Железнодорожные переговоры

16.08.2005

Делегация ОАО "РЖД" примет участие в заседании российско-корейской железнодорожной пограничной комиссии, которое состоится 22-26 августа 2005 г. в городе Раджин (КНДР). Как сообщил член делегации, начальник службы международных связей Дальневосточной железной дороги Игорь Мельников, российские железнодорожники из Москвы, Хабаровска и Владивостока обсудят с коллегами Министерства железных дорог КНДР итоги выполнения планов перевозок внешнеторговых грузов между странами за 6 месяцев 2005 г., согласуют графики движения на 2006 год по пограничному железнодорожному переходу Хасан (Россия) - Туманган (КНДР). Будут рассмотрены также вопросы грузовой и коммерческой работы, дополнения и изменения в российско-корейское железнодорожное соглашение. ***** Из истории железнодорожных перевозок между странами В целях освоения природных ресурсов южного Приморья и защиты его границ от японских интервентов в 1938 году началось строительство железнодорожной линии от станции Барановский до населенного пункта Краскино протяженностью 190 км. Строительство было закончено в 1941 году. После окончания Великой Отечественной войны линия Барановский-Краскино была продолжена до государственной границы с КНДР и ее общая протяженность составила 238 км. Конечным пунктом линии стала станция Хасан (рядом находится озеро Хасан). Станция Хасан была открыта для работы 28 сентября 1951 года. Она недолго оставалась тупиковой: через реку Туманган, по фарватеру которой проходит государственная граница, был построен временный деревянный мост, и уже в 1952 году в Корею прошли первые рабочие поезда. Обмен грузами между СССР и КНДР по железной дороге через станцию Хасан начался в 1954 году - в КНДР было передано 65 вагонов или 1300 тонн экспортного груза, принято 153 вагона или 3123 тонны импортного груза. В 1955 году передано 530 вагонов или 7,2 тыс. тонн, принято 295 вагонов или 4,8 тыс. тонн грузов. Через два года экспорт грузов через станцию Хасан возрос в 14, а импорт в 16 раз. Временный деревянный мост не обеспечивал перевозку возрастающего грузопотока, поэтому в 1959 году совместными усилиями строителей обеих стран был построен мост с металлическими пролетными строениями на каменных устоях, получивший название "Мост Дружбы". Он сдан в эксплуатацию 9 августа 1959 года. С этого времени грузооборот между двумя сопредельными государствами стал быстро расти. Основной номенклатурой экспортных грузов были: уголь, лес, нефть, черные и цветные металлы, станки, оборудование, металлоконструкции, автомобили и прочие грузы. Импортные грузы распределялись следующим образом: черный металл, цемент, строительные материалы, табак, овощи, фрукты, химикаты и прочие товары. С 1958 года начался обмен пассажирами между пограничными станциями, со станции Хасан было отправлено за год 10 582 человека, к 1980 году количество отправляемых пассажиров возросло на 200%. В 1989 году был сдан в эксплуатацию новый вокзал, пропускная способность которого составляла 500 чел/сутки. Максимальный грузооборот станции Хасан пришелся на 1988 год и составил 4 795,4 тыс. тонн, в том числе 4070 тыс. тонн экспортных грузов и 725 тыс. тонн импортных. В среднем в сутки производилась передача в КНДР до 300 вагонов, прием - 41 вагон. Начиная с 1988 года объем перевозок между обеими странами стал резко сокращаться. (грузооборот в 1990 г. составил 3 525,6 тыс. тонн, 1993 г. - 2306,3 тыс., 1994 г. - 764,1 тыс., 1999 г. - 230,4 тыс ., 2002 г. - 68,4 тыс.). Из-за уменьшения перевозок экспортно-импортных грузов на станции Хасан были законсервированы маневровые вышки, сортировочный парк колеи 1520 мм, перегрузочные пути, приемо-отправочный парк и 1 досмотровой путь колеи 1435 мм, перегрузочные площадки и склад. На участке Барановский - Хасан из 14 раздельных пунктов три пункта (Лебединый, Пожарский, Пойма) были законсервированы, приемо-отправочные пути демонтировали. С 2002 года наметилась тенденция роста перевозок между РФ и КНДР: в 2002 г. - 68,3 тыс. тонн, в 2003 г. - 71,3 тыс. тонн, в 2004 году - 106,4 тыс. тонн. За 6 месяцев 2005 года увеличены объемы экспортных перевозок лесных грузов на 1549 тонн (109,2%). Импортные перевозки из КНДР за 6 месяцев 2005 года составили 107,2% к аналогичному периоду 2004 года. За первое полугодие пассажирооборот на погранпереходе Хасан-Туманган составил 5 315 человек - 119,4% к прошлому году. Из РФ в КНДР перевезено 1841 человек - 131,5%, из КНДР в РФ - 3474 пассажирав - 113,8%, сообщила служба по связям с общественностью ДВЖД.