По результатам конференции «Использование инструментов Всемирной Таможенной Организации (WCO) в управлении цепями поставок в условиях Таможенного Союза»

«Будет еще один блокнот»

С  этой мысли начинается каждая наша выставка, конференция и тренинг. Выставка InterLogistika не стала исключением  и встретила меня подарочным пакетом с блокнотом и ручкой. В залах преследовало ощущение простора, а путь к конференц-залу №2 был открыт как ворота древнего Бейрута от рассвета до захода солнца. Именно там должны были разворачиваться самые интересные события.

Выставка InterLogistika в этом году впервые открыла свои двери, поэтому никто не ожидал от нее многого, однако Деловая программа была хорошо подготовлена. Первый день деловой программы был наиболее насыщенным и пестрил именами, такими как Марио Апостолов, Ульрих Мейсер, Гошин Владимир Анатольевич и т.д. Тема дня звучала как «Использование инструментов Всемирной таможенной организации в управлении цепями поставок в условиях Таможенного Союза». Традиционно, обсуждение строилось от общих слов «политика содействия торговой деятельности», «объединение совместных усилий», «передовой опыт»  в начале до конкретных практик и планов в завершающей его части. Особенно запомнилось выступление Гусева Сергея Львовича, Руководителя Комитета НП «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД», которому удалось выдержать соотношение 90/10 – «суть»/«вода».

На повестке дня стояли 3 ключевых вопроса:

  1. Устаревшие технологии.
  2. Выстраивание схемы межведомственных взаимодействий и единого окна.
  3. Включение малого и среднего бизнеса в ВЭД.

Устаревшие технологии или системная ошибка

В рамках обсуждения первого вопроса очень точным было замечание Галины Владимировны Баландиной: «Сегодня одна и та же информация от пункта пропуска до момента выпуска для внутреннего потребления предоставляется 4 раза. И, к сожалению, в рамках действующей технологии все резервы для упрощения этой системы исчерпаны. Поэтому наиболее возможным выходом из сложившейся ситуации является внедрение информационных технологий, яркий пример – электронное декларирование.» Однако информационные технологии – это только инструмент, который может разрешить внутренние конфликты существующей технологии. Ключевая же задача сейчас – подготовить такую инфраструктуру, чтобы каждое ведомство и регион могло эффективно использовать эти новые возможности.

Схемы межведомственных взаимодействий и единого окна в РФ, опыт «Соседей»

В рамках второго вопроса очень ценным стало выступление Александра Николаевича Хотько, Директора Департамента информационных технологий Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Александр Николаевич подтвердил, что мы приближаемся к созданию единого информационного пространства на государственном уровне. Так, для создания подобной инфраструктуры уже была прописана «логика» системы с учетом уровня развития каждого участника, а весь процесс создания разбит на 60 блоков, 2 из которых уже выполнены. Более того, перед Департаментом информационных технологий стоит задача к 2015 г. завершить 20 блоков. 18 блоков за 3 месяца – эти сроки кажутся нереальными, однако Александр Николаевич настроен оптимистически и уверен в успехе.

О переменах в соседних странах очень подробно рассказал Микеладзе Виталий Леонтьевич, Директор   Регионального учебного центра ВТО Европейского региона. Особое внимание Виталий Леонтьевич уделил следующим странам: Молдова, Казахстан и Украина. Например, Молдова преуспела в работе на границах с соседями. Координированное управление границами осуществляется путем наличия своих представителей на румынской таможне, а представителей Румынии – на молдавской таможне. При этом информирование ведется онлайн, а сканер используется только для товаров высокого риска. Аналогичная ситуация наблюдается у скандинавских стран, на границе Швеции и Норвегии действует единая таможня, где находятся представители обеих таможенных служб, которые совместно решают все вопросы, поэтому процесс таможенного декларирования груза идет очень быстро. Успех же США и Канады в этом вопросе не имеет равных: единая компьютерная система на всех таможнях, единая система для иммиграционных служб обеих стран, единые документы. Действительно, политика содействия торговой деятельности.

Казахстан в свою очередь, в 2007г. получив кредит от Всемирного Банка, начал масштабное реформирование таможенной службы, и уже сейчас создан учебный центр, в ежедневную работу внедрена система управления рисками и действует система единого окна. Основной акцент правительство Казахстана сделало именно на подготовке квалифицированных кадров, как следствие, на данный момент в Казахстане тренерами ВТО проведено в 3 раза больше мероприятий, чем в любой другой стране.

Наибольший же интерес с точки зрения совместной работы государства и бизнеса вызывает опыт Украины. На данный момент Таможенная служба Украины лишена своих правоохранительных функций и преобразована в организацию по оказанию государственных услуг. Более того, в 2010 г. была создана межведомственная рабочая группа, основная задача которой  - исключить человека из процесса взаимодействия  субъектов, автоматизация процесса.  На одном из ежеквартальных обсуждений межведомственная рабочая группа приняла решение создать локальную организацию в пределах одного порта для того, чтобы экспедиторы и грузовладельцы ощутили разницу в схеме работы. 2 сентября 2013г. в одесском порту заработала полная система в электронном виде. По оценке Олега Исааковича Платонова, Президента Ассоциации транспортно-экспедиторских и логистических организаций Украины «УКРВнештранс», представителя Евразийского союза транспортных экспедиторских и логистических организаций (ЕСТЭЛО), одесская модель в целом действует успешно. В дальнейшем технология одесского порта будет распространена на другие порты, второй этап – аэропорты, и заключительный этап – автомобильные и железнодорожные пункты пропуска. Примечательно еще то, что пилотный проект в Одессе был реализован на средства частных инвесторов, а для защиты частных вкладов используется схема прозрачности себестоимости системы, которая построена по принципу самоокупаемости и рентабельности. Этот проект еще раз доказывает, что государство и бизнес  могут сотрудничать на взаимовыгодных условиях.  

Все выше изложенные изменения были инициированы благодаря активной просветительской деятельности ВТО.  Этот процесс был начат в 2006 г. с двухнедельной миссии к каждой из стран, вставшей на путь реформ. На данный момент уже проведен двухнедельный диагностический мониторинг в Белоруссии, и до 2015 г. будет проведено 2 исследования в Грузии и Молдове, по результатам которых будут выданы заключения с рекомендациями. Также в ближайшее время будет подготовлен методический материал по оценке эффективности деятельности Таможенных служб со специальными стандартами. Более того, по словам  Миколадзе Виталия Леонтьевича к 2016 г. будут подготовлены основные материалы с изложением передового опыта в области ВЭД на русском языке.

Но как бы хорош не был передовой опыт других стран на бумаге, главная задача – отбор моделей, их адаптация к экономическим условиям каждой страны и формирование единого системного решения, учитывающая интересы как населения, бизнеса, так и государства.

«Государство для бизнеса»…

Это мечта или реальная модель взаимодействия? Владимир Владимирович Путин поставил задачу среднему и малому бизнесу к 2020г. обеспечить 50% ВВП. Учитывая то, что за последние 2 года объем малого и среднего бизнеса увеличился всего на 0,9%, выполнить задачу экстенсивными средствами не представляется возможным. В свою очередь, Гусев Сергей Львович, Руководитель комитета «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела РФ», видит возможное решение во включении малого и среднего бизнеса в ВЭД, в частности в автоматизации участников ВЭД. Для сравнения для поддержки Государственной таможенной службы создано около 200 автоматизированных систем, для бизнеса одна наипростейшая программа по вводу деклараций.

 Сергей Львович не только озвучил идею, но и рассказал о перечне мероприятий. Так, планируется создать специальную сеть ВЭД, куда войдут все ее участники уровня B2B и B2G. Данный сервис позволит эффективно вести внешнюю экономическую деятельность на основе электронного документооборота и в итоге приведет к росту конкурентоспособности рынка в целом. Процесс создания системы разбит на два этапа. Первый этап – создание сети участников рынка B2B, его разработка займет три года, еще три года будет работать пилотная версия и уже через шесть лет будет готова конечная версия сети. Второй этап – создание сети участников рынка B2G, на данный момент планируется, что ее создание займет не более 6 лет, причем первой к этой системе будет подключена Таможенная служба.

Этот проект может казаться слишком грандиозным и практически невыполнимым, однако мировая практика показывает, что это возможно. Сегодня уже существуют подобные сети, например: Trade Facilitate Netport и ICS.

«Но это же Россия!» - скажите Вы, и будете правы, и именно у нас по традиции «очень долго запрягают и быстро едут». Этот национальный принцип очередной раз подтверждает тот факт, что уже создан стартап и проработаны основные идеи сети и уже сейчас планируется выход на частно-государственное партнерство. Так что пора бы уже поехать! И возможно именно этот проект откроет окно в мир для малого и среднего бизнеса.

В качестве заключения…

Наблюдая за жаркой защитой проектов на конференции, хочется пожелать, чтобы процент успешных государственных стартапов был значительно выше коммерческих.

Фразы которые взорвали зал.

«А пару лет назад таможенная служба РФ была вне конкуренции…»

 «До коли! Нужно автоматизировать участников!»

«Вот так, как оно называется в Украине, нигде его нет» (о Министерстве доходов и сборов).

«Я из Одессы. Здрасте!»

«Владимир Владимирович Путин поставил задачу среднему и малому бизнесу к 2020г. обеспечить 50% ВВП.»

В целом, 9 сентября стоило посетить  конференц-зал №2, МВЦ «КРОКУС ЭКСПО», а вот выставка InterLogistika должна порадовать нас в следующем году.

Отзыв эксперта

А что скажут те, кто сталкивается с проблемами таможенного оформления в России ежедневно? За ответом на этот вопрос я обратилась к Галине Батталовой, Руководителю отдела по таможенному оформлению логистического оператора ООО «ЛогЛаб».

Со слов Галины: «По роду своей деятельности я неоднократно была на «Круглом столе», которые устраивала и Гильдия и таможня. Можно конечно приводить в качестве примера другие, близкие к нам по уровню развития, страны. Но есть четкая линия – Федеральная таможенная служба РФ живет своей жизнью, а таможенные представители и участники ВЭД вынуждены к этому приспосабливаться. Например, электронное декларирование. Его плюсы были для всех очевидны, и сейчас даже не стоит тратить время на определение целесообразности его применения: мы можем отправлять таможенные декларации на любой таможенный пост в любой точке РФ и производить таможенные процедуры с грузом. Но если учесть, что эта тема возникла еще в 2005 году, а сегодня у нас уже 2013 год и еще есть места, где возможности электронного декларирования используются не в полной мере, то также долго еще можно будет обсуждать тему про «Единое окно». Кроме того, для участников ВЭД на данный момент есть более животрепещущая тема – решение ФТС об отмене книжек МДП, и главные ожидания сейчас связаны с внесением ясности в решение именно этого вопроса.»

Единственное, что действительно заинтересовало Галину – это сеть ВЭД, но, к сожалению, этот проект был рассмотрен очень поверхностно на конференции, поэтому дать более объективную оценку стартапу на основе имеющейся информации просто невозможно.

Предложение

В процессе общения с Галиной родилось предложение, давайте соберем все наши вопросы по изложенным проектам, я же в свою очередь постараюсь взять ряд интервью и внести ясность по интересующим вопросам. Вопросы можете высылать на мою почту: have-a-good-day@yandex.ru.

Ищенко Анастасия
PR-менеджер
LogLabТел/факс: +7 495 225-48-24
Моб.: +7 926 457-40-21
E-mail: have-a-good-day@yandex.ru;aischenko@loglab.ru

Web: www.loglab.ru

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости