Существующая тарифная система сокращает инвестиционные возможности железнодорожного транспорта

По оценкам ИПЕМ, в результате растущей несбалансированности существующей тарифной системы на перевозки грузов ОАО «РЖД» ежегодно теряет значительные объемы инвестиционных ресурсов.

Пресс-релиз 20 июня 2013 года

В рамках IV Международной конференции «Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки» руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом «Тарифы и инвестиции: состояние и перспективы».

фото
 Владимир Савчук представил следующие эффекты, возникающие в результате несбалансированности тарифной системы:В своем докладе Владимир Савчук отметил несбалансированность существующей тарифной системы перевозки грузов. Перевозки нефтепродуктов в отличие от перевозки ряда грузов первого тарифного класса (в частности, угля) являются для ОАО «РЖД» прибыльными. При этом их доходность превышает доходность внутренних перевозок угля в 3,6 раза (91,4 коп./т•км против 33 коп./т•км у угля), а экспортных перевозок – в 5 раз (доходная ставка ОАО «РЖД» по экспортным перевозкам угля – 18 коп./т•км). «Несбалансированность тарифной системы ежегодно увеличивается, - отметил в выступлении эксперт ИПЕМ. – Темпы индексации тарифов на перевозку нефти опережают темпы индексации по углю на 18%, а по минеральным удобрениям – на 21%».

  • Высокодоходные грузы под воздействием межвидовой конкуренции «уходят» на другие виды транспорта. В результате перевозчик теряет значительную по размерам прибыль, а, следовательно и источники инвестиций.
  • Меняется структура перевозимых грузов: высокодоходные грузы замещаются низкодоходными и убыточными. В результате потребности в инвестициях в инфраструктуру сохраняются, а финансовые возможности нет. 
  • При сохранении прежних транспортных затрат у грузовладельцев доходы перевозчика снижаются (в сопоставимых условиях). Возникает потребность в поиске дополнительных источников инвестиций.
  • Государство, не вмешиваясь в происходящие процессы и не изменяя регуляторной среды, осложняет себе задачу по нахождению компромисса между уровнем индексации тарифа, объемами поддержки из федерального бюджета и потребностями по развитию магистральной железнодорожной инфраструктуры. Кроме этого, государству необходимо будет решать уже 4 задачи: поиск источников инвестиций в магистральную ж/д инфраструктуру, компенсации убытков от перевозок возросших объемов грузов первого класса, инвестиций в автодорожную сеть, работающую с большей интенсивностью, а также поиск источников для дополнительного финансирования содержания автодорожной сети.

Далее Владимир Савчук отметил, что в результате снижения инвестиционных возможностей транспорта происходит рост тарифов. Эксперт привел результаты анализа доходных ставок ОАО «РЖД» и операторов собственных поездных формирования (СПФ) при перевозках грузов на условиях СПФ на примере перевозки нефтегрузов по направлению Кириши ‒ Маарду. По данным ИПЕМ, локомотивная составляющая СПФ в несколько раз выше аналогичной среднесетевой составляющей ОАО «РЖД»: 45 коп./т•км против 11,5 коп./т•км. «При этом обязанности по перекрестному субсидированию СПФ не несет, - указал Владимир Савчук. – СПФ нет необходимости перевозить уголь на экспорт с доходностью по локомотивной составляющей в 6 коп./т•км. В результате ежегодно железнодорожная система теряет значительные инвестиционные ресурсы, которые могли быть направлены на развитие инфраструктуры и закупку локомотивов».

В качестве разрешения данной ситуации Владимир Савчук предложил ряд регуляторных изменений, среди которых:
• создание новой тарифной системы, соответствующей изменившейся экономике железнодорожного транспорта;

  • учет доходности и структуры перевозки грузов при выборе и оценки сроков окупаемости инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры;
  • создание системы привлечения дополнительных грузопотоков высокодоходных клиентов, в том числе путем «увязки» дополнительных грузопотоков и инвестиционных проектов по расшивке «узких мест».
  • изменение регулирования общесетевого перевозчика с целью расширения и упрощения привлечения высокодоходных грузов на железнодорожный транспорт.

С презентацией доклада можно ознакомиться по ссылке: http://ipem.ru/files/files/research/20_06_2013_maxconference_tariffs_and_invest.pdf

Об Институте

Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах. Дополнительную информацию об Институте можно найти на сайте www.ipem.ru
Следите за нашими новостями и публикациями на страницах в Facebook и Twitter

Контакты для СМИ:

Белов Сергей
Руководитель отдела по связям с общественностью
+7 (495) 690-14-26
+7 (926) 387-79-68
belov@ipem.ru

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости