Деловая соционика

09.05.2004

Предисловие

Управление персоналом как особый вид управленческой деятельности переживает в мире настоящий бум. Трансформация кадрового менеджмента нашла свое отражение в нескольких тенденциях: во-первых, все последние годы в развитых странах наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых служб, прежде всего за счет формирования специальных подразделений кадровых технологов; во-вторых, повысился статус этой профессии: руководители служб персонала в большинстве корпораций были введены в состав правлений и советов директоров; в-третьих, резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу, что привело к выделению специальных образовательных курсов.

Перед вами труд автора, который работает в области одного из новых и наиболее перспективных направлений организационной психологии - соционики. Отличительной особенностью книги, которая ни в коей мере не представляет собой очередной авторизированный перевод зарубежного учебного пособия, является стремление автора провести исследование проблемы на основе отечественного опыта.

Безусловным достижением книги является разработка критериальной базы для оценки индивидуально-психологических и личных качеств личности с целью прогноза успешности профессиональной деятельности.

Более чем трехлетние опыты использования соционической модели в системе оценки персонала на предприятиях компании "Русский Алюминий" доказали ее надежную корреляцию с классическими психодиагностическими методиками, применяемыми при профессиональном психологическом отборе. Важно и то, что предлагаемые автором подходы позволяют сделать процесс отбора кандидатов при трудоустройстве или подбор управленческой команды более мобильным и, что также немаловажно, менее трудоемким.

Многие вопросы профессионального подбора специалистов и руководителей по соционическим признакам, а также формирования управленческих команд с использованием интертивных отношений, раскрытые в книге, именно этим автором переведены из области теории в сферу практической деятельности. До сих пор специалисты по соционике не давали конкретных рекомендаций по профориентации работников. В отличие от них автор предлагает варианты психологических типов для 35 профессий специалистов, служащих и рабочих. При разработке рекомендаций он исходит из должностных обязанностей по каждой профессии, результатов проведенного психологического обследования и практического опыта. Очень важны также рекомендации по подбору руководителей по психологическим типам. От личности руководителя и состава возглавляемой им команды зависит в конечном итоге успех любого бизнеса. Поэтому разработки в этой области, имеющие практическую ценность, чрезвычайно важны. Интересны также рекомендации по подбору руководителей-специалистов.

Отдельный раздел книги посвящен подбору управленческой команды по интертивным отношениям. В этой области сделаны только первые шаги, и в перспективе необходимо выполнить еще много как теоретических, так и особенно практических исследований.

В целом книга представляет собой значительный шаг в области прикладной соционики и будет полезна в первую очередь специалистам в области управления персоналом предприятий и управляющих компаний. Однако, принимая во внимание тот факт, что каждый из нас в течение своей жизни постоянно выступает в роли покупателя или же продавца рабочей силы, книга представляет интерес для широкого круга читателей.

Григорьев В. П., заместитель директора по персоналу Самарского металлургического завода компании "Русский алюминий"

Введение

Люди - самая сложная, непредсказуемая и трудноуправляемая составляющая менеджмента. Они приходят на работу и делают там все, что необходимо, для других людей: собирают самолеты и миксеры, варят сталь и борщ, перевозят и продают товары, печатают газеты и деньги. Работа для большинства людей - главное занятие в жизни, для всех работающих - главный источник существования, для многих - способ реализовать себя, сделать карьеру, заявить о себе. При этом люди - не роботы, механически выполняющие команды. Они все разные - флегматики и холерики, экстраверты и интроверты, пассионарии и обыватели. К тому же на работу люди приносят свое настроение и самочувствие, симпатии и антипатии, любовь и ненависть. То есть и к работе они относятся по-разному, и делать ее умеют по-всякому, и голова на работе нередко бывает занята делами, очень от нее далекими - от болезни дочери до проигрыша "Спартака".

Этими вопросами в целом занимается социальная психология, а в этой книге автор разрабатывает частный, но важный вопрос: как подбирать специалистов, руководителей и формировать управленческие команды. Эти вопросы волнуют специалистов по персоналу с давних времен и даже сегодня часто решаются интуитивно - иногда удачно, чаше с плачевными результатами. Целый ряд высказываний известных людей, являющихся выдающимися специалистами в своей области, подтверждает это.

"Создать трудоспособный коллектив единомышленников и энтузиастов несравненно труднее, чем построить самый хороший самолет" (С. Ильюшин, авиаконструктор).

"Все хозяйственные ситуации можно в конечном счете свести к трем словам: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удается сделать" (Л. Якокка, менеджер).

"Кадры решают все" (И. Сталин, политик).

Появившаяся в начале XX века соционика, получившая на Западе название "типоведение" , позволяет добавить в теорию и практику этого вопроса хороший элемент научности.

Автор благодарен людям, которые в разное время разрабатывали с ним отдельные вопросы деловой соционики, это - А. Еропкин, Н. Сырятов, Т. Ларина и А. Асмолов.