1
1

Кто везет – тот и отвечает. Специалисты АСЕХ об ответственности перевозчика и экспедитора

Отправляя груз, вряд ли кто-то изначально задумывается о получении компенсации – верит, что он доедет до получателя в нужном виде. Но знать, что на нее можно рассчитывать – необходимо.

Отвечает за сохранность груза тот, с кем заключен договор. То есть со своей стороны отправитель должен правильно оформлять все бумаги и соблюдать обязательства по ним. Как еще можно оградить себя от необходимости требовать возмещение?

Здесь надо отталкиваться от того, что чаще всего происходит с грузом:

  • Механическое повреждение

Чтобы не был разбит/помят/испорчен, груз должен быть правильно и качественно упакован в соответствующую тару

  • Нарушение условий транспортировки

Мороженное нельзя возить без холодильника. Это очевидно. Но и всех грузов касается – если для них необходим особый режим, перевозчик и экспедитор должны об этом знать. Отправитель обязан назвать предельные сроки транспортировки и другие ограничения.

На следующие 2 пункта клиент повлиять не может:

  • ДТП
  • Кража или разбойное нападение

Тут в помощь – договор страхования. Причем страховать можно как груз, так и гражданскую ответственность. Конечно, по закону экспедитор и перевозчик и так несут ответственность в описанных случаях, но, как показывает судебная практика, проще получить деньги по страховке, чем доказать вину при аварии и объемы повреждения – основанием для выплаты страховой является сам факт утраты груза. Договор страхования гражданской ответственности позволяет гарантировать выплаты клиенту при наступлении страхового случая.

Ещё один плюс: страховая компания покроет убытки, если перевозчик или экспедитор окажется банкротом. Учитывая этот момент, если уж не хочется страховаться – стоит хотя бы обращаться в проверенные компании.

Обычно проблем не бывает, рассказывает коммерческий директор ACEX в Новороссийске Денис Бобраков:

Компания работает в порту Новороссийска. Дорогостоящие грузы они страхуют, но такие чаще летают воздухом. В остальных случаях, как минимум половине, страховка есть у самих клиентов – в экспедиторской компании могут даже об этом не знать. Но и без страховки готовы выплатить компенсацию – если порча груза произошла по их вине. Случаи из практики вспоминает Денис Бобраков:

Мы перевозили детские игрушки. Верхние коробки сместились и повредили нижние и товар в них. Мы увидели это на таможне и зафиксировали, страховая и отправитель претензии с нас сняли. Ведь это они отвечают за правильность упаковки и размещения. Но вот год назад мы перевозили панели МДФ. Пока таможня досматривала, пошел дождь, часть из них намокли и набухли. Клиент заметил при получении, обратился к нам и мы выплатили компенсацию за те, что потеряли товарный вид – без всякой страховки, на основании общего законодательства.

Законов об ответственности немало: для экспедиторов есть 7-ая статья Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». Для перевозчиков – 796-ая статья Гражданского кодекса и Уставы и Кодексы в зависимости от вида перевозки – землей, небом или морем.

Ответственность прописана и в международных документах. По Монреальской конвенции от 1990 года (к ней Россия присоединилась в этом году) полагается 19 sdr компенсации за 1 кг брутто уничтоженного, потерянного, поврежденного груз. Согласно Варшавской конвенции от 1929 и Гаагскому протоколу - 250 золотых франков – 20 USD за 1 кг брутто.

Так что если груз стоит меньше 20 долларов за килограмм – его можно отправлять без страховки, рассказывает зам. директора по развитию ACEX Александра Чагина, которая занимается авиаперевозками много лет. В остальных случаях страховку настоятельно рекомендуют. Ведь сэкономив на полисе пару тысяч, можно в итоге потерять гораздо больше:

Иногда воздухом выгоднее отправить мелкий груз - до 500 килограммов. Но чаще всего мы везем срочные грузы. Это живые животные, которых не будешь везти месяц, какая-то техника, простой от отсутствия которой обходится дороже перевозки. Ценные грузы – сами по себе дорогие (антиквариат и тд) или часто подвергающиеся кражам (алкоголь, аксессуары и тд) - так как контроль за авиаперевозками серьезнее. Еще один нюанс – 20 долларов за килограмм компенсации полагается при международной перевозке. При внутрироссийской перевозке экспедитор может отвечать на полную стоимость товара.

Все размеры компенсаций прописаны и известны. Так, перевозчик и экспедитор за ущерб при перевозке:

  • Заплатят полностью за утраченный или недостающий груз;
  • Выплатят часть суммы, на которую уменьшилась его стоимость при повреждении. Или всю сумму, если груз уже не спасти;
  • Всю сумму – если пропадет груз с объявлением ценности или частично – в случае если товар частично потеряют или испортят.

Кроме этого, рассчитывать можно на возврат экспедиторского вознаграждения или провозной платы пропорционально стоимости утраченного груза (если не были включены в стоимость груза). Получить деньги можно даже за упущенную выгоду, которая произошла по вине экспедитора.

Правда, при урагане, землетрясении и наводнении эти правила не работают: если экспедитор или перевозчик докажут, что груз был поврежден или утрачен по независящим от них причинам, за компенсацией клиенту останется обращаться только к силам стихии. 

Пресс-служба Альянса АСЕХ

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости