В 2016 г. на рынке торговой недвижимости России ожидается рекордный объем ввода торговых центров за всю историю существования – 2,87 млн кв. м, из них 1,8 млн кв. м придется на регионы, что свидетельствует об активной экспансии девелоперов на региональных рынках, отмечают аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank.
- В I полугодии 2016 г. в региональных городах России (все города России, кроме Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области) было введено в эксплуатацию 18 качественных торговых центров суммарной торговой площадью 541,6 тыс. кв. м (GBA - 922,4 тыс. кв. м), что на 30% больше, чем в I полугодии 2015 г., когда на рынок вышло 22 объекта суммарной торговой площадью 392 тыс. кв. м.
- Уже в III квартале 2016 г. показатель объема качественных площадей в России (GBA) преодолеет отметку в 40 млн. кв. м. Сегодня суммарное предложение достигло 39,8 млн кв. м (GLA - 24,2 млн кв. м). При этом на долю региональных городов приходится около 60% всех качественных торговых площадей в России - 22,4 млн кв. м (GLA – 14,5 млн кв. м).
- Еще в середине 2005 г. количество качественных торговых площадей в региональных городах России и в Москве было примерно одинаковым (1,2 млн кв. м). Уже в 2012-2013 гг. рынок качественной торговой недвижимости на 25% был сформирован объектами, расположенными в столице. Сегодня этот показатель составляет 22%. Снижение доли Москвы, на первый взгляд, небольшое, однако это становится трендом рынка торговой недвижимости.
- Во II полугодии 2016 г. в региональных городах к вводу в эксплуатацию планируется 1,3 млн кв. м арендуемых торговых площадей (GBA -2,1 млн кв. м). Для сравнения в Москве во II полугодии 2016 г. прирост торговых площадей составит 0,49 млн кв. м, а рынок Санкт-Петербурга пополнится 87 тыс. кв. м.
- В структуре предложения качественных торговых площадей в России, доля Санкт-Петербурга постепенно снижается (сейчас не более 12%) – рынок практически не пополняется новыми торговыми центрами, и в структуре ежегодного прироста качественных площадей значение Санкт-Петербурга очень невелико (см. график 3).
- С точки зрения обеспеченности жителей качественными торговыми площадями лидером остается Самара – здесь показатель достигает 551,5 кв. м/ на 1 000 жителей. С открытием ТРЦ Good`Ok, которое состоится в ближайшее время, разрыв с Екатеринбургом (2 место) по обеспеченности станет более значимым. Также в топ-5 вошли Нижний Новгород (467,4 кв. м/ на 1 000 жителей), Воронеж (395,5 кв. м/ на 1 000 жителей), Уфа (373,4 кв. м/ на 1 000 жителей). (подробнее см. график 1)
- Наименьший показатель обеспеченности качественными торговыми площадями отмечается в Перми – 168,1 кв. м/ на 1 000 жителей.
- За последние 5 лет наиболее активное развитие получили рынки Уфы и Волгограда: в данных городах объем предложения качественных торговых площадей увеличился более чем в 2 раза.
- В таких городах, как Казань и Воронеж отмечается снижение показателя обеспеченности качественными торговыми площадями: на фоне активного прироста населения здесь практически не вводились в эксплуатацию новые объекты торговых центров.
Александр Обуховский, директор департамента торговой недвижимости, Knight Frank, отметил: «В отличие от Москвы и Петербурга, где рынок торговой недвижимости насыщен, и каждый новый проект борется за покупателей и арендаторов с несколькими старыми, менее населенные города России по-прежнему значительно отличаются друг от друга и по обеспеченности торговыми центрами и по уровню дохода населения, и по настроениям ритейлеров. Можно утверждать, что в ближайшие пять лет на карте России будут находиться адреса, привлекательные для девелоперов и ритейлеров. Рекорд этого года как раз объясняется рублевыми проектными кредитами и особенностями менталитета местных девелоперов, которые наряду с готовностью к повышенному риску часто обладают инертными и малоопытными командами – затевая амбициозные проекты, они никогда не укладываются в сроки и оказываются в кризис с проектом, который проще достроить, чем заморозить».
Таблица 1. Крупнейшие торговые центры, введённые в эксплуатацию в I полугодии 2016 г. в региональных городах России
Название
Город
Адрес
GBA, кв. м
GLA, кв. м
МегаГРИНН
Курск
Карла Маркса ул., д. 68
230 000
129 000
СильверМолл
Иркутск
Сергеева ул., д. 3/5
108 600
53 400
Седанка Сити
Владивосток
Полетаева ул., д. 6Д
94 000
45 000
Пионер
Барнаул
Ленина пр-т, д. 102В
80 000
37 000
Академический
Екатеринбург
Краснолесья ул., 133
53 000
30 000
Акваполис
Псков
Кузбасской дивизии ул., д. 19
62 000
31 000
Ковров Молл
Ковров
Лопатина ул., д. 7
49 900
26 480
ЯЙ (Лето)
Уфа
Пархоменко ул., д. 156/3
30 330
23 000
Источник: Knight Frank Research, 2016
График 1. Обеспеченность качественными торговыми площадями в 2011 и в 2016 гг., кв. м/1 000 жителей
График 2. Структура предложения качественных торговых площадей в России, %
Источник: Knight Frank Research, 2016
График 3. Структура прироста качественных торговых площадей в 2006-2016 гг., кв. м
Источник: Knight Frank Research, 2016