18-20 марта в Петропавловске-Камчатском пройдет Вторая Международная бизнес-конференция «Бункерный рынок Дальнего Востока России: настоящее и будущее».
На конференцию съедутся представители судоходных компаний, международных трейдеров и производителей топлива, а также государственных структур. Организатором выступила Группа компаний «Транзит-ДВ», являющаяся одним из лидеров бункерного рынка Дальнего Востока России.
Что будет обсуждаться на конференции? Какие проблемы особенно актуальны в настоящее время для участников бункерного рынка Дальнего Востока? Об этом рассказал руководитель отдела бункеровок Группы компаний «Транзит-ДВ» Денис Калчугин.
- Денис Павлович, какова ситуация на рынке Дальнего Востока в последние месяцы: растут или падают объемы продаж?
- В последние годы мы наблюдали постоянный рост объемов продаж. Однако в конце 2014 года тренд резко изменился. Во-первых, произошло общемировое снижение цен на нефть, причем мировые цены падали быстрее, чем мы успевали их снижать. Одновременно Правительство России провело «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, в результате которого основные объемы нефтепродуктов были перенаправлены с внутреннего на внешний рынок, соответственно, цена на внутреннем рынке заметно возросла. Вместе это привело к тому, что российские бункеровщики не могут предлагать клиентам такую же привлекательную скидку, как раньше. Мы все равно предлагаем топливо дешевле, чем в США и Сингапуре, но дисконт стал меньше. Еще одним глобальным фактором стали проходящие сейчас в США забастовки персонала портов на западном побережье. Из-за забастовок произошли задержки и изменения расписания судов, работающих на международных транспортных линиях. В итоге мы сейчас наблюдаем негативный тренд: число заходов крупных судов для бункеровок в порты российского Дальнего Востока снизилось. Хотя в последние недели общемировые цены на нефть немного выросли и количество судозаходов также несколько выросло.
- Как меняется соотношение объемов дальневосточного рынка с остальными рынками АТР (западное побережье США, Сингапур и др.)?
- Тренд прошлых лет: Дальний Восток постепенно перетягивал у своих конкурентов в АТР все большие и большие объемы бункеровок. За последние три года объемы бункеровок на Дальнем Востоке выросли с 2,5 млн тонн в год до 8 млн тонн в год. То есть за три года объемы выросли более, чем в три раза. Но сегодня мы наблюдаем резкое сокращение объемов. Если ситуация в течение 2015 года будет оставаться прежней (сохранение «налогового маневра» в том виде, в каком он действует сейчас), то я думаю, годовой объем бункеровок составит порядка 3-4 млн тонн. Соответственно, «недовыбранные» нами объемы перетекут к нашим конкурентам.
В то же время, есть уверенность, что нынешнее положение вещей на рынке не сохранится. Вероятны корректировки общемировых цен на нефть (чем цены будут выше, тем более привлекательным будет выглядеть рынок Дальнего Востока по сравнению с конкурентами в АТР). Также мы надеемся, что будет отменен или скорректирован «налоговый маневр» Правительства России, поскольку он в условиях снижения общемировых цен на нефть привел к негативным последствиям для российской экономики и «социалки». Насколько мне известно, этот вопрос в Правительстве РФ сейчас активно обсуждается. Наконец, надо полагать, что и забастовки в США, из-за которых суда задерживаются сейчас на недели, в скором времени прекратятся.
- Как отразилось на рынке Дальнего Востока введение с 1 января 2015 года новых ограничений на уровень содержания серы в бункерном топливе для некоторых морских районов мира?
- С декабря мы видим запрос на этот продукт. На рынке Дальнего Востока он присутствует, но в ограниченных объемах, - у бункеровщиков есть проблемы с поставщиками. Однако отмечу, что его дефицит наблюдается не только на Дальнем Востоке и не только в России в целом, но повсюду. В том же Сингапуре, например. Рынку нужно некоторые время, чтобы подстроиться под меняющиеся требования.
- Ранее Группа компаний «Транзит-ДВ» озвучила идею создания единого топливного супермаркета в акватории на юге Приморского края. Остается ли актуальной эта идея сейчас – в свете снижения мировых цен на нефть?
- Я не сомневаюсь, что в долгосрочной перспективе рынок себя сбалансирует. И наша идея единого цивилизованного рынка, - с едиными правилами, с высоким качеством сервиса, с высоким качеством продукта, – безусловно, будет востребована. Мы эту цель видим, мы к ней идем. В перспективе ближайших двух-трех лет мы намерены ее воплотить.
- Что Вы ждете от бизнес-конференции, которая пройдет в марте на Камчатке?
- Текущие изменения в мире и в России оказались внезапными для наших клиентов, хотя в последние месяцы мы и предупреждали о них. Наша основанная задача – донести до наших партнеров то, что сейчас происходит, рассказать наше видение на будущее, выслушать их и совместно обсудить планы дальнейшего развития. Это, скажем так, сверхзадача конференции. В то же время мы открыты для новых партнеров и друзей, поэтому налаживание новых контактов и, возможно, подписание каких-то документов, станет приятным бонусом. То же самое можно сказать и о других участниках конференции. В прошлом году бизнес-конференция окончилась подписанием ряда соглашений.
- Международная бизнес-конференция проводится на полуострове Камчатка второй год подряд. С чем связан выбор места?
- С одной стороны, бизнес-конференция одновременно становится презентацией международному бизнесу отличного порта Петропавловска-Камчатского. Он глубоководный, незамерзающий и расположен недалеко от мировых транспортных коридоров, поэтому, мы считаем, у порта есть хороший потенциал. С другой стороны, Камчатка – это своеобразное место с уникальной природой. Здесь большое количество различных природных и этнографических достопримечательностей, с которыми нашим партнерам будет интересно познакомиться. Для жителей, скажем, Сингапура, где никогда не бывает снега, это станет прекрасным поводом покататься на сноубордах, осмотреть вулканы, покормить северных оленей и искупаться в лечебных геотермальных источниках.
Андрей Дементьев