Быстро едешь – дальше будешь

Идет подготовка транспортной стратегии России до 2030 года

В Торгово-промышленной палате РФ прошел Всероссийский «круглый стол» по теме «Формирование транспортной стратегии России на период до 2030 года». Его участники обсудили основные проблемы и направления развития транспорта на ближайшие 20 лет. Представители министерств, научных и деловых кругов, руководители ассоциаций и компаний столкнулись с весьма не простой задачей. Им предстояло обсудить стратегию развития транспорта страны в едином комплексе с учетом роста экономики, внедрения новейших достижений и интеграции в мировую систему.

Реалистичный настрой обсуждению стратегии задал президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков. Он отметил, что будущее нашей страны неразрывно связано с развитием транспортной системы, с сохранением ее территориальной цельности, развитием единого хозяйственного, культурного и политического пространства. Она должна создавать ориентиры развития всей транспортной индустрии в широком понимании.

По мнению Евгения Примакова, в стратегии должна идти речь не о железных дорогах, автострадах, портах, речных путях, а о концентрированной системе развития коммуникаций. Иначе у нас не будет ни транспортных коридоров, ни мультимодальных логистических узлов. Президент ТПП РФ подчеркнул, что не согласованное, не сбалансированное развитие видов транспорта уже привело к нерациональному их соотношению в сегодняшнем балансе страны, к ослаблению позиций гражданской авиации, водного транспорта.

Глава ТПП РФ упомянул о неудачном опыте стратегии, предложенной руководством железных дорог, где развитие других видов транспорта ставится в зависимость от интересов этой отрасли. Он особенно обратил внимание, что все виды передвижения должны быть интегрированы в единую систему. Более того, ее разработчики обязаны понимать, каким будет в 2030 году подвижной состав, парк самолетов, морских лайнеров, каковы будут возможности инновационных технологий, транспортного машиностроения, перспективы внедрения альтернативных видов топлива и других новшеств.

Транспортная стратегия, по мнению Евгения Примакова, должна учитывать прогноз внутренних и международных транзитных грузопотоков, интересы безопасности. Она должна учитывать интересы транспортников и грузовладельцев. Нужны качественные услуги по четкому графику. Сегодня для нашего транспортного комплекса это непростая задача. Поэтому иностранцы не спешат использовать наши транзитные коридоры. Транссиб, например, не загружен из-за того, что морские перевозки из Азии в Европу обходятся дешевле, чем по этой российской магистрали. Сегодня транзитный потенциал России использован только на 5-7 процентов. В основе транспортной стратегии должны быть именно интересы потребителей услуг: грузовладельцев и населения, отметил президент ТПП РФ.

Не секрет, что мобильность российских граждан в разы меньше, чем в развитых странах мира. 40 тысяч населенных пунктов - одна треть не имеют круглогодичной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Это означает, что значительная часть граждан лишена права на свободный выбор работы, своевременное получение медицинской помощи. По мнению Евгения Примакова, это недопустимо для цивилизованной страны. Транспортная стратегия должна обеспечить транспортную доступность для всего населения страны и определять пути достижения этой цели.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин обратил внимание, что новой стратегической целью страны является ее превращение в одного из лидеров глобальной экономики, выход на уровень социально-экономического развития развитых постиндустриальных стран. Это означает переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, позволяющему резко расширить ее конкурентный потенциал и задействовать новые источники экономического роста.

По словам Игоря Левитина, развитие транспортной системы страны становится не только необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста, но и активным фактором улучшения качества жизни населения.

Такой подход, по словам Игоря Левитина, одобрен на заседании президиума Государственного совета РФ в Красноярске и нашел отражение в перечне поручений Президента России. Минтранс РФ выступил государственным заказчиком разработки проекта транспортной стратегии на период до 2030 года.

Она должна определять приоритеты, цели и задачи, меры и методы создания в России транспортной системы, обеспечивающей качественно новый уровень обслуживания экономики и населения, эффективную интеграцию в мировой рынок транспортных услуг, подчеркнул министр.

На новом этапе развития России такая стратегия должна определять активную позицию государства, направленную на формирование условий для социально-экономического развития страны, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, снижения издержек, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития отрасли.

По мнению Игоря Левитина, приоритетным в стратегии должно быть развитие инфраструктуры и рынка услуг, опережающее экономический рост. Содействие повышению конкурентоспособности российских компаний и максимальная реализация конкурентных преимуществ России, обусловленных ее географическим положением, в первую очередь транзитного потенциала. Сбалансированное развитие видов транспорта в составе единой системы. Реализация инновационных транспортно-логистических технологий, направленных на обеспечение качества, доступности, безопасности и экологичности услуг. Обеспечение баланса интересов государства, бизнеса, населения и общественных институтов, заинтересованных в устойчивой и эффективной работе транспорта.

Как считает министр, стратегия должна быть увязана со стратегическими документами, определяющими развитие экономики государства и отдельных субъектов, со стратегией развития транспортного машиностроения, прогнозами в области производства строительных материалов и многими другими документами.

Игорь Левитин подчеркнул, что для качественной подготовки транспортной стратегии Министерством транспорта РФ принято решение вынести этот документ на широкое обсуждение. В нем примут участие не только ведущие специалисты отрасли, но и представители общественности, смежных отраслей промышленности, бизнеса, органов законодательной власти, общественных организаций и средств массовой информации.

Многие выступающие примерами помогли участникам «круглого стола» оценить всю сложность обсуждаемого вопроса. Так, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов отметил, что такое прогнозирование, как долгосрочная программа развития транспорта, должно быть продуктом всей экономической науки и практики. Но построение ее математических моделей вряд ли принесет успех, поскольку очень хромает статистика. Дабы ситуация не выглядела безысходной, он обратился к результатам исследований Всемирного банка. По его данным, на обработку экспортных товаров в России затрачивается 29 дней, в Китае - 20, в Европе - 10.

По мнению Виталия Ефимова, если в нашей стране будут освоены европейские технологии, то потребуется в три раза меньше инвестиций в логистическую структуру. Кроме создания системы перевозок «от двери до двери», нужен переход от логистики видов транспорта к логистике движения товаров. Логистика товародвижения – это экономическая, технологическая категория. И с ее точки зрения, нахождение товаров в пути и на складе обходится нашей экономике в 110-120 миллиардов рублей. У нас строятся многочисленные терминалы с функциями складирования, а это консервирует производительность транспортных систем.

Чтобы активизировать работу транспортных сетей, считает Виталий Ефимов, необходимо перейти к созданию конкурентного рынка услуг, направленного на соревнование цены и качества. Это, по его словам, один из эффективных рычагов. Необходим также переход от измерения объемов перевозок грузов не в тоннах, а в партиях, от тонны/километров к коммерческой скорости товара в пути. И, пожалуй, самое важное – необходимо перейти на критерии оценки транспортной стратегии по пяти блокам государственных целей. На первом месте должны стоять интересы государства, общественные, затем общеэкономические, общетранспортные и по видам транспортной деятельности. Словом, стратегия должна стать сжатым документом стратегических индикаторов и целей.

Второе заседание по обсуждению транспортной стратегии России на период до 2030 года запланировано на конец мая. А к 1 августа нынешнего года она должна быть представлена Президенту России.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости