Как продвинуть свое?

24.04.2014

Участник завершившегося Всероссийского форума деловых средств массовой информации, главный редактор газеты «Трибуна», привлеченный эксперт ТПП РФ  Николай Васильев поделился мыслями относительно того, как СМИ могут способствовать повышению конкурентоспособности российских товаров:

«Прежде всего, надо определиться, что конкретно мы, как СМИ, можем продвигать на внутреннем и внешнем рынке.

Мы не вправе на некоммерческой основе поддерживать, продвигать ту или иную конкретную марку, бренд. Любая наша коммуникация с потребителем будет оцениваться и читателями, и законодательством как коммерческая со всеми вытекающими последствиями. Следовательно, нужно определить категории отечественных товаров, которые следует (и можно) сделать более успешными как с точки зрения потребления, имиджа, так и в плане их узнаваемости на рынке. В этом случае СМИ не попадут под пресс закона о рекламе. Именно товарные категории – залог успешной помощи отечественному бизнесу.

Поясню на примере.

Есть товарные категории, исторически занимающие неплохие позиции на российском и международном рынке. Это, например, русская водка, которая и по узнаваемости, и по имиджу, и по своим потребительским характеристикам занимает достойное место, как, скажем, французские коньки, немецкое пиво или шотландский виски. Другой пример - русское оружие как товарная категория. И внутри страны, и в мире узнаваемость этой категории и ее имидж серьезно способствуют спешным продажам. Всем известно, что русское оружие качественное, неприхотливое в бою, легкое в обслуживании, что этот товар – оптимальное сочетание цены и качества.

Хотя здесь стоит заметить: что потребление, узнаваемость и имидж без соответствующей постоянной поддержки имеют свойство стремиться к нулю.

Исходя из этого, профильные министерства и ведомства должны составить список приоритетных товарных категорий для продвижения на внутреннем и внешнем рынке. Иными словами, нужен список отраслей, которые необходимо продвигать в первую очередь. Создать такой открытый список – дело нелегкое, надо учесть очень много факторов и высокую конкуренцию. Эффективно продвигать избранные товарные категории без государственного плана продвижения бесполезно. Китайское правительство, например, тратит на эти цели более 6 млрд. долларов в год. И мы видим результат такой работы, скажем, на примере китайских автомобилей: их не было как категории еще 20 лет назад, 10 лет назад они были грудой смешного металлолома, а сейчас активно завоевывают рынки, в том числе и российский.

При создании списка каждая товарная категория должна быть исследована с точки зрения ее внутренней и внешней конкурентоспособности, а каждая выбранная в результате категория должна начинаться со слова «русский» или «русская». Пример: «русские самолёты», «русские моторы», «русская обувь», «русские йогурты», «русские напитки», «русская мебель». Каждой избранной товарной категории должна быть дана уникальная характеристика, которая отличает наш товар от товара конкурентов. «Трибуна» как СМИ с удовольствием, например, готова продвигать категорию «русских прохладительных напитков», потому что русский квас и производные от него – это уникальный продукт, прекрасно утоляющий жажду, питательный и произведенный на основе натуральных ингредиентов.

Список приоритетных категорий должен быть согласован со СМИ, чтобы избежать продвижения какой-нибудь неконкурентной категории.

Я уверен, что практически в каждой категории мы можем найти товар, который по своим характеристикам конкурентоспособен и на внутреннем, и на внешнем рынке».