Порт Тамань и мост через Лену могут не построить из-за Крыма

Минэкономразвития и помощник президента Андрей Белоусов предлагают не строить порт Тамань и перенести сроки сдачи моста через Лену, а высвободившиеся деньги направить на Крым.

Российское правительство может отказаться от финансирования строительства глубоководного порта Тамань и перенести сроки строительства моста через реку Лена в Якутске, чтобы направить освободившиеся средства на развитие Крыма. Об этом вчера сообщило агентство Bloomberg, ссылаясь на письмо советника президента по экономике Андрея Белоусова. Министр экономического развития Алексей Улюкаев вчера отметил, что «менее актуальной становится реализация именно этих двух проектов».

Письмо Белоусова было, подтвердил РБК источник в Росавтодоре. Руководитель аппарата Белоусова был недоступен для комментариев, представитель Министерства транспорта от комментариев отказался.

В развитие Крыма нужно будет вложить 526 млрд руб. в 2014—2017 годах, следует из письма советника президента. На проекты порта и моста ранее планировалось выделить 112 млрд руб. Теперь эти деньги предлагается потратить на Крым.

«Тамань — в связи именно с тем, что возникает иная конфигурация по портам: у нас в Крыму пять глубоководных портов, надо как-то с этим что-то делать, — сказал Улюкаев. — Мост через Лену тоже под вопросом, но по другой причине — что трафик не очевиден». По словам министра, освобождающиеся средства не обязательно пойдут на Крым, они могут быть направлены и на другие проекты.

Порт Тамань

Сухогрузный порт Тамань мощностью 94 млн т в год должен был быть построен на западной оконечности Таманского полуострова к 2020 году на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). Об интересе к проекту в разное время заявляли Global Ports, «Еврохим», Объединенная зерновая компания, UCL Holding, «Металлоинвест», СУЭК, «Русал» и «ОТЭКО-Портсервис». Представители этих компаний отказались от комментариев или не были доступны. «Газпромэкспорт» вышел из проекта и не интересуется портом, сказал представитель «Газпрома».

Стоимость строительства могла составить 228 млрд руб., около половины — частные средства. В ФЦП «Развитие транспортной системы» было заложено 76 млрд руб. из бюджета, а остальное предполагалось покрыть средствами, привлеченными по модели ГЧП и из внебюджетных источников, говорил в середине 2013 года министр транспорта Максим Соколов. Генеральный директор «РМП Тамань» Игорь Русу был недоступен для комментариев.

Пока это предложение одного из советников, правительство должно будет поручить его оценку профильному ведомству — Минтрансу, говорит директор по развитию ИАА «Портньюс» Надежда Малышева.

В середине апреля правительство сократило госпрограмму «Развитие транспортной системы» почти на полтриллиона рублей, до 6,85 трлн руб. Сейчас входящая в эту программу ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010—2020 годы)», включающая, в частности, инвестиции в порты, находится в стадии корректировки, ранее пояснял РБК представитель Минтранса. В результате сокращения Росморречфлот получит на 30 млрд руб. меньше, но сокращение не коснется таких крупных портовых проектов, как Тамань, Мурманский транспортный узел и узел Восточный — Находка, говорил журналистам заместитель министра транспорта Виктор Олерский во второй половине марта.

Малышева считает, что и сейчас Минтранс откажется сокращать инвестиции в Тамань. «Глубоководный порт на Черном море необходим России в любом случае, для развития экономики, для того, чтобы возить грузы. Крым — это курорт, его порты не заместят глубоководные терминалы общей мощностью почти 100 млн т», — объясняет она.

По данным администрации морских портов Украины, сейчас в Крыму работают пять грузовых портов: Евпатория, Феодосия, Керчь, Севастополь и Ялта, их общий грузооборот в 2013 году упал на 29%, до 11,34 млн т.

Мост через Лену

Росавтодор в начале апреля признал победителем концессионного конкурса на право строительства моста через реку Лена в районе Якутска консорциум инвесторов во главе с «ВТБ Капиталом», готовый за 38,9 млрд руб. построить 21 км мостового перехода. Максимальная стоимость проекта — 63,9 млрд руб., недостающее оплатит бюджет. Ввести мост в строй Росавтодор планирует в 2021 году, частный инвестор должен будет обслуживать его еще восемь лет, за что получит от государства не более 16 млрд руб. Вице-президент ВТБ Юрий Молчанов, отвечающий за ГЧП-проекты, отказался комментировать возможный перенос сроков строительства до изучения официальных документов.

Росавтодор и победитель конкурса продолжат переговоры «в сроки, определенные конкурсной документацией для проведения переговоров, то есть до 22 декабря 2014 года», сообщило вчера ведомство. Если решение о переносе сроков будет принято, оно может повлечь пересмотр всего конкурса, опасается источник в Росавтодоре. «Изменения условий конкурса — это удар», — говорит он, надеясь, что ведомству удастся убедить правительство отказаться от этого решения или же юристам удастся найти способ перенести сроки на год-два так, чтобы не пришлось отменять итоги конкурса. Ранее СМИ сообщали, что из-за необходимости инвестировать в Крым финансирование проекта Мурманского транспортного узла, предполагающего строительство инфраструктуры для развития угольного и нефтеналивного терминалов, может быть сокращено на 75%, однако затем президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев сказали, что проект должен сохраниться в первоначальном виде.

 

Елизавета Добкина, Елена Малышева, Анатолий Темкин, Тимофей Дзядко
РБК daily

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости