Николай Воинов: Мы хотим быть не просто крупным игроком на домашнем рынке – мы хотим быть лидером!

На вопросы журнала «Логистика» и отраслевого портала «Логистика» - Logistics.ru отвечает Николай Воинов, Президент и Генеральный директор Itella в России.

  • Николай, прошло ровно полгода с момента Вашего назначения. Пришлось ли столкнуться с трудностями на новом посту, и какие главные цели стоят перед компанией?

- Трудности – это именно то, за чем я шел на новое место. Они заставляют двигаться вперед, думать, меняться, быть в форме. Время от времени обязательно нужно выходить из зоны комфорта и стараться сделать что-то еще, что-то новое, чего раньше не делал.

Разумеется, в каждой компании есть свои задачи, которые нужно решать, и вызовы, поэтому работы хватает. Главная цель – создать мощный базис для дальнейшего роста. Мы будем работать над достижением идеального качества, улучшать эффективность работы и повышать прибыльность бизнеса. Нужно уделить внимание развитию новых продуктов и входить в новые сектора экономики, развивать команду, больше думать о клиентах компании и ее сотрудниках.

  • Каковы основные финансовые показатели компании за 2013 год и чего Вы ожидаете в ближайшие годы?

- 2013 год был достаточно успешным для нашей компании в России. Рост бизнеса составил порядка 10%, что значительно выше, чем в целом рост экономики в России. Одним из основных драйверов роста в 2013 году стали авиа- и морские перевозки, где рост составил почти 50% по сравнению с 2012 годом. Автоперевозки также развивались достаточно уверенно, особенно хорошие показатели были в IV квартале.

Контрактная логистика продолжает быть основным направлением нашего бизнеса, на который приходится 70% всего товарооборота. В этой области 2013 год тоже можно признать успешным. В частности заполняемость площадей в московском регионе летом достигла рекордных 95%. Значительного роста заполняемости мы достигли и в регионах, где к концу года она превысила 80%. Это отличные показатели. Наиболее высокие показатели роста бизнеса наблюдались в Ростове-на-Дону, Новосибирске и во Владивостоке. В Ростове-на-Дону был осуществлен проект с компанией Mondelez, в Новосибирске – с одним из крупнейших международных FMCG-клиентов Procter&Gamble, во Владивостоке – с японской компанией KYB, одним из ключевых клиентов на нашей площадке в Приморском крае.

В 2014 году, как я уже говорил, мы будем продолжать серьезно работать над качеством в контрактной логистике, чтобы повышать лояльность наших клиентов. Также в фокусе увеличение рентабельности, где немаловажную роль играет эффективность. Здесь очень важны наши информационные технологии, автоматизация, используемая техника, поэтому мы будем активно инвестировать в эти области.

  • Одновременно с Вашим назначением компанией Itella Group была анонсирована разработка новой стратегии Itella в России. Каково Ваше видение основных направлений развития компании?

- Действительно, мой приход в компанию совпал с запуском новой глобальной стратегии развития компании во всех странах присутствия бизнеса. Основная ее идея заключается в том, что мир меняется и мы должны идти в ногу с происходящими глобальными изменениями, а в идеале – быть на шаг впереди. Наша основная задача – обеспечивать полноценный бесперебойный процесс торговли и логистики для наших клиентов, делая их повседневную жизнь удобнее и легче. Наши услуги должны приносить максимальную пользу клиентам, которые участвуют в цепочке поставок товаров от момента отправки до окончания доставки, то есть решать задачи и в транспорте, и в таможне, и контрактной логистике.

В целом, наша стратегия держится на четырех основных постулатах:


1. Быть лидером рынка логистики в Финляндии и России,
2. предлагать комплексные решения, имеющие высокую ценность для бизнеса наших клиентов,
3. Развивать логистические услуги для компаний дистанционной и Интернет-торговли;
4. Быть лучшим работодателем в своей области.

  • Изменилась ли география вашего присутствия в регионах за последние полгода? Каковы планы дальнейшей региональной экспансии в России и СНГ?

- Мы уже достаточно давно находимся в основных регионах России и занимаем там лидирующее положение, поэтому за последние полгода мы не открывали новых складов, а наполняли существующие. Мы уже работаем в Московской и Ленинградской областях, в Самаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Екатеринбурге, Приморском крае. Склады в регионах наполняются, и мы уже планируем расширение в некоторых городах. В прошлом году мы открыли офис в Новороссийске для развития морского транспортного сообщения – концепция short-sea набирает популярность среди наших клиентов, и все больше перевозок идет через морской порт Новороссийска, что экономит 7–10 дней транзита для тех клиентов, кому это необходимо. Сейчас это очень востребованное направление.

  • Какие изменения Вы ожидаете на рынках складской и транспортной логистики в ближайшие годы? Что будет с тарифами в 2014–2016 годах?

- Главная тенденция, под влиянием которой рынок сегодня меняется наиболее быстро – это развитие онлайн-торговли. Не будет преувеличением сказать, что значительная часть оффлайн-ритейла переходит в онлайн. И мы, соответственно, должны предлагать решения в этой сфере, поскольку за последние 5 лет подавляющее большинство крупных компаний обзавелись своими интернет-проектами. У нас уже есть несколько проектов в этой области, будем наращивать портфель, чтобы не остаться не у дел, когда в онлайне будет уже большая часть розничной торговли.

В целом логистика должна становиться все «умнее». Логистические компании должны предлагать все более сложные решения для клиентов и становиться реальным конкурентным преимуществом для их бизнеса. Рынок будет выигрывать тот, у кого лучше логоператор. Мы работаем в области сервиса, поэтому очень важно предлагать не просто перемещение из точки А в точку Б или паллет in–паллет out, а комплексную услугу, в которой интеллектуальная IT-составляющая максимальна. Это же поможет нам увеличить эффективность процессов, и, соответственно, быть привлекательными с точки зрения цены.

В XXI веке физическая, материальная составляющая бизнеса постепенно теряет свою значимость, уступая главенствующую роль составляющей интеллектуальной. Логистические компании становятся своего рода IT-компаниями, когда людей в офисе больше, чем на складе или за рулем.

  • В числе стратегических задач Вы озвучили намерение стать основным игроком на рынке логистических услуг для компаний электронной торговли. Почему именно этот сектор, не пугают ли Вас часто меняющиеся правила игры в нашей стране?

- Не секрет, что оффлайн-торговля не просто развивается, но и плавно переходит в онлайн. Не выходить на этот рынок – значит терять существующий бизнес, который уплывает в онлайн. По объемам E-commerce Россия еще далека от таких рынков, как, к примеру, США, Китай и Германия, но в ближайшее время мы догоним эти страны. Рост бизнеса E-commerce в 2013 году составил примерно 25–30% (что дает прирост общего количества покупателей на 4 млн; общее количество покупателей в онлайн уже составляет 30 млн человек, то есть сотни миллионов посылок и доставок). Это влечет за собой развитие в России и складской инфраструктуры и аутсорсинга операций, и рост числа курьерских доставок, причем не только в крупных городах, но и в регионах. Если говорить об Интернет-заказах из-за границы, то объем таких отправлений в 2013 году удвоился. По данным «Почты России», количество доставок составило 37 млн посылок – и это только у «Почты России». Очень хороший рынок, нужно обязательно им заниматься. У нас уже есть несколько интересных проектов, прежде всего с нашими коллегами в Финляндии. Уверен, будет еще больше. С 2013 года Itella Group уже осуществляла сross-border по доставке посылок из Финляндии российским покупателям.

Говоря о рынке электронной коммерции более детально, нужно отметить, что мы уже достаточно давно присутствуем на нем. У нас есть опыт по фулфилмент-операциям для наших крупных «электронных» клиентов. Мы и дальше планируем расширять это направление, развивать b2c-сервис для существующих и новых клиентов. Сейчас также разрабатывается стратегическая концепция об организации полноценной услуги по доставке «Последней мили». Как мы будем это осуществлять: самостоятельно, активно инвестируя в данное направление, или через партнеров, – пока этот вопрос открыт, но думаю, что первые операции начнутся уже во второй половине этого года.

  • На пресс-конференции 12 марта 2014 года Вы озвучили амбициозные планы по наращиванию доли выручки за счет транспортной логистики. Почему именно этот сектор привлек Ваше внимание и за счет каких ресурсов Вы собираетесь реализовывать эти планы?

- У нас действительно амбициозные планы в транспортной логистике. Если говорить, к примеру, о складской логистике, можно сказать, что в России рынок уже во многом сложился, доли бизнеса на нем распределены между несколькими крупнейшими игроками, и наша компания является лидером по количеству складских площадей. Если же говорить о транспортной логистике, то тут пирог еще окончательно не поделен. Рынок во многом фрагментарен, очень много игроков, нет 100-процентных лидеров, уровень развития транспортных сервисов далек от идеала, при этом потенциал этого рынка огромен. Для нашей компании одним из основных драйверов роста в прошлом году стали авиа- и морские перевозки, как я говорил ранее.

На сегодняшний день наша компания далека от лидирующих позиций в предоставлении собственных транспортных услуг. Это направление мы будем развивать очень активно. И это важно не только потому, что в западной части России практически до Урала, то есть в наиболее экономически активном регионе, автомобильный транспорт гораздо эффективнее железнодорожного. Если посмотреть шире на нашу стратегию, один из ее краеугольных камней – предоставление клиентам более эффективных, комплексных логистических решений. Мы хотим постепенно получать от клиента всю дистрибуционную цепочку. В частности сейчас на складских операторов приходится примерно 10–15% существующих операций, то есть 85% складов оперируется самими клиентами. Таким образом, рынок может расти не только за счет увеличения его объема, но и за счет перетекания собственной логистики компаний к профессиональным логистическим операторам. Но операторы должны доказать, что они действительно достойны этого и действительно могут делать эту работу лучше и дешевле.

Также больше внимания мы будем уделять развитию сборных перевозок по России. Уже многое сделано, у нас здесь успешный бизнес, но нужно развивать его дальше. Будем инвестировать в новые площадки по России, в информационные технологии. Я вижу здесь большой потенциал и хорошую прибыльность.

  • В Ваши планы входит стать не одним из сильнейших игроков на рынке, а именно лидером. Зачем Вам это нужно? Ведь в положении лидера есть и отрицательные моменты!

- К радости, или, наоборот, к сожалению, но таковы требования современной экономики, современного уровня развития информации и глобализации, если хотите. Сейчас, когда каждый потребитель может найти любую информацию о любой услуге, любом провайдере, все сравнить, проверить и выбрать лучшее – он всегда будет при прочих равных условиях выбирать именно лучшее. Так устроен человек.

Следовательно, чтобы выжить, нужно быть лучшим. Лучшие будут лидерами, потому что именно их будут выбирать потребители. Лидеры будут оттягивать на себя все: внимание потребителя, его деньги и деньги инвесторов, лучших сотрудников и подрядчиков. Поэтому это в общем-то единственный выбор, тем более что мы уже лидеры и не хотим уходить в подполье.

Все мы хотим работать в лучших компаниях, которые способны предоставить нам наилучшие условия труда и интересные проекты, в компаниях амбициозных и ярких, в компаниях, которые не хотят плестись в хвосте поезда, а хотят быть локомотивом – драйвером индустрии! Мы же отдаем нашим компаниям лучшие годы своей жизни.

Да, это огромная ответственность, много работы и стресса. Что ж, к ответственности мы готовы. Игра стоит свеч!

  • Спасибо большое за интервью. Надеемся еще не раз увидеть Вас на страницах нашего журнала и портала!

Интервью взяли:

  • Олег Курбатов, главный редактор, Журнал «Логистика»
  • Ырысбек Ташбаев, редактор, директор по развитию, Отраслевой портал «Логистика» - Logistics.ru

 

Краткая справка о компании

Itella – ведущий оператор на рынке почтовых и логистических решений, а также в области осуществления услуг компаниям, специализирующимся на электронной коммерции. Обеспечивает бесперебойный процесс торговли и делает повседневную жизнь простой и легкой для своих клиентов в 11 странах. В 2013 году товарооборот компании составил 1977 млн евро. Корпоративные клиенты в России знают компанию как Itella, а частные потребители в Финляндии – как Posti. Количество персонала компании составляет около 26 000 сотрудников.

Itella в России – логистический провайдер, предоставляющий клиентам полный комплекс логистических услуг, включая складские и транспортные услуги. Общая площадь складов – 560 000 м2 (430 000 м2 – терминалы в Московской области; 130 000 м2 – в регионах России). Общее количество сотрудников в России – более 3000 человек. В число крупнейших клиентов компании в России входят Procter&Gamble, Mondelez (KraftFoods), Chibo, Diageo, Canon, «М.Видео», Coca-Cola, GM, IKEA, Pfizer, Stockmann, Scania, Sony, Philips и др. В 2008 году Itella приобрела «Национальную логистическую компанию» в России.

Рост выручки в России за 2013 год составил 10%.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости