Концессионное соглашение - удобная форма для отношений государства и бизнеса в транспортном комплексе
Комплексное развитие транспортной инфраструктуры в масштабах страны требует гигантских средств. Один из способов привлечь инвестиции в "долгоиграющие" инфраструктурные проекты - концессионные соглашения. Подобная практика применяется как в развивающихся, так и в развитых государствах. Благодаря этому государство привлекает средства в масштабные проекты с длительными сроками окупаемости инвестиций. Концессии используются при строительстве железных дорог, трубопроводов, аэропортов, электростанций, автострад, мостов, тоннелей, портов и других значимых объектов. В России концессионные соглашения практиковались еще в дореволюционный период и в эпоху НЭП, затем были прекращены, чтобы восстановиться в юридических реалиях уже в 2005 году, когда был принят федеральный закон "О концессионных соглашениях".
Американская модель
До 90% инфраструктуры американских железных дорог принадлежит частным компаниям. Государственные компании, осуществляющие пассажирские перевозки, - Amtrak, Via Rail и пригородные операторы получают доступ к линиям за плату. Это правило, однако, имеет ряд исключений, например, коридор Вашингтон - Бостон, инфраструктура которого принадлежит компании Amtrak.
Правительство Соединенных Штатов исторически вкладывает средства в инфраструктуру автомобильного и водного транспорта, частично восполняя затраты из налогов, при этом операторы автомобильного и водного транспорта платят только налоги в расчете на каждую транспортную единицу или единицу перевозочной работы.
Железнодорожный транспорт государственных дотаций не получает, компании - обладатели железных дорог платят налог на имущество в казну тех штатов, по территории которых проходят линии, а развитие инфраструктуры и амортизацию осуществляют из собственных средств.
Латинский вариант
В Латинской Америке долгосрочные концессии на эксплуатацию железнодорожных путей создают конкурентный рынок и привлекают в отрасль инвестиции - при этом инфраструктура остается в госсобственности. Конкуренция между концессиями возможна при наличии достаточного количества путей одного направления и примерно равной длительности.
Схожая модель реализуется в Восточной Европе. Прежде железные дороги стран, входивших в социалистический блок, представляли единую систему, ориентированную на массовую перевозку товаров и пассажиров. Но после распада СССР грузопоток сократился вдвое, и, чтобы обеспечить конкурентную среду, инфраструктуру и подвижной состав стали передавать в частные руки. Но почти все железные дороги в регионе находятся исключительно в госсобственности.
Европейская мультимодальность
В Западной Европе сейчас существует множество форм управления транспортными активами, в особенности - железнодорожными. В странах континентальной Европы инфраструктура железных дорог в основном принадлежит государству, в Великобритании - находится в частной собственности.
Одно из принципиальных требований концессионного договора - модернизация объекта соглашения и прилегающей к нему инфраструктуры. В 2001 году в ЕС была принята "Белая книга" (White Paper) - концепция развития транспорта до 2011 года. Изложенные в ней меры направлены на развитие так называемых мультимодальных перевозок, в которых задействовано несколько видов транспорта. В противовес бурному росту автомобильного сообщения ставится задача активизировать железнодорожное сообщение, внутренний водный транспорт, авиацию.
В Еермании разработана внутренняя программа развития логистики и перевозок - "Мастер-план по грузовому транспорту и логистике", предусматривающий рост финансирования водных коммуникаций, при снижении затрат на авто - и железнодорожный транспорт. В Норвегии приоритет отдан железным дорогам. К примеру, модернизация пути на линии Осло - Берген позволила перевозить по железной дороге груженые трейлеры. Таким образом удалось "перевести" грузопотоки с автотрасс на рельсы. В Финляндии, согласно стратегическому документу под названием "Укрепление логистической позиции", транспортным комплексом управляет государство, и регулированию подлежат даже детали, как, например, порядок обучения водителей "большегрузных автомобилей".
Важнейшее звено мультимодальных коридоров - железнодорожные подъезды к портам. Перевалочные терминалы для ЕС - слабое звено, поэтому сегодня госинвестиции направляют в сортировочные станции и логистические комплексы.
В сфере авиации в Европе произошла либерализация регламента соглашений еще в начале 90-х годов по примеру американской модели. В итоге резко снизились авиатарифы, что повлекло значительное увеличение пассажиропотока. Особенно в Великобритании, где наряду с ирландской Ryanair - одной из крупнейших европейских компаний эконом-класса лидировали тогда английские EasyJet и Go.