Анализ логистических показателей компании, работающей в секторе дистрибуции FMCG

По итогам пилотного проекта бенчмаркинга логистических показателей (KPI), проведенного отраслевым порталом «Логистика» - Logistics.ru, от компаний, осуществляющих хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, были получены значения данных показателей.

Значения некоторых показателей близки к максимальным, что заставляют нас задуматься о путях достижения столь высокого результата. Одной из задач проекта является обсуждение лучших практик в области логистики. И компании - участницы проекта бенчмаркинга готовы поделиться своим опытом. Они разделились по отраслевой принадлежности следующим образом:

  • Дистрибуция товаров FMCG,
  • Производство,
  • Торговля,
  • Телекоммуникации,
  • Фармдистрибуция,
  • Производство и продажи,
  • Доставка и сбор грузов,
  • Логистика.

Компания, чьи показатели будут рассмотрены в данной статье, осуществляет дистрибуцию товаров FMCG (Fast Moving Consumer Goods) или товаров повседневного потребления. Такие товары стоят дешево, а приобретаются в больших объемах. Вследствие этого данная отрасль имеет свои особенности. Комментарии по отраслевым особенностям и весомости отдельных показателей нам дали представители компании. Показатели следующие:

  1. Своевременная погрузка и отгрузка машин,
  2. Уровень удовлетворения клиентов (уровень сервиса),
  3. Оборачиваемость склада,
  4. Эффективность работы склада и коэффициент использования склада по объему хранения,
  5. Уровень складских издержек,
  6. Коэффициент использования рабочего времени,
  7. Уровень недостач, излишков, брака,
  8. Коэффициент эффективности использования трудовых ресурсов,
  9. Доля заказов, доставленных единовременно, точно в срок и без отклонений,
  10. Стоимость 1 км пробега.

 

Рассмотрим подробнее.

1. Своевременная погрузка и отгрузка машин

Эта пара, на первый взгляд, одинаковых показателей, были предложены самой компанией. В чем разница между ними?

Погрузка включает время, затрачиваемое работниками склада и транспорта на загрузку партии товара в транспортное средство. При этом не учитывается время заполнения необходимого перечня документов, сопряженных с выполнением транспортировки груза. А показатель своевременная отгрузка машин включает в себя и время погрузки, когда водитель, приняв груз от работников склада, расставляет его в кузове автомобиля, и время на оформление первичной документации.

Внимание, уделяемое данной паре показателей, объясняется тем, что любой дистрибутор, как впрочем, и все компании, заинтересован в максимально производительном времени работы водителей, развозящих товары. Для этого время нахождения водителя на складе должно быть сведено к минимуму. В компании применяется ряд нормативов, регулирующих время на осуществление этих операций.

Для улучшения значения данного показателя необходимо воздействовать на водителей и работников склада. Для этого целесообразно ввести премиально-сдельную оплату труда, посредством которой появляется возможность мотивировать работника к более эффективному использованию рабочего времени.

2. Уровень удовлетворения клиентов (уровень сервиса)

Этот комплексный показатель охватывает все отделы компании в целом, и показывает, как эффективно и слаженно отработал персонал компании за исследуемый период. Вне зависимости от направления исследования и рассматриваемой в нем отрасли, показатель одинаково важен для любой из компаний, участвующих в бенчмаркинге.

3. Оборачиваемость склада

Важный показатель складской логистики. Отражает способность компании определять оптимальную величину запасов, позволяющей компании избежать ситуаций перенасыщения склада товаром или ситуации, при которой возникает недостаток. Важно понимать, что показатель напрямую влияет на уровень удовлетворенности клиентов.

4. Эффективность работы склада и коэффициент использования склада по объему хранения

Основная цель, преследуемая при измерении первого показателя, - как можно более полное заполнение пространства склада. Однако, при полном заполнении  склада могут  возникнуть затруднения при обработке товара. Оптимальное значение определяется путем взаимодействия отделов маркетинга и логистики. Каждая компания самостоятельно определяет предельное значение данного показателя, характеризующего максимально эффективное использование складского пространства и удобство осуществления операций при работе товарами.

Коэффициент использования склада по объему хранения по смыслу схож с вышеописанным показателем. Сотрудники компании, прокомментировавшие значения показателей, говорят о том, что пока целевого значения по заполняемости ячейки склада им выявить не удалось (вы можете высказать свое мнение о возможном решении данной задачи в комментариях к статье).

5. Уровень складских издержек

Показатель, который как никакой другой подходит для рассмотрения в рамках отраслевого бенчмаркинга. Для этого требуется организовать бенчмаркинговое исследование отрасли, по результатам которого компании смогут увидеть, какой возможен уровень складских издержек.

6. Коэффициент использования рабочего времени

Данный показатель дает возможность определить качество управления человеческими ресурсами. Определяется исходя из соответствия фактического числа работников и списочной численности работников согласно штатному расписанию. Значения, близкие к 90–95%, можно считать как максимальными, но на практике трудно достижимыми.

Высокое значение показателя повышает вероятность того, что все поступившие заказы будут исполнены вовремя. Иначе отсутствие необходимого количества персонала отразится на значениях других показателей эффективности работы компании. Иными словами, роль персонала в логистике очень высока. Но немаловажным является и способность управлять персоналом и обучать его.

7. Уровень недостач, излишков, брака

Данный показатель также связан с показателем точности складского учета. В зависимости от специфики осуществляемой деятельности степень важности отклонения от норматива может различаться. Источником информации для определения значения по этому показателю служат периодически осуществляемые инвентаризации, являющихся одним из важных инструментов ведения складского учета.

Значения показателя для данной компании достойно внимания - уровень недостач, излишков, брака составляет <0,01,%. Компании удалось достичь столь низкого значения, следуя следующим правилам - ежеквартальные инвентаризации, внедрение систем мотивации и штрафных санкций исполнителей. В качестве примера была приведена штрафная санкция по отношению к работнику склада, который, в случае совершения ошибки при формировании заказа, лишается 6% от заработной платы.

8. Коэффициент эффективности использования трудовых ресурсов

В направлении улучшения данного показателя у компании, с представителями которой было проведено интервью, намечен ряд действий, которые в будущем улучшат значения данного показателя. Компания намерена воздействовать на числитель формулы для расчета ((ФОТ склада, рублей) / (Сумма отгруженного товара, рублей) * 100 %). Для этого предполагается использование количественной мотивации сотрудников и увеличение трудозатрат на одного работника.

Сегодня политика компании нацелена на достижения высокого качества работы складского персонала, но пристального внимания выработке не уделяется. Поэтому в компании разрабатывается проект управления трудовыми ресурсами. На базе использующейся WMS планируется создать инструмент, формирующий персональные задания для сотрудников, отслеживающий время постановки и выполнения заданий. В совокупности с применением премиально-сдельной системы оплаты труда данное решение позволит увеличить производительность складского персонала и сократить ФОТ.

9. Доля заказов, доставленных единовременно, точно в срок и без отклонений

Показатель, учитывающий слаженность работы складской и транспортной логистики. У исследуемой компании значение данного показателя близко к 100%. Как прокомментировали ее представители, решение о совершенствовании работы складской и транспортной логистики каждая компания принимает, опираясь на избранную стратегию. Вторым фактором является способность и желание компании тратить средства на обеспечении высокого уровня сервиса.

В этой компании принято решение о незначительном уменьшении значения данного показателя. Для этого необходимо определить, какой уровень сервиса будет приемлем для клиентов. Затем станет возможным сокращение затрат на транспортную и складскую логистику.

10. Стоимость 1 км пробега

Среди значений показателей, которые были получены, 1 км пробега в данной компании оказалось наиболее дорогим. Почему? На основании проведённых расчетов было решено, что для компании выгодным будет иметь свой парк автомобилей и полностью его обновлять каждые три года. При этом у компании нет собственной ремонтной базы. Для более полного сравнения необходимо проводить бенчмаркинг компаний, одинаковых по отраслевой принадлежности.

Итак, как вы можете видеть, данная компания имеет в своем арсенале инструменты ведения эффективной деятельности. При этом разрабатываются новые решения, которые также впоследствии отразятся на показателях эффективности работы компании. Мы благодарим представителей компании за подробные комментарии и активное участие в проекте бенчмаркинга логистических KPI.

 

Родькин Антон, руководитель проекта Бенчмаркинг Отраслевого портала Логистика - Logistics.ru 

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости