Развитие российского транспортного машиностроения возможно только при наличии долгосрочного спроса на продукцию

Реализация обновленной Стратегии транспортного машиностроения, разработанной ИПЕМ, при наличии государственной поддержки позволит к 2030 году довести долю российских производителей на внутреннем рынке до 92%, производителей комплектующих – до 85%.

Владимир  Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), выступил с докладом «Перспективы реализации Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации до 2030 года» в ходе IV международной конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава».

Свое выступление эксперт начал с анализа структуры российского транспортного машиностроения. По данным на 2012 год, в общей стоимости отгруженной продукции (услуг) производство грузовых вагонов составляло 33%, услуги по ремонту – 27%, производство запчастей – 13%, локомотивов – 11%, моторных вагонов – 9%, пассажирских вагонов – 6%, транспорта для ремонта – 1%.

В ходе доклада Владимир Савчук выделил основные препятствия к развитию транспортного машиностроения, преодолеть которые призвана обновленная Стратегия.

Системной проблемой транспортного машиностроения является отсутствие долгосрочного оплаченного спроса на современный отечественный железнодорожный и городской рельсовый подвижной состав. В среднесрочной перспективе российские предприятия столкнутся с отсутствием возможности конкурировать с зарубежными производителями по экономическим условиям приобретения машиностроительной продукции.  Еще одна из серьезных проблем – отсутствие отечественного производства высококачественных комплектующих.

Владимир Савчук отметил, что составляющие системной проблемы различаются в зависимости от сферы отрасли. Так, развитие локомотивостроения и производства трамвайных вагонов тормозится из-за отсутствия долгосрочного оплачиваемого спроса. При этом, как заметил эксперт, что парки подвижного состава давно нуждаются в обновлении.

В сфере производства вагонов метрополитена ситуация иная – долгосрочный оплачиваемый спрос существует, но перед отечественными производителями стоит проблема конкуренции с зарубежными корпорациями при тендерной системе закупок на равных экономических условиях.

Основными задачами Стратегии являются:

  • обеспечение роста потребления на внутреннем рынке продукции отечественного транспортного машиностроения
  • стимулирование эффективного инвестиционного процесса в отрасли
  • стимулирование разработки и производства инновационного подвижного состава
  • повышение конкурентоспособности продукции транспортного машиностроения на внутреннем и внешнем рынках
  • обеспечение условий для роста объемов экспорта продукции отечественного транспортного машиностроения
  • развитие рынка ключевых высокотехнологичных комплектующих
  • совершенствование кадровой политики в отрасли и обеспечение транспортного машиностроения квалифицированными кадрами

Согласно расчетам ИПЕМ, среднегодовой объем российского рынка подвижного состава к 2020 году составит 630 млрд руб., к 2030 году – 737 млрд руб. (для сравнения – в 2012 г. он составлял 465 млрд руб.). При наличии государственной поддержки доля российских производителей на российском рынке вырастет  к 2020 году до 90% к и в 2030 году достигнет 92% к 2030 г. Отсутствие поддержки государства снизит этот показатель с нынешних 80% до 59% к 2020 году и до 50% - к 2030 году. Доля российских комплектующих также может значительно измениться: вырасти к 2020 году на 40 п.п. при наличии господдержки (с 45% до 85%) и уменьшиться практически в два раза (до 25% с последующим снижением до 20% к 2030 году) при ее отсутствии.

По словам Владимира Савчука, успешная реализация Стратегии приведет к повышению эффективности транспортной системы, росту конкурентоспособности предприятий транспортного машиностроения, развитию обрабатывающих отраслей промышленности и диверсификация экономики. В долгосрочной перспективе транспортное машиностроение способно внести существенный вклад в рост ВВП и развитие экономики.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

Запустили
телеграм-канал!

lt

Будьте в курсе самых свежих новостей и актуальных событий в мире логистики!

👉 Подписаться
на Телеграм-канал

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости