От подвала до ангара: из истории отрасли

Как у каждой отрасли у складской логистики есть своя история. Самый динамичный и интересный ее период — времена СССР. Первые склады использовались исключительно для хранения сельскохозяйственной продукции, а уже затем для всех видов товаров, идущих на продажу. О том, как дореволюционные полуподвалы превращались в современные логоцентры, в материале экспертов аутсорсингового агентства STH-group.

Дореволюционные складские постройки представляли собой одноэтажные склады в основном высотой 3 — 3,5 м с полом на уровне земли. Тенденции развития складского хозяйства послевоенного периода полностью зависели от отраслевой принадлежности предприятия, в состав которого входило складское хозяйство. Однако наиболее отчетливо различия в строительстве и техническом оснащении складов всевозможных отраслей стали наблюдаться в 1960 — 1970 гг. Самые оснащенные по тем временам склады находились на предприятиях военной промышленности. Уже тогда это были одноэтажные склады с большой площадью и с механизированной обработкой грузов.

В этот период в большинстве столиц союзных республик, особенно в Москве, стали возводиться многоэтажные склады, как правило, четырехэтажные с 3 — 4 лифтами для подъема и спуска груза, с погрузоразгрузочными рампами. Высота этажей многоэтажных складов составляла 3,5 — 4,5 м. Впоследствии, с появлением более совершенной техники (с подъемом вил на 3,8 — 4,5 м), высота складов увеличилась на первых двух этажах до 6 м, а на 3 — 4 этажах — до 4,5 м. Стали применяться погрузчики, конвейерные линии, полочные стеллажи для хранения грузов.

Вскоре стала очевидна неэффективность многоэтажных складов, и тогда ставка была сделана на строительство одноэтажных складов площадью от 1 000 до 5 000 м 2 . Вся складская мощность была разделена на несколько помещений, где хранились товары определенной группы, со своими заведующими секциями (складами) и своей внутренней системой материальной ответственности.

Естественно, на таких складах практически все операции выполнялись вручную, уровень механизации складских работ не превышал 12 — 15%. В дальнейшем общая площадь складов достигала уже 7 500 — 10 000 м 2 .

Такие склады требовали более совершенных технологических решений и более производительной техники. Однако даже на этих складах по-прежнему стремились разделить общую складскую площадь на несколько помещений, усложняя тем самым процесс грузопереработки и снижая уровень механизации. В это время на складах уже работали не только авто- и электропогрузчики, но появились и отечественные электроштабелеры с грузоподъемностью, не превышающей 500 кг. На складах торговли в основном использовалась отечественная техника. Средний уровень механизации работ на складах оптовой торговли достигал 24% вместо необходимых для механизированных складов 56%.

В 1980-е годы Министерством торговли СССР было построено несколько автоматизированных складских комплексов. Самым крупным из них являлся склад канцтоваров в Минске. Склад высотой 12 метров в зоне хранения был оснащен автоматизированной системой управления, оборудован полочными стеллажами, кранами-штабелерами и транспортерами для перемещения грузов в зону хранения.

В конце 1980-х годов Министерством торговли СССР были разработаны проекты складов с общей площадью 25 000 м 2 . Строительство складов оптовой торговли осуществлялось централизованным планированием через бюджетное финансирование Министерства, а строительство складов розничных предприятий могло вестись силами местных управлений торговли. Склады оптовой торговли возводились, как правило, в крупных городах.

Появление в конце 1980-х — начале 1990-х годов быстровозводимых ангаров (в основном полукруглой формы с максимальной высотой от 8 до 9 м и площадью около 500 м 2 ) было воспринято многими местными управлениями торговли и появившимися к этому времени различными частными фирмами, занимающимися торговлей, как спасение. Самыми привлекательными в таких сооружениях были низкая стоимость и короткие сроки строительства.

Настоящий прогресс в строительстве и оснащении складов на уже постсоветском рынке произошел в конце 1990-х — начале 2000-х годов и продолжается по настоящее время. На рынки стран постсоветского пространства вышли многие ведущие зарубежные компании, занимающиеся реализацией складской техники и технологического оборудования для оснащения складов. Появились зарубежные консалтинговые и проектные компании, да и собственные организации уже накопили большой опыт в разработке складских проектов.

Во многих странах постсоветского пространства, в частности в России и Беларуси, стали внедряться самые современные программные продукты, позволяющие автоматизировать как информационные потоки на складе, так и управление грузопотоками. Стремительному развитию складского хозяйства в этих странах способствовал приход на рынок зарубежных компаний с уже отлаженными складскими технологиями и большим опытом в области логистики. Да и сам бизнес переменил свое отношение к логистике и логистической инфраструктуре, рассматривая склады как основу своих конкурентных преимуществ. Особенно бурный рост в развитии складов наблюдается у логистических посредников, для которых складские услуги стали основной составной частью их бизнеса. В настоящее время многие склады в России и Беларуси ни по конструктивным решениям (в основном это высотные склады), ни по уровню технического оснащения, ни по технологическим решениям не уступают современным зарубежным аналогам.

Материал подготовлен при использовании учебно-методичнского комплекса Полоцкого государственного университета «Логистика складирования»

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости