 лет. Все это должно способствовать повышению прозрачности и ответственности предприятий пассажирского транспорта перед населением. В тоже время долгосрочные договоры обеспечат перевозчикам необходимые гарантии по окупаемости капитальных вложений и, тем самым, будут способствовать снижению инвестиционных рисков.

-- На какой стадии рассмотрения сейчас находится Устав автомобильного транспорта. Что ждет автотранспорт, когда Устав будет принят. Учитываются ли в нем перспективы России после вступления ее в ВТО?

-- Проект федерального закона «Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации» представлен Минтрансом 14 декабря 2005 г. в Правительство. Необходимость разработки нового Устава обусловлена тем, что действующий Устав автомобильного транспорта РСФСР утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г., большинство положений в нем противоречит действующему законодательству и не отвечает принципам рыночной экономики.

В соответствующих разделах законопроекта отражены вопросы, регулирующие отношения в области перевозок грузов, пассажиров, ручной клади и багажа, взимания провозной платы и расчетов за перевозку, ответственности перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, грузовладельцев и пассажиров, пользующихся услугами автомобильного транспорта, а также устанавливает порядок предъявления претензий и исков.

Законопроектом предусматривается, что в его развитие будут приняты два постановления Правительства Российской Федерации:

«Правила перевозки грузов автомобильным транспортом»;

«Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом».

Министерство планирует внести законопроект в Государственную Думу в первом квартале 2006 года.

-- К чему может привести отмена лицензирования многих видов деятельности, в том числе на транспорте?

-- Отмена лицензирования на перевозки пассажиров легковыми автомобилями создает дополнительные трудности за контролем таксомоторных перевозок, в первую очередь это касается обеспечения безопасности пассажиров, а также качества и объемов предоставляемых услуг.

-- Каковы основные задачи, стоящие перед Минтрансом в 2006 году?

-- В 2006 году Министерство продолжит работу по реализации положений Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и созданию нормативной базы для более эффективной работы транспортного комплекса, дорожного хозяйства, геодезии и картографии.

В 2006 году Минтранс планирует разработать законопроекты по внесению изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (в части законодательного закрепления системы портовых сборов в морских портах и корректировки некоторых положений системы государственного управления морскими торговыми портами и в части лоцманской проводки), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (в части приведения положений Кодекса, устанавливающих компетенцию органов, в соответствие с законодательством Российской Федерации, Воздушный кодекс Российской Федерации.

В целях совершенствования деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения, снижения уровня аварийности на дорогах России продолжится работа по совершенствованию механизмов реализации положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения». В том числе принципов приоритета «жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности», по совершенствованию программ для подготовки водителей транспортных средств и разработки системы обязательной сертификации автотранспортных средств, обеспечивающих выполнение принятых Россией международных обязательств в этой сфере.

Во исполнение подпрограммы «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5.12.2001 № 848, начата реализация инвестиционного проекта строительства второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла на реке Дон. Ввод в эксплуатацию строящейся второй нитки шлюза планируется в 2006 году. В результате чего будут решены следующие задачи:

  • ликвидация лимитирующего участка на Нижнем Дону для обеспечения гарантированной глубины 4,0 метра на ЕГС;
  • обеспечение безопасных условий судоходства на межбассейновом соединении Азов-Астрахань;
  • повышение конкурентоспособности Российской части международного транспортного коридора «Север-Юг»;
  • снижение транспортных издержек российских экспортеров за счет использования полной проектной грузоподъемности судов (увеличение объема перевозимого груза на крупнотоннажных судах до 30%);
  • увеличение грузопотока через Кочетовский гидроузел на 7,3 млн. тонн (43%);
  • подготовка внутренних водных путей к интеграции в Единую транспортную систему Европы.

Планируется в 2006 году ввод в эксплуатацию паромных комплексов многоцелевой грузопассажирской автомобильно-железнодорожной паромной переправы Усть-Луга – Балтийск – порты Германии для организации паромного сообщения между Калининградской и Ленинградской областями России. Паромная переправа предназначена не только для обслуживания международных перевозок, но и для обеспечения надежной транспортной связи с Калининградской областью.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости