Пробки

Подмосковье готовится к дорожному буму. Скоро здесь начнется строительство сразу четырех автотрасс, которые помогут автомобилистам вырваться из цепких объятий дорожных пробок. Эти планы успели обрасти множеством слухов и домыслов. Есть и скептики. Они считают, что не стоит тратить деньги на грандиозные стройки, а лучше – привести в порядок уже существующие дороги.

В Минтрансе новые проекты курирует заместитель министра Александр Мишарин. По просьбе «РГ» Александр Сергеевич согласился стать нашим гидом по дорогам Подмосковья.

Пешком на автомобиле

Александр Мишарин /Вы встречали когда-нибудь автомобилиста, который любит медленную езду? Я нет. Однако сегодня на некоторых участках подмосковных автодорог просто невозможно ехать быстрее 15-40 километров в час. А знаете, какая средняя скорость на подходе к столице? 10 километров в час, а в пиковое время – 5-7 километров. И все потому, что трассы «работают» гораздо более интенсивно, чем позволяет автодорожная сеть. Взять хотя бы магистраль М-10, по которой путешествуют из Москвы в Петербург. Ее максимальная загрузка в 1,5 раза превышает нормативы. Такая же обстановка на трассах, ведущих на Беларусь (Минск), Киев, Новгород, Ярославль. Пожалуй, я и не смогу назвать не перегруженную дорогу. Даже Рублево-Успенское шоссе «трудится» в 1,7 раза сверх нормы.

Что, впрочем, не удивительно. Москва и Московская область - крупнейший дорожный узел России. На его долю приходится примерно треть автомобильных перевозок страны. В Подмосковье «входят» 11 магистральных дорог, вокруг Москвы - 3 автомобильных кольца. Протяженность только федеральных трасс - более 2 тысяч километров. И Московский узел не обошли стороной те проблемы, которые характерны сегодня для всей федеральной сети. Здесь они даже более обострены. 37 процентов федеральных дорог по тем или иным параметрам не соответствуют современным требованиям. 27 процентов – работают в режиме перегрузки.

РГ /Таких «трудоголиков» и ремонтировать, наверное, приходится чаще?

Мишарин /Они, действительно, требуют повышенных затрат. Мы это особенно ощутили, когда выходили из прошлой зимы. Таких перепадов температуры давно не было. И как дорожники ни старались, отложенный ремонт в Подмосковье увеличился на треть. А, как известно, несвоевременно проведенные работы поднимают себестоимость содержания дорог в 8 раз. Разве можно допускать такое неэффективное использование средств? Вот почему минтранс стремится не только увеличить финансирование дорожного хозяйства, но и переориентировать ресурсы. И в первую очередь направлять деньги на содержание и ремонт.

РГ /Вы все время говорите о федеральных трассах. Но их всего-то – 5-7 процентов от всех дорог России.

Мишарин /Не забывайте, что по ним идет 50 процентов трафика страны. Это наиболее загруженные дороги, а, значит, и самые дорогие в эксплуатации. Кстати, по итогам второго полугодия нам собираются прибавить денег. Они как раз и пойдут на реконструкцию подмосковных дорог южного направления (трасса «Дон», Каширского шоссе) и на капитальный ремонт остальных магистралей области. А со следующего года (теперь об этом уже можно рассказать) расходы на дорожное хозяйство увеличатся почти на 70 процентов. Это без малого 40 миллиардов рублей.

ГЧП – «штопор» для дороги

РГ /Значит, мы, наконец, перестанем «ездить пешком» на автомобиле?

Мишарин /К сожалению, это не решит проблему перегрузки. Все равно надо строить новые дороги. И упор здесь следует делать на государственно-частное партнерство (ГЧП).

РГ /То есть на платные дороги, которые государство сначала строит вместе с бизнесом, а потом отдает в частное управление?

Мишарин /Так весь мир живет. Национальные дороги во Франции, Испании, Италии практически все платные. Кстати, и Германия сейчас пошла по этому пути. В других странах доля платных национальных дорог составляет от 50 до 70 процентов. При недостатке бюджетных средств ГЧП позволяет привлекать деньги инвесторов, причем в очень сжатые сроки. Кроме того, мало построить хорошую дорогу, ее надо еще и содержать на высшем уровне. А когда есть деньги, это намного проще. Однако за последние пять лет финансирование дорог снизилось с 3 процентов ВВП до 1,1 процента. Практически в три раза. А платная дорога содержится на те доходы, которые получают от ее эксплуатации. Значит, бюджетные деньги можно отдать низко загруженной сети, до которой сегодня доходят сущие копейки.

Главное не тянуть с принятием законов: о концессионных соглашениях и о платных дорогах. По транспортной стратегии, к 2020 году строительство платных трасс должно приобрести системный характер. Пока же речь идет о четырех дорогах в Подмосковье. Первая - это скоростная автомагистраль Москва- Санкт- Петербург. Вторая - соединительная автомагистраль от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомагистрали М-1 «Беларусь». Третья - автомобильная дорога «Подъезд к аэропорту «Домодедово». И, наконец, четвертая - центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области.

Новая жизнь старой Бетонки

РГ /О четвертом проекте недавно объявил Мосавтодор. Говорят, строительство начнется уже в этом году.

Мишарин /Это они поторопились. Строить начнем не ранее 2006 –2008 года. Сейчас идет обоснование инвестиций, то есть разрабатывается схема финансирования, высчитываются сроки окупаемости вложенных средств, определяется стоимость проезда. Обращаю ваше внимание на путаницу в названии этой трассы. В одной газете ее назвали – новая Бетонка, в другой – МКАД-2, в третьей - Центральная скоростная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД).

РГ /Это что, разные проекты?

Мишарин /Я бы сказал, что это народные названия одного проекта – Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) Московской области. Часть ее действительно пройдет по старой бетонной кольцевой дороге, естественно, практически заново отстроенной.

РГ /Цель проекта – разгрузить подъезды к Москве?

Мишарин /Не только. Во-первых, это развитие двух международных транспортных коридоров. «Берлин -Варшава- Минск- Москва- Нижний Новгород- Екатеринбург» и «Хельсинки- Санкт-Петербург- Москва-юг России». Во-вторых, ЦКАД улучшит обстановку на дорогах Московской области. Развяжет и оптимизирует потоки, разгрузит участок между МКАДом и ЦКАДом. В-третьих, дорога, действительно поможет Москве. Сегодня весь груз, по сути, распределяют на территории столицы. На новое кольцо выведут склады и контейнерные площадки, которые не нужны городу. А уже отсюда будут завозить в Москву то, что ей необходимо. Возможно, даже не днем, а ночью. Кроме того, большая часть грузопотока пойдет по дальним обходам, минуя Москву.

РГ /Строительство продлится 10 лет?

Мишарин / Это очень долго. Любой проект, я считаю, не должен реализовываться более 4-5 лет, иначе он становится экономически непривлекательным. Ни государству, ни инвесторам это не выгодно. Но конкретные сроки можно будет назвать после того, как закончится обоснование инвестиций. Его ведет очень солидная иностранная фирма, которая имеет в концессии автодороги во многих странах мира.

Не промахнись, инвестор!

РГ /От чего будет зависеть срок окупаемости таких проектов?

Мишарин /Все определяет стоимость денег. Чем выше риски, тем они дороже. И частные инвесторы закладывают в проект большую доходность, срок его окупаемости увеличивается.

Существует 12 систем рисков. Это и степень стабильности экономики. И качество законодательной базы. Есть риски по трафику. Можно в обосновании инвестиций просчитать все до мелочей, но, предположим, изменится экономическая ситуация в стране – станет и трафик другим. Или дорога прошла в одном месте, а заводы построили в стороне. На этот случай тоже должна быть подстраховка. Государство может через закон гарантировать инвестору доходность проекта. Это более дешевый вариант. Если же все закладывается в договор, да еще с привлечением страховых компаний – проект дорожает.

Три с полтиной на километр

РГ /Не получится ли так, что за все риски придется расплачиваться тем, кто будет пользоваться дорогами?

Мишарин /Во-первых надо понимать, что с легкового и грузового автомобиля берется разная цена. То есть те, для кого автотранспорт – это бизнес, будут платить дороже, чем те, для кого автомобиль – это средство передвижения. Точную стоимость проезда мы будем знать после обоснования инвестиций, однако ни один разумный менеджер не заложит в проект заведомо нереальную сумму. Все просчитывается. Ведь и у комфорта, и у скорости, которые даст новый автобан, тоже есть своя цена. Да и государство заинтересовано, чтобы платные трассы оправдали возложенные на них надежды.

РГ /Проблема в том, что эти надежды оплачиваются из наших кошельков.

Мишарин /А Вы, думаете, сейчас не платите за дороги? На них идет часть средств, которые поступают в бюджет от сбора налогов. То есть, по сути, дороги оплачивают всем миром: и те, кто ездит по ним, и те, у кого вообще нет машины. Вот я вас и спрашиваю: «Вам не жалко платить за дороги, по которым курсируют, например, иностранные перевозчики?» Мне, лично, жалко. Хорошо, у вас есть машина. Но вы вынуждены стоять в пробках за фурами или автопоездами с двумя-тремя прицепами, каждый из которых весит по 60 тонн. И дорогу они разрушают, и дышать нечем, и проехать не дают. Но и автопредприятие , и водитель грузовика, и вы платите одни и те же налоги. Вам не жалко своих денег? Платные дороги как раз и ликвидируют эту уравниловку. И при этом остаются в собственности государства.

РГ /Они теперь пожизненно будут платными?

Мишарин / Время покажет. Дорога всегда требует содержания и надо правильно определить источники финансирования этих работ. В принципе, после того, как инвестор вернет свои деньги, дорога может стать бесплатной. И даже раньше, если государство сочтет необходимым взять на себя часть затрат инвестора.

********

Великолепная четверка

Скоростная автомагистраль Москва- Санкт-Петербург

Протяженность – 640 километров.
Скорость движения – 150 км/час.
Альтернативный проезд – магистраль М-10 «Россия».
Стоимость проекта – 180,7 млрд. рублей (ориентировочно).
Источники финансирования – федеральный бюджет, бюджеты Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, средства частных инвесторов.
Начало строительства – 2006-2007 годы.
Трасса проходит по территории индустриально развитых районов с численность жителей около 25 миллионов человек (18 процентов от населения страны).

Соединительная автомагистраль от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомагистрали М-1 «Беларусь».

Протяженность – 19,5 километра. 6 полос.
Скорость движения - 120 км/час.
Альтернативный проезд – по старой дороге через Одинцово.
Стоимость – 6,3 млрд. рублей (ориентировочно).
Источники финансирования – федеральный бюджет, бюджет Московской области и частные инвесторы.
Начало строительства – 2006 год.
Срок строительства – 4 года.

Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области (ЦКАД).

Протяженность – 442,7 километра, 4-6 полос, обходы городов Ногинск, Электросталь, Бронницы, Звенигород, Голицыно:
в зоне Московского большого кольца (МБК) – 109,7 км;
в пределах Московского малого кольца – 266,8 км;
автомагистрали М-10 «Россия» – 32,3 км; М-1 «Беларусь» - 33,9 км;
соединительная дорога от ЦКАД в районе «России» к МБК – 18,6 км.
Скорость движения – 120 - 150 км/час.
Альтернативный проезд – МКАД, МБК, ММК (старые участки) и сеть местных дорог.
Стоимость проекта – 231,3 млрд. рублей (ориентировочно).
Источники финансирования федеральный бюджет, бюджет Московской области, частные инвесторы.
Начало строительства – 2006-2008 по отдельным участкам.

Автомобильная дорога «Подъезд к аэропорту «Домодедово»

Протяженность – 22,65 километра. Начинается от развилки Каширского шоссе. Проходит по Ленинскому и Домодедовскому районам Подмосковья. 6 полос.
Скорость движения – 120 км/час.
Альтернативный проезд – по реконструированной сети местных автодорог. Либо по специально построенной подъездной дороге от Каширского шоссе.
Стоимость проекта – 2,6 млрд. рублей (ориентировочно).
Источники финансирования – федеральный бюджет, средства частных инвесторов.
Начало работ – 2006 год.
Срок – 3 года.

Подмосковье дорожное

Киевское шоссе. Здесь проходят две дороги.

«Рославль» - Москва-Малоярославец (граничит с Белорусью), 2 категория – около 84 километров проходит по Московской области.
Имеет 2 полосы, интенсивность движения – 4-6 тысяч автомобилей в сутки, загрузка – 0,8 процента относительно нормативной, относительный показатель аварийности – 0,23 ДТП на миллион авто-километров .

«Украина» - Москва-Брянск (граничит с Украиной), 1 категория – 55,6 километра.
Имеет 4 полосы, интенсивность движения – 19-42 тысячи автомобилей в сутки, загрузка – 0,9-1,2 процента относительно нормативной, уровень аварийности – 0,5 ДТП на миллион авт-км.

Ярославское шоссе
«Холмогоры» - Москва-Ярославль-Архангельск, 1 категория – 78,6 километра.
Имеет 4-6 полос, интенсивность движения – 15-92 тысячи автомобилей в сутки, загрузка – 0,7-1,6 процента относительно нормативной, уровень аварийности – 0,63 ДТП на миллион авт-км.

Новорижское шоссе
«Балтия» - Москва-Волоколамск (граничит с Латвией), 1-2 категории – 138,5 километра.
Имеет 2-4-6 полос, интенсивность движения – 18-56 тысячи автомобилей в сутки, загрузка – 0,8 процента относительно нормативной, уровень аварийности – 0,21 ДТП на миллион авт-км.

Москва-Дмитров-Дубна, 1-2 категории - 110,4 километра.
Имеет 2-4 полосы, интенсивность движения – 28-75 тысячи автомобилей в сутки, загрузка – 1-1,5 процента относительно нормативной, уровень аварийности – 0,21 ДТП на миллион авт-км.

Каширское шоссе
«Дон» - Москва-Воронеж-Ростов-Новороссийск, 1 категория – 130,8 километра. Подъезд к аэропорту Домодедово – 22,6 километра.
Имеет 4-6 полос, интенсивность движения – 32-70 тысяч автомобилей в сутки, загрузка – 0,7-1,2 процента относительно нормативной, уровень аварийности – 0,22 ДТП на миллион авт-км.

Щелковское шоссе с подъездами, 1-2 категории – 44,8 километра.
Имеет 2-4 полосы, интенсивность движения – 35-46 тысяч автомобилей в сутки, загрузка – 1,3 процента относительно нормативной, уровень аварийности – 0,24 ДТП на миллион авт-км.

Рублево-Успенское шоссе со спецвыездами, 2 категория – 236,4 километра.
Имеет 2 полосы, интенсивность движения – 15-25 тысяч автомобилей в сутки, загрузка – 1,2-1,6 процента относительно нормативной.

Рязанское шоссе
«Урал» - Москва-Рязань-Пенза-Самара, 1 категория – около 199 километров.
Имеет 4-6 полос, интенсивность движения – 36-115 тысяч автомобилей в сутки, загрузка – 0,9-1,7 процента относительно нормативной, уровень аварийности – 0,23 ДТП на миллион авт-км.

Серпуховское шоссе
«Крым» - Москва-Белгород (граничит с Украиной), 1 категория – 86,2 километра.
Имеет 4-6 полос, интенсивность движения – 22-61 тысяча автомобилей в сутки, загрузка – 0,5-0,8 процента относительно нормативной, уровень аварийности – 0,18 ДТП на миллион авт-км.

«Каспий» - Москва (от Каширы)-Тамбов-Астрахань с соединением «Дон»-«Каспий», 2 категория – 62,1 километра.
Имеет 2 полосы, интенсивность движения – 3-6 тысяч автомобилей в сутки, загрузка – 0,4-0,7 процента относительно нормативной, уровень аварийности – 0,1ДТП на миллион авт-км.

Московское малое кольцо (ММК), 2 категория – 319,6 километра.
Имеет 2 полосы, интенсивность движения – 5-8 тысяч автомобилей в сутки, загрузка – 0,6-1 процента относительно нормативной, уровень аварийности – 0, 65 ДТП на миллион авт-км.

Московское большое кольцо (МБК), 2 категория – 620 километров.
Имеет 2 полосы, интенсивность движения – 2,5-3,5 тысячи автомобилей в сутки, загрузка – 0,5-0,8 процента относительно нормативной, уровень аварийности – 0, 75 ДТП на миллион авт-км.

Минское шоссе
М-1 «Беларусь» - от Москвы до границы с Республикой Беларусь, 1 категория – 140,4 километра.
Имеет 4 полосы, интенсивность движения – 25-82 тысячи автомобилей в сутки, загрузка – 0,9-1,8 процента относительно нормативной, уровень аварийности – 0, 19 ДТП на миллион авт-км.

Ленинградское шоссе
«Россия» - Москва- Тверь- Новгород- Санкт- Петербург, 1 категория – 79,1 километра.
Имеет 4 полосы, интенсивность движения – 28-70 тысячи автомобилей в сутки, загрузка – 1-1,7 процента относительно нормативной, уровень аварийности – 0, 42 ДТП на миллион авт- км.

«Волга» - Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань, 1 категория – 78,4 километра.
Имеет 4-6 полос, интенсивность движения – 17-48 тысяч автомобилей в сутки, загрузка – 0,8-1,2 процента относительно нормативной, уровень аварийности – 0, 4 ДТП на миллион авт-км.

Справка «РГ»

Самая протяженная трасса Подмосковья – Московское большое кольцо.
Самая короткая – Щелковское шоссе.
Наибольший трафик – трасса «Урал».
Самый низкий трафик – Московское большое кольцо.
Больше всего перегружена – М-1 «Беларусь».
Менее всего перегружена – магистраль «Каспий».
Наиболее аварийное – Московское большое кольцо.
Меньше всего аварий – на «Каспии».

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости