Центры Электронного декларирования: плюсы и минусы. Аналитический обзор.

01.08.2014
malyugin_k.f_.jpg

Константин Малюгин, руководитель отдела маркетинга и развития.

 Из истории электронного декларирования и Центров электронного декларирования.

В РФ первая электронная декларация была выпущена в 2002 г.  по технологии «ЭД - 1», суть которой заключалась в подключении по выделенному каналу связи. Такой способ подразумевал существенные финансовые затраты, соответственно, объемы поданных в электронной форме деклараций были не значительны.

 Согласно статистическим данным, в 2008 году электронных деклараций было не более 9% от общего объема ДТ.  После внедрения технологии «ЭД — 2»  (подключение к сети Интернет) произошел массовый переход на электронное декларирование. А уже в 2010 году все таможенные посты имели возможность принимать декларации в электронном виде. 

 В 2012 году ФТС России реализовала возможность подачи электронной декларации на товары через Интернет посредством информационного портала электронного представления сведений. Созданный на основе современных web-технологий информационный портал позволил исключить необходимость применения участником ВЭД специализированного программного обеспечения и предоставил доступ к данной технологии всем категориям заинтересованных лиц. Все перечисленные технологии послужили надежной основой для перехода в 2014 году на обязательное таможенное декларирование товаров в электронной форме. 

 Бурное развитие электронного декларирования обусловило необходимость создания Центров электронного декларирования (ЦЭД).  Центры электронного декларирования представляют собой таможенные посты, где декларирование товаров осуществляется исключительно в электронной форме, что подразумевает удаленный выпуск товаров.

В настоящее время в РФ функционирует 26 ЦЭД-ов во всех федеральных округах, причем в отдельных субъектах РФ на их долю приходится до 90% ДТ.

Преимущества и недостатки работы с Центрами электронного декларирования.

 На сегодняшний день Группа компаний «Континент» успешно взаимодействует с 6 Центрами электронного декларирования.  При взаимодействии с ЦЭД-ами немаловажным фактором является предварительная работа с документами на груз, т. к. имеется ряд нюансов.  К примеру,  ЦЭД может быть ориентирован на какую-то товарную позицию, несмотря на то, что мотивация работы ЦЭД-ов  - это четкие показатели для ФТС, в связи с чем ЦЭД-ы, разумеется, позиционируют себя как лояльные ко всем группам товаров. 

 Одним из важнейших преимуществ при работе с ЦЭД-ами является доступность для регионов.  Наш опыт говорит о том, что нет существенной разницы, откуда подается ДТ. В любом случае, при возникновении вопросов происходит взаимодействие между инспекторами и подающими.  ЦЭД-ы имеют также очевидное преимущество, предоставляя возможность подтверждения поступления товара.

 Один из самых волнующих моментов — это сроки. В случае если не возникает никаких вопросов, то выпуск может занять от 3 часов с момента подачи ДТ.  Наш рекорд — в течение 1 часа. Решение вопросов, разумеется, упрощается и ускоряется при наличии связей с инспекторами ЦЭД-ов.

 Более того, появилась возможность хранить все архивные документы по поставкам на сервере таможни, что позволяет ускорить процедуру таможенного оформления.

 Есть и очевидные трудности, с которыми нам приходится сталкиваться при работе с ЦЭД-ами. В первую очередь это согласование стоимости: не согласовывают. Более того, это также риски, впрочем, как и везде. Если говорить о преодолении формализации документов, то она, к сожалению, пока остается, т. к. документы необходимо предоставлять в строгом электронном формате.  Кроме того, не все таможенные посты готовы работать с ЦЭД-ами, т. к. уходят платежи, что влияет на общие показатели. И, как следствие, - иногда происходит искусственное замедление процесса таможенного оформления. 

Перспективы.

 В этом году планируется завершение перехода на безбумажный способ взаимодействия с таможенными органами в ходе процедуры таможенного оформления. Для этого на базе главного вычислительного центра Федеральной таможенной службы уже была проделана колоссальная работа, суть которой заключается в распределении подаваемых ДТ между региональными ЦЭД-ами. Это было необходимым шагом, направленным на укрепление взаимоотношений российских предпринимателей с предпринимателями стран-участниц всемирной торговой организации (ВТО), ведь ЦЭДы создавались с целью облегчить и упростить взаимодействие между участниками ВЭД.