Биржевой логистике - зеленый свет

В октябре нынешнего года вступает в сипу Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополне­ний в Закон Республики Беларусь «О товарных биржах».

Одна из его новелл состоит в том, что он определил само понятие «биржевая логистическая деятельность» и до­полнительную функцию товарной биржи - организация и развитие биржевой логистической деятельности.

Фактически закон расширяет понятие «биржевой товар», к которому предлагается относить работы и услуги. Это, как ожидается, позволит использовать ме­ханизм биржевых торгов для установления реальных рыночных цен на такие услуги (работы) и применения биржевых технологий для ускорения процедуры заключе­ния договоров. Для устранения барьеров и ограничений взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынки государств - членов Евразийского экономического союза предусматривается возможность участия иностранных юридических лиц в биржевых торгах в качестве биржевых брокеров.

Нельзя обойти вниманием и еще одно новшество закона - в нем закрепляется порядок регистрации вне­биржевых сделок в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Это, отметил в интервью «МТМ» заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по жилищной политике и строительству Алексей КУЗЬМИЧ, представлявший законопроект в Овальном зале, является распространенной международной прак­тикой, и поспособствует формированию наиболее полной картины по экспорту товаров. Требования по регистрации внебиржевых сделок, а также предоставления информации о них по ряду товарных позиций металло-, лесо- и сельхоз­продукции, к слову, закреплены в ряде постановлений Совета Министров Республики Беларусь.

Теперь же - подробно о том, что касается биржевой логистики...

Закон Республики Беларусь «О товарных биржах» дополнен новой статьей 161 «Организация и развитие биржевой логистической деятельности». Ее положения гласят, что товарная биржа осуществляет организацию и развитие биржевой логистической деятельности, в том числе, путем участия в создании логистических центров и сети биржевых складов; сотрудничества с транспортно-экспедиторскими организациями и перевозчиками; оказания содействия участникам биржевой торговли, клиентам биржевых брокеров и иным заинтересованным лицам в хранении, перевозке и проведении экспертизы качества биржевых товаров.

- Этот закон, по большому счету, нельзя назвать революционным, - подчеркнул Алексей Кузьмич. - Он законодательно закрепляет отдельные элементы уже сло­жившейся практики биржевой торговли,

При подготовке тогда еще законопроекта к рассмотре­нию в Овальном зале депутаты смогли ознакомиться с де­ятельностью Белорусской универсальной товарной биржи, которая ведет свою историю с 2003 года. Закон Республики Беларусь «О товарных биржах» был принят в 2009-м. С тех пор изменилось немало. И разработчикам нового законопроекта вместе с депутатами нужно было учесть и новые реалии, в том числе в ЕАЭС, и изменившиеся пожелания покупателей белорусского экспорта, которым все более интересно получить товар, не обременяя себя транспортными и таможенными хлопотами.

- Статья 16' Закона «О внесении изменений и допол­нений в Закон Республики Беларусь «О товарных биржах» закрепляет за биржей организацию оказания логистиче­ских услуг, - продолжает собеседник. - Приведу такие цифры: на сегодняшний день Белорусская универсальная товарная биржа пользуется 27 складами, 19 из которых находятся за границей. То есть, Белорусская уни­версальная товарная биржа предлагает своим клиентам также комплекс складских и транс -портно-экспедиторских услуг с обеспечением контроля количества и качества приобретае­мых товаров. Дальнейшее развитие биржевой логистической деятельности - это прогрессив­ная тенденция, направленная на увеличение поступлений валюты по экспорту, и вовлечение в эту работу транспортных организаций. К слову, у биржи около трех тысяч клиентов из 56 стран: России, Польши, Германии, прибалтийских стран, Казахстана, Украины, Болгарии... Так что, перспективы для развития, в плане привлечения к данной работе международных автоперевозчиков, есть. Но, в то же время, таможенный перевозчик должен соответствовать определенным требованиям.

Такое понятие как «биржевая логистическая дея­тельность» и впрямь для нашей страны не новое. Если вспомнить историю, то еще в декабре 2011 года правле­нием биржи были утверждены сразу два определяющих в этой сфере положения: первое - о порядке регистрации и условиях деятельности транспортных организаций-резидентов Республики Беларусь в качестве биржевых перевозчиков в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» и второе - о поряд­ке регистрации и условиях деятель­ности в качестве биржевых пере­возчиков транс­портных организа­ций-нерезидентов Республики Бела­русь. Это стало логическим про­должением работы по формированию института бирже­вых перевозчи­ков, юридически закрепленного в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №1039 «О некоторых мерах по реализации Закона Респу­блики Беларусь «О товарных биржах». Для полного использования открывшихся перед биржевыми пере­возчиками возможностей биржей был принят Порядок реализации на биржевых торгах ОАО «Белорусская универ­сальная товарная биржа» лесопродукции на экспорт на условиях поставки FAS, FOB, CFR, CIF, CPT, CIP, DES, DEQ, DDU, DDP в соответствии с «Инкотермс - 2000» и FAS, FOB, CFR, CIF, CPT, CIP, DDP, DAT, DAP в соответствии с «Инкотермс - 2010» с использованием услуг биржевых перевозчиков-резидентов Республики Беларусь, биржевых складов и аккредитованных на бирже биржевых экспертов.

Новый механизм биржевой торговли, в первую очередь, позволил отечественным экспортерам реализовывать пиломатериалы с доставкой товара зарубежному потребителю аккредитованными биржей перевозчиками. Иностранные же клиенты биржи - уже в процессе торгов смогли увидеть стоимость выставленных на продажу пиломатериалов, с учетом их доставки к месту назначения.

Но все ли так просто? Что мешает развитию института биржевых автоперевозчиков?

На сегодняшний день биржей зарегистрированы 10 биржевых перевозчиков. Это достаточно крупные органи­зации международного автотранспорта. Ведь изначально к биржевым перевозчикам предъявляются довольно высо­кие требования: это и членство в Ассоциации международ­ных автомобильных перевозчиков «БАМАП» (для тех, кто осуществляет деятельность именно по перевозке грузов), и наличие в собственности не менее 50 единиц подвижного состава, пригодного для эксплуатации на международных маршрутах; и собственная производственная база -места для стоянки и обслуживания автомобилей; и опыт осуществления деятельности в области международных перевозок не менее пяти лет... Соответствующих таким строгим критериям организаций не так уж много. Хотя требования эти вполне понятны: биржевой товар должен быть клиенту доставлен целым и невредимым, точно в срок. И зачастую - в довольно больших объемах.

Сдерживающим фактором в развитии института бирже­вого перевозчика, по мнению начальника отдела транс­портной политики и логистики Ассоциации «БАМАП» Вацлава ЗАЛЕСКОГО, является достаточно высокая сто­имость «входа» на биржу. Это также по силам не каждому.

С другой стороны - покупатели биржевого товара гораздо чаще самостоятельно занимаются организаци­ей его доставки к месту назначения: то есть, сами ищут перевозчика.

- Поэтому 85-90% лесопродукции на бирже все-таки реализуется на условиях FCA, - отмечает Вацлав Залеский. - В свою очередь, перевозчик заинтересован в соответ­ствующих фрахтах: работать в убыток никто не станет. Большое значение имеют также сроки оплаты услуги по перевозке, наличие постоянной работы, чтобы машины не простаивали...

Почему же биржевой логистике уделяется столько внимания?

Ответ на этот вопрос лежит сугубо в экономической плоскости.

Сложившаяся практика привела к тому, что на логистичес­ких услугах, сопровождающих любую сделку по экс­порту (или импорту), зарабатывают, в первую очередь, иностранные компании. Для многих белорусских экспорте­ров привычно - и даже удобно! - заключать контракты на условиях FCA, когда покупатель самостоятельно должен вывезти товар со склада продавца. Это касается не только биржевых сделок, но и работы по прямым контрактам. По данным экспертов, на транспортировку одной только лесо­продукции иностранные компании ежегодно тратят около 60 миллионов евро. Между тем, доходы от логистичес­кой деятельности могли бы идти во благо белорусской экономики. Не случайно вопрос об участии отечествен­ных предприятий международного автотранспорта в вы­возе белорусского экспорта не раз поднимался на уровне правительства.

В то же время, многие товары, являющиеся основными экспортными позициями Беларуси, в том числе лесо­материалы и частично сельскохозяйственная продукция, реализуются исключительно посредством биржевых торгов. Поэтому развитие биржевой логистики выглядит весьма логичным решением. Очередным шагом в ее правовом обеспечении и стал Закон «О внесении изменений и допол­нений в Закон Республики Беларусь «О товарных биржах». Дело - за рыночными механизмами. А, значит, - и ростом эффективности работы транспортных компаний.

Наталья СЧАСТНАЯ

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости