Что послужило причиной решительных действий ФТС России по изменению правил таможенного транзита с 14 августа?: Дан зеленый свет альтернативному механизму обеспечения уплаты таможенных платежей вместо книжек МДП

05.08.2013
fts_logo_424x500.gif

2 августа состоялся открытый разговор с руководителями ФТС России по многим аспектам реализации беспрецедентного решения об изменении правил обеспечения таможенного транзита с 14 августа. В чем заключаются причины принятия такого решения? Что будет в пунктах пропуска на границах? Каковы могут быть последствия решения? Читайте обо всем этом в эксклюзивной статье отраслевого портала «Логистика».

2 августа 2013 года в ФТС России состоялась пресс-конференция «С 14 августа 2013 года изменятся условия использования книжек международных дорожных перевозок».

Пресс-конференция ФТС России от 2 августа 2013 года

В ходе пресс-конференции были обсуждены вопросы по изменению условий применения процедуры МДП с 14 августа 2013 года.

Напомним, что Российская Федерация, как страна, подписавшая Конвенцию МДП (всего к данной процедуре присоединились 68 стран), использует упрощенную процедуру перевозки товаров и обеспечения гарантий: не нужно при каждом пересечении границы проходить досмотр и вносить таможенные платежи. После досмотра в стране отправления груз пломбируется, а поставщик получает специальную книжку TIR с отрывными талонами. При пересечении границ стран — участниц Конвенции достаточно предъявить такой талон: он служит финансовой гарантией уплаты всех таможенных платежей. Гарантом выступает одобренное Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ) национальное объединение, в России - это Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП).

Но у ФТС России к АСМАП имеются претензии к исполнению ассоциацией своих обязательств по уплате таможенных платежей при недоставке товаров, перемещаемых с использованием книжек МДП.

Итак, с 14 августа изменяется порядок применения книжек МДП на территории России. К перевозке товаров через транзитную зону будут применяться меры обеспечения соблюдения таможенного транзита. Речь идет о таможенном сопровождении, предоставлении обеспечения оплаты таможенных пошлин, налогов и установлении маршрута перевозки. Обеспечение оплаты может быть предоставлено любым из способов, предусмотренных действующим таможенным законодательством - денежными средствами, банковской гарантией, поручительством или залогом имущества.

Голендеева Татьяна

В начале своего выступления статс-секретарь - заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева подчеркнула, что решение ФТС России об изменении правил предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей в качестве гарантии соблюдения таможенного транзита перед таможенными органами с 14 августа 2013 года, нельзя трактовать как действие, направленное на инициирование одностороннего выхода РФ из Конвенции МДП. Данная Конвенция продолжает действовать на территории РФ в полном объеме.

«Данное решение ФТС России носит вынужденный характер и связано с тем, что не удается наладить конструктивные отношения с АСМАП», - заявила Татьяна Голендеева. – «АСМАП - организация, гарантирующая ФТС России доставку товаров на территории РФ под своим обеспечением в полном объеме. Но практика свидетельствует о том, что на протяжении многих лет имеется проблема с доставкой товаров».

Одновременно с этим было подчеркнуто, что в последние годы наблюдается положительная динамика в статистике доставок. Тем те менее, недоставки товаров продолжают иметь место быть, и факт недопоступления таможенных платежей в федеральный бюджет продолжает оставаться.

Жуков Дмитрий

Начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Дмитрий Жуков прокомментировал понятие «недоставка товара». Это означает, что транспортное средство не прибыло в таможенный орган назначения.

«В настоящее время общая сумма долга АСМАП перед таможенными органами (читайте, перед федеральным бюджетом) составляет 20,8 млрд. рублей», - сказала Татьяна Голендеева. – «Эта сумма складывается из долга по неуплаченным таможенным платежам - 8,9 млрд. рублей (эта сумма сложилась с 1996 года)  и пеней на сумму 11,9 млрд. рублей». (Правда, в самом конце пресс-конференции Татьяна Голендеева призналась, что перспективы возврата этих денег в федеральный  бюджет практически нулевые – примечание отраслевого портала «Логистика».)

У АСМАП другие данные. Таможня выставила Ассоциации 105 требований об уплате таможенной задолженности на 92,3 млн. руб., сообщает генеральный директор АСМАП Андрей Курушин в письме к руководителю ФТС России Андрею Бельянинову: 87 требований оплачено, 10 обжаловано в суде и признано необоснованными, лишь 8 (на 11,5 млн. руб.) находится на рассмотрении, срок их оплаты не истек.

Те же данные, что и у АСМАП, у Международного союза автомобильного транспорта, подтверждает представитель еврокомиссара по налогообложению и таможне Альгирдаса Шеметы.

Расхождений в оценке задолженности АСМАП быть не может, уверена советник DLA Piper Марина Лякишева: в МСАТ действует система Safe TIR, которая позволяет отслеживать состояние каждой книжки и долг по ней в режиме online.

По словам Татьяны Голендеевой, АСМАП использует технологию уклонения от уплаты таможенных платежей, суть которой заключается в следующем. Когда не осуществлена доставка товара, таможенным органом на перевозчика заводится дело об административном правонарушении (АПП). При оспаривании административного дела судом может быть принято решение в пользу АСМАП и дело отменяется. Но сам факт недоставки товара имеет место быть, как и неуплата таможенных платежей в федеральный бюджет. «Отмена дела об административном правонарушении не освобождает перевозчика и гарантирующую организацию от уплаты таможенных платежей - это наша твердая позиция», - заявила Татьяна Голендеева.

Позиция же АСМАП заключается в том, что при вынесении судом постановления об отмене дела об административном правонарушении таможенные платежи не уплачиваются. АСМАП считает, что наличие постановления об отмене АПП является свидетельством факта доставки. Заместитель начальника отдела судебной защиты Правового управления ФТС России Крестина Лебедева заявила, что это не так – факт недоставки товара продолжает оставаться и ответственность с гарантирующей организации не снимается.

Далее было зачитано заключение Пленума Высшего арбитражного суда РФ (при этом не были указаны дата, номер документа и кем был он подписан – примечание отраслевого портала «Логистика»). В нем указано, что характер правоотношений между АСМАП и ФТС России относительно обеспечения уплаты таможенных платежей свидетельствует о том, что наиболее сходным способом обеспечения обязательств являются поручительства. И, следовательно, по отношению к ним применяются нормы законодательства РФ, регулирующие порядок условий заключения договоров поручительства.

Хакимов Рустам

«Согласно ФЗ №311, поручитель должен представить таможне банковские гарантии в размере своих обязательств. Но до настоящего времени организацией АСМАП никаких банковских гарантий нам не предоставлено. В договоре страхования, которое они предоставляют, бенефициаром является АСМАП, а не таможенная служба», - заявил заместитель начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и таможенного регулирования Рустам Хакимов.

«Таким образом, книжки МДП ничем не обеспечены», продолжила Татьяна Голендеева.

Таким образом, ФТС России хочет положить конец сложившейся практике Конвенции МДП и взять под свой контроль задачу исполнения своих финансовых обязательств перед бюджетом путем активного применения альтернативного инструмента поручительств.

Это подтверждает Татьяна Голондеева: «Мы сначала выставляем требование о добровольной уплате, а в случае неисполнения должником своих обязательств по требованию, мы имели бы право списать в безакцептном порядке с того обеспечения, которое было представлено таможне»

Позиция ФТС России понятна - в случае недоставки товаров не заниматься разбирательствами в судах, а просто и быстро в безусловном порядке списывать деньги с уже имеющегося обеспечения.

Курушин Андрей

Далее было зачитано письмо, направленное в ФТС России генеральным директором АСМАП Андреем Курушиным  1 августа 2013 года. В письме говорится о том, что иностранная страховая компания гарантирует перед российскими таможенными органами выплату за АСМАП в размере 60 тысяч евро на одну партии товаров по одной книжке МДП при наступлении страхового случая.

«Но в то же время за последние годы стоимость товаров, перемещаемых одним транспортным средством, значительно выросла», - парирует Татьяна Голендеева. По экспертным оценкам, в 50% случаев сумма таможенных платежей, подлежащих к уплате при выпуске товаров в свободное  обращение, значительно превышает сумму в 60 тысяч евро при недоставках. «Именно поэтому мы предлагаем перевозчикам в случаях превышения лимита в 60 тысяч евро перейти на национальную систему обеспечения, которая уже достаточно успешно функционирует. Такая практика уже давно применяется многими перевозчиками», - подчеркнула заместитель руководителя ФТС России. 

В то же время, Татьяна Голендеева признала, что МСАТ предлагает технологические решения по увеличению суммы дополнительного обеспечения до 160 тысяч евро в форме TIR+ ваучеров. По ее словам, в настоящее время ФТС России изучает предложение МСАТ. Понятно, что такие компромиссные решения не устроят российскую таможню, которая взяла курс на развертывание института поручителей.

Кроме того, в тексте самой Конвенции предусматривается, помимо минимальных условий и требований Конвенции, установление дополнительных условий и требований. «Именно эту возможность установления дополнительных требований мы и намерены реализовать с 14 августа», - заявила Татьяна Голендеева.

Довольно жесткая позиция ФТС России такова - пора заканчивать с монополией АСМАП в части вопросов обеспечения уплаты таможенных платежей. Создание конкурентных условий сформирует благоприятный для бизнеса климат, считает заместитель руководителя ФТС России. 

Напомним, что в пресс-релизе ФТС России от 29 июля 2013 года уже упоминаются две организации, которые выступают в качестве поручителей. Это подтвердил и заместитель начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и таможенного регулирования Рустам Хакимов на пресс-конференции 2 августа - это ООО «Страховая компания Арсеналъ» (лицензия С№319377 на осуществление страхования, выдана Федеральной службой по финансовым рынкам 29 ноября 2012 года) и ООО «Адал». Участники рынка говорят об еще одной организации – ФГУП «Ростэк», которая, как видно, не собирается уступать свои позиции на рынке таможенных услуг.

В подкрепление позиций ФТС России было также приведено заключение Минтранса России (при этом также не были указаны дата, номер документа и кем он был он подписан – примечание отраслевого портала «Логистика»), в котором говорится: «Конвенцией МДП не предусматривается, что на территории России обязательно должна быть одна гарантирующая организация, которая будет продавать книжки МДП». «Что касается наших дальнейших взаимоотношений с АСМАП, мы готовы заключить с ней новое соглашение на новых условиях», - продолжила Татьяна Голендеева. – «Одновременно мы готовы сотрудничать и с новой организацией, возможно, даже не одной, у которой будет иметься статус представительства МСАТ (Международного союза автомобильного транспорта – примечание отраслевого портала «Логистика»), и заключить с ней соглашение в форме договора поручительства».

Татьяна Голендеева также прокомментировала пресс-релиз АСМАП, в котором говорится, что «только семь из указанных 105 требований относятся к перевозкам товаров российскими перевозчиками». Ценность АСМАП как гарантирующей организации в том и заключается, отметила она, что ассоциация является единственной стороной, через которую удастся решить вопрос взыскания задолженности иностранных таможенных перевозчиков. 

Заместитель руководителя ФТС России также обратила внимание на то, что Конвенция МДП действует в пределах таможенной территории Российской Федерации. А ее правовой статус в рамках Таможенного союза до сих пор не определен. Татьяна Голендеева привела пример того, что внутри Европейского союза действует национальная система обеспечения, а Конвенция применяется только по отношению стран СНГ. Таможенный союз создает аналогичный прецедент, касающийся России, Беларуси и Казахстана и, по мнению Татьяны Голендеевой, дает все основания максимально задействовать институт национальной системы обеспечения в настоящих экономических условиях. Пока же каждая страна продолжает нести отдельные взаимоотношения в рамках Конвенции. Было соответствующее обращение от ФТС России к таможенным властям Беларуси и Казахстана. Пока ответов нет. У ФТС России есть желание распространить практику 14 августа на территории дружественных стран. 

Несколько слов о таможенных перевозчиках. Татьяна Голендеева заявила о том, что количество перевозчиков, включенных в реестр таможенных перевозчиков, неуклонно растет (137 организаций по состоянию на 05.08.13 – информация с сайта ФТС России). И они выпадают из зоны влияния АСМАП, так как не нуждаются в книжках МДП. И российская таможня заинтересована в дальнейшем развитии такого института перевозчиков, который вписывается в ее желательную модель таможенной деятельности.

На пресс-конференции был также поднят вопрос, почему письмо ФТС от 4 июля не было обсуждено с бизнесом, не были организованы публичные консультации с ним.

Смеляков Александр

«Консультации с бизнесом требуются только в том случае, если нами издаются нормативно-правовые акты. В данном же случае речь идет всего лишь о письме», - ответил начальник Управления по связям с общественностью Александр Смеляков. – «Рабочие встречи и консультации проводятся на местах».

Его поддержал начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Дмитрий Жуков: «На 6 августа, например, запланировано совещание в Северо-Западном таможенном управлении с приглашением финских коллег».

 

Вопрос: «Что делать, если водитель  приехал в МАПП, а у него нет других гарантийных документов, кроме книжки МДП?».

«Во-первых, ему таможенниками будут на месте предложены различные варианты дополнительного обеспечения. Начиная с 14 августа, наличие книжки МДП не будет являться основанием для того, чтобы пропустить на таможенную территорию Российской Федерации. Обязательно должен быть оформлен один из видов дополнительного обеспечения», - ответила Татьяна Голондеева. – «Во-вторых, мы уже говорили о том, что практически 50% машин приезжает с превышением суммы 60 тысяч евро, на которые оформляется дополнительное обеспечение. Так, что мы не видим никаких оснований для того, что будут проблемы с переходом на новые правила с 14 августа - не будет никаких очередей и удорожания цены вопроса»

По мнению участников пресс-конференции, данные действия таможенных властей России неизбежно приведут к возникновению исков со стороны бизнеса с дальнейшими судебными разбирательствами, так как данные действия вступают в прямое противоречие с нормами международного законодательства, которые, как известно, имеют приоритет над национальными нормами.

Вопрос «От чего зависит выбор способа дополнительного обеспечения?»

«Зависит от: категории ввозимых товаров; условий, на которых эти товары ввозятся; конечного места назначения; применяемых правил торгового оборота; того, применяется или нет предварительное информирование; стоимости и расстояния перевозки товаров», - ответил начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Дмитрий Жуков. – «Весьма активно используются договора поручительства как наиболее предпочтительный способ обеспечения». 

Напомним, что в Плане деятельности Федеральной таможенной службы на период 2013-2018 годов, утвержденной 27 июня 2013 года, прописана, в том числе, ключевая цель «Обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, повышение конкурентоспособности российской экономики».

В данном документе прописаны показатели, при помощи которых будет измеряться достижение данной цели (мы приводим два показателя из четырех, даны целевые значения на 2013 год):

- Уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет - 100%. 

- Доля таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме поступивших таможенных платежей в федеральный бюджет - 0,25%.

 

И еще. В проекте Закона о транзите (полное название законопроекта - "О перевозках транзитных грузов через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), внесенным на рассмотрение Государственной Думы по инициативе председателя комитета по транспорту ГД Евгения Москвичева (бывшего президента АСМАП), есть пункты, которые могут ограничить полномочия таможни в отношении перемещения транзитных грузов через территорию РФ.

 

По утверждению представителей МСАТ, принятое решение ФТС России не соответствует положениям Конвенции МДП, в частности статьям 4, 11, 42, 48 и другим правовым актам.

 

Обращение к читателям

А Вы как видите ситуацию и оцениваете ее? Как действия ФТС России отразятся на вашем бизнесе?  Напишите в комментариях.

 

Читайте также по данной теме:

 

Отраслевой портал «Логистика»

Перепечатка статьи допускается с обязательной активной гиперссылкой на главную страницу сайта www.logistics.ru или на страницу размещения статьи. При использовании в печатных изданиях – с указанием "Отраслевой портал "Логистика" и даты публикации.