Об автоматизации процессов

В прошлом году мне довелось принять участие в великолепном тренинге Lean Production авторства Павла Пашкова и Андрея Алёшина в Совете профессионалов по цепям поставок, возглавляемом известным российским ученым, Ырысбеком Ташбаевым.

Откровенно говоря, большинство идей и концепций, таких как поток создания ценности, 5S и «12 шагов стандартизации», в том или ином виде встречались нам всем, и, теоретически, знакомы. Немного в более продвинутом виде я сталкивался с системами и инструментами, разработанными с использованием идей Lean, Kaizen и ТОС Голдратта в P&G. Но вот одна тема, что называется, «зацепила»: ее долго обсуждали в аудитории, дискутировали и приводили множество аргументов «за» и «против». Логика, однако, показалась мне сомнительной, ее я не принимал последующие несколько месяцев, пока не пришло осознание. О чем конкретно я говорю? Об очень простом подходе к оптимизации процессов и операций. Всего о трех шагах:

  1. Вначале стандартизируй
  2. Затем оптимизируй
  3. Только третьим шагом автоматизируй

Не смотря на то, что концепция очень проста для реализации, действия, приведенные в такой последовательности, вызывают огромное внутреннее сопротивление. И у меня, и у всех, кому я впоследствии пытался донести идею. Вопрос простой: «Как может этап стандартизации предшествовать оптимизации?» - ведь это пустая трата ресурса. И этот вопрос задает каждый производственник, потому что он абсолютно логичен. Но ответ логичен вдвойне. Во-первых, невозможно оптимизировать процесс, для которого не существует стандарта. Что такое стандарт? Это формализованное фиксированное состояние протекания последовательности операций. Проще говоря, рамки. Во-вторых, автоматизация процесса, который не доведен до операционного совершенства, в результате даст автоматизированную лишнюю обработку (один из 8 видов потерь производственного процесса по Lean).

Поняв и приняв обозначенную концепцию, я вспомнил подход к решению проблем, которому нас учили в P&G (отточенные до совершенства методы этой компании останутся для меня бенчмарком навсегда): «Если система дает сбой в процессе выполнения какого-либо процесса, задай себе следующие вопросы:

  1. Существует ли стандарт для этого процесса? Если «нет», то необходимо создать стандарт;
  2. Операции, которые привели к ошибке, выполнялись по стандарту? Если “нет”, необходимо провести расследование, выявить и устранить корневую причину. Что послужило причиной отклонения от стандарта? Если дисциплина, необходимо наказание исполнителям. Если недостаток знаний (люди не были обучены по процессу), необходимы тренинги. Если причина в том, что выполнять процесс, не отступая от стандарта, невозможно, значит проблема в стандарте – его нужно изменить.
  3. Если стандарт существует, исполняется, но ошибка все-таки возникла, значит необходимо провести расследование и выявить корневую причину этой ошибки, устранить ее на системном уровне, обновить стандарт с учетом выработанного решения и обучить исполнителей по новому стандарту. 

В этом подходе P&G заложена именно та самая идея первичности стандартизации оптимизационному процессу. В P&G уверены, что наличие стандарта на любой процесс обязательно. И Вы никогда не сможете получить разрешение на реализацию оптимизационного решения в компании, до тех пор, пока не продемонстрируете, как изменится стандарт и какую конкретно выгоду компания получит от такого изменения. Зато с автоматизацией с таким подходом нет никаких проблем. Все, что нужно – взять существующий стандарт на оптимизированный процесс, описать идеальное и желаемое состояние и оценить эффект от автоматизации.

Наконец, я понял глубину идеи, о которой говорили уважаемые спикеры. Идее, которая была заложена в подходе P&G, которому меня учили. Понял и осознал ошибку, приверженцем которой был и сам со своим неверным убеждением. Мы все привыкли считать автоматизацию высшей формой оптимизации. Но это совсем не так. Почему? Во многих случаях автоматизация, напротив, деоптимизирует производственный процесс по сравнению с тем, в котором операции выполнялись людьми вручную. До тех пор, пока труд в нашей стране относительно дешев, а креативность исполнителей чрезвычайно высока (о том, что некоторые проблемы существуют и мастерски решаются исполнителями в ручном режиме многие руководители не знают годами), автоматизация никогда не будет давать на 100% положительный экономический эффект в каждой точке приложения. Как результат, на примере многих глобальных национальных и международных компаний, мы наблюдаем, как автоматизация и «современные технологии» не приносят своим адептам того уровня удовлетворения, о котором те первоначально мечтали.

Богдан Голованов, руководитель проектов повышения операционной эффективности в логистике (ООО «КЛААС», ООО «Проктер энд Гэмбл-Новомосковск», АО «Тандер»)

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости