Новый формат доставки обуви из Китая от AKFA

Когда «в белую» дешевле, чем «в серую».

Старые схемы доставки становятся невыгодны и перестают работать. Как теперь доставлять обувь из Китая?

Экскурс в историю

Ни для кого не секрет, что в последний год-два государство «закручивает гайки», ужесточая контроль над внешнеторговыми и таможенными операциями.

Раньше обувщики для доставки груза в Россию нередко пользовались услугами китайских карго-перевозчиков. Эти компании зачастую брали на себя все этапы поставки – от оплаты товара производителю и до таможенного оформления. При этом схемы осуществления этих этапов далеко не всегда были полностью законными.

Предположим, что обувной компании удалось договориться с местным китайскими карго-перевозчиками о доставке обуви в Россию. Теперь необходимо как-то осуществить перевод денег в Китай для оплаты поставщику. А также, что самое сложное - перепродажу груза обувной компании в России, чтобы товар на ее балансе появился не «из ниоткуда», а был приобретен легально. Да еще по той цене, близкой к которой обувщик планирует реализовывать его в РФ.

Как работали эти схемы и как развивается ситуация сегодня?

Оплата производителю

Существовало множество различных схем оплаты контракта разной степени законности – от перевода денег через посредников и вплоть до наличного платежа.

Зачастую оплата осуществлялась через цепочку фирм-однодневок. Несколько лет назад стоимость такой услуги составляла 1-2% от суммы перевода. В дальнейшем, в следствие ужесточения контроля государством над финансовыми операциями, эта схема стала дорожать – цена поднялась до 5-6%, затем до 8%, а на данный момент – все 10%. Кроме того, срок осуществления перевода составляет от одной до нескольких недель. При нынешней дороговизне денежных ресурсов это расточительно.

Таможенное оформление

При осуществлении таможенного оформления как экспорта в Китае, так и импорта в РФ, в качестве таможенной стоимости товара указывалась не его реальная закупочная цена, а некая меньшая в соответствии со статистикой таможенных операций по товару той же категории.

Кроме того, в том случае, если товар изготавливается в Китае из китайских же материалов, а затем экспортируется РФ, производитель может рассчитывать на возмещение НДС. Исходя из этих соображений, китайцы зачастую делают скидку для вас на свой товар. Однако если экспортное оформление производится через китайские карго с занижением цены, производитель не может осуществить возврат НДС, а значит, не может и предоставить скидку.

Товары оформлялись по таможенной стоимости, которая была значительно ниже реальной. Это приводило к снижению таможенных платежей. Но кризис в стране заставил правительство искать дополнительные резервы пополнения бюджета. Руководство ФТС приняло ряд решительных мер по пресечению нарушений таможенного законодательства. На данный момент по большинству групп товаров компании вынуждены оформляться по ценам, близким к реальным закупочным. Надо трезво понимать, что и очередь обуви не за горами.

В качестве альтернативного варианта предлагалась перевозка через Казахстан, Киргизию, якобы с таможенным оформлением в этой стране, участнике Таможенного Союза. По факту привезенный таким образом товар на полках магазинов появляется «из ниоткуда», не сопровождаясь ни соответствующими документами, ни выплатой налоговых отчислений. Этот вариант является не только незаконным по причине неоплаты российского НДС, но еще и весьма опасным из-за недостоверного декларирования.

Более того, в связи с последними новостями есть все основания предполагать, что оформление через Казахстан вскоре станет и вовсе невозможным. ФТС добивается доступа к базе электронных счетов-фактур для отслеживания того самого груза, который, как было описано выше, привозится в РФ из Казахстана без оплаты НДС и необходимых отчислений.

Реализация товара в РФ

После того, как груз доставлялся в РФ, его продавали компании клиента примерно по той цене, по которой клиент планировал реализовывать этот товар в РФ. Таким образом удавалось оптимизировать налогообложение. Стоимость этой услуги раньше начиналась с 1- 2% от этой цены.

С 1-го января 2015-го года вся информация о финансовых операциях компаний накапливается в базе данных налоговиков. Система «АСК НДС 2» призвана анализировать эту информацию с целью выявлять факты неуплаты НДС. В этом году систему «довели до ума» и она начала работать.

Все это привело к тому, что вышеописанную схему оприходования товара стало осуществлять сложно и рискованно. Компании, не желающие проблем с законом, этим больше не занимаются.

Те же немногие обувщики, которые все еще пользуются этими услугами, вынуждены платить за поднявшийся аппетит сомнительных посредников 4-6% от цены товара.

К чему это все приводит?

На данный момент в результате ужесточения государственного контроля стоимость операций по старой схеме возросла в 2-3 раза. При этом все они стали сложно осуществимыми, что увеличило и сроки, и риски. Оплата наличными все еще возможна, но сложно реализуема по очевидным причинам. Говоря простым языком – старые «китайские» схемы теперь не только незаконны и опасны, но и финансово невыгодны.

Что дальше?

Так уж сложилось, что в России многие надеются на «авось», тешат себя надеждами, что государство через некоторое время ослабит контроль и все «вернется на круги своя». К сожалению (или к счастью) – нет, не вернется. Бюджету требуется все больше и больше средств, так что тенденция на пресечение нарушений таможенного законодательства будет лишь усиливаться.

Как же быть обувным компаниям в новых условиях? Мы видим два пути:

А. Зарегистрировать вашу компанию в качестве участника ВЭД, открыть валютный счет, наладить взаимоотношения с теми таможенными органами, где будет оформляться ваш товар.

Освоить таможенное законодательство и все нюансы внешнеторговой деятельности, нанять штат специалистов по ВЭД, декларантов, сертификатчиков, юристов. И самостоятельно заниматься всеми вопросами логистики, расчетов и таможни. Этот вариант может показаться более надежным, но по факту он весьма дорог – штат квалицированных специалистов обходится в приличную сумму.

Однако главная сложность такого варианта заключается в том, что у китайских производителей как правило нет ни квалификации, ни лицензии, ни сотрудников для осуществления экспортно-импортной деятельности. Как следствие, так или иначе все равно придется прибегать к услугам посредников для заключения внешнеторгового контракта.

Б. Заключить агентский договор с Экономическим Оператором

Это абсолютно законная и «белая» схема работы с логистической компанией. По вашему поручению компания выкупает товар у производителя, осуществляя оплату товара по паспорту сделки.

Таможенное оформление осуществляется от закупочной цены товара.

Поскольку товар на территории РФ появляется абсолютно законно, не требуется никаких доплат в виде тех самых 2-6% за оптимизацию стоимости и НДС.

При этом вашей компании не требуется регистрация в качестве участника ВЭД, нет необходимости нанимать в штат дополнительных специалистов.

Цена данной услуги не превышает 2% от оборота.

Обратите внимание: стоимость страховки при работе с агентским договором ниже – 0,06% вместо 0,5-2% у китайских карго.

У работы по агентскому договору есть и еще один плюс: законная возможность перенести центр прибыли в Китай.

Это особенно актуально для обувщиков, которые постоянно проживают в КНР и оказывают услуги по созданию коллекций и контролю за качеством произведенной продукции.

Сравнение «китайской схемы» и агентского договора на реальном примере и цифрах

Обувь из натуральной кожи:

Дано: предположим, вы закупили в Китае партию кожаной обуви по цене 30$/пара. В РФ вы планируете реализовывать её по цене 50$/пара.

Вариант поставки

Китайские карго

Агентский договор

Комиссия на оплату поставщику

3$/пара

0,6$/пара

Таможня, пошлина и НДС

4$/пара

7,36$/пара

Реализация товара в РФ

1,25$/пара

Доп. расходы не требуются

Итого

8,25$/пара

7,69$/пара

Примечание: данные расчеты применимы для компаний на общей форме налогообложения. Для индивидуальных предпринимателей и компаний на упрощенной системе налогообложения суммы иные.

Таким образом, мы видим, что доставка по агентскому договору равна по стоимости старым «китайским» схемам. И чем дешевле обувь, тем выгоднее будет агентский договор, т.к. меньше разница в таможенных платежах.

Обувь из искусственной кожи:

Рассмотрим это на примере женских туфель из искусственной кожи, купленных по цене 15$/пара, предполагаемой к продаже в РФ по 25$/пара.

Вариант поставки

Китайские карго

Агентский договор

Комиссия на оплату поставщику

1,5$/пара

0,3$/пара

Таможня, пошлина и НДС

1,9$/пара

3,17$/пара

Реализация товара в РФ

0,6$/пара

Доп. расходы не требуются

Итого

4$/пара

3,47$/пара

Примечание: данные расчеты применимы для компаний на общей форме налогообложения. Для индивидуальных предпринимателей и компаний на упрощенной системе налогообложения суммы иные.

Таким образом, агентский договор дешевле на 0,5$/пара.

Выбор за Вами!

На наглядном примере мы убедились, что агентский вариант работы дешевле и надежней, чем «серые» схемы. При этот вариант проще и быстрее, чем самостоятельное решение вопросов оплаты и таможенного оформления.

Не стоит забывать при этом, что агентская схема абсолютно легальна – она гарантирует, что у вас никогда и ни при каких обстоятельствах не возникнет проблем ни с налоговой, ни с таможней. Чего никак нельзя сказать про «серые» схемы.

Однако на рынке логистических услуг не так много компаний, которые могут предложить условия работы по агентскому договору. Тех, же кто специализируется на доставке обуви и хорошо знает её специфику – и того меньше.

Алексей Чернышев, заместитель генерального директора компании "AKFA"

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости