По мнению экспертов, в ближайшие 5 лет российских рынок грузоперевозок, вслед за рынком такси, уйдет в Интернет.
Лидером на рынке станут онлайн-сервисы по оформлению заказов, которые будут принимать заявки от клиентов и контролировать их исполнение, подключенными к системам заказчиками.
Один в поле воин
На данный момент в России работает лишь один подобный сервис – Система ГрузоVIG. Система запущена российскими разработчиками в конце 2014 года и, по данным ее представителей, смогла за это время уже объединить более 500 частных автоперевозчиков, что сделало ее одним из лидеров рынка Москвы и Московской области. Продолжая развиваться такими же темпами, система уже до конца 2015 года может стать крупнейшим по количеству автомобилей игроком транспортного рынка региона и одной из ведущих в России. Данные цифры подтверждают актуальность подобных систем и озвученные прогнозы экспертов.
Старое и новое
Основные проблемы традиционных компаний, представленных на транспортном рынке, которые отмечают их клиенты, связаны в первую очередь с низким уровнем сервиса и непрозрачностью работы и формирования тарифов. Многие компании до сих пор работают точно так же, как это они делали в 90 годах, или даже в 80. Для того чтобы постоянно заказывать перевозку грузов, клиентам приходится соглашаться на многие неудобства. Так, например, стоимость заказа во многих случаях может значительно вырасти в процессе его оформления или исполнения, клиентам не предлагаются инструменты контроля качества исполнения услуг, невозможно следить за перемещением груза, невозможно влиять на сроки доставки.
Вопрос сервиса
Если изучать работу пока единственного в России рассчитанного на грузовые перевозки сервиса, то бросается в глаза его схожесть все с теми же сервисами онлайн-бронирования такси. Оформить перевозку груза там не сложнее, чем заказать такси, при этом сервис рассчитан не только на частных клиентов, но и на корпоративных. Достаточно сказать, что им пользуются Почта России и Panasonic. Причем в данной ситуации аналогии с сервисами такси являются безусловным плюсом, ведь на самом деле процесс грузоперевозки значительно сложнее, чем заказ легковой машины, и подобная простота реализации, очевидно, стала следствием серьезной проработки вопроса.
Что системы могут предложить рынку?
Перераспределение сил на рынке грузоперевозок уже началось. Появление данной системы уже изменило не только тройку лидеров в Москве и Московской области, но и повлияло на вопросы ценообразования. Важнейшее влияние на рынок подобных систем также основывается на том, что они вовлекают в него частный транспорт, который раньше в нем практически не участвовал. Благодаря онлайн-сервисам, «частники» и небольшие транспортные компании получают возможность работать с клиентами фактически напрямую, а также могут воспользоваться ранее недоступным для них сервисом взаимодействия с клиентами, оформлением и контролем заказов, подготовкой документации и многим другим. Также на рынок грузоперевозок, благодаря подобным системам, приходят компании – владельцы автотранспорта, которые раньше использовали его исключительно ради собственных нужд и не имели возможности или желания выстраивать всю цепочку поиска и работы со сторонними клиентами. Теперь у них такая цепочка уже есть.
Мнение эксперта
Президент системы ГрузоVIG Валерий Муратов считает, что появление новой модели бизнеса в сфере грузоперевозок заставит традиционные компании измениться: «Большинству компаний придется существенно подтянуться в плане сервиса, однако даже это не спасет многих из них. У традиционных транспортных компаний есть выбор – либо сосредоточиться на какой-то узкой нише на рынке, либо начинать работать через нашу или аналогичные системы. Поэтому я не считаю данный процесс конкуренцией. Мы не конкурируем с крупными транспортными компаниями, я думаю, что многие из них переведут значительную часть своего автопарка под бренд нашей системы, и это будет выгодно для них и удобно для клиентов».