Получилось «как лучше»

В 2009 ГОДУ ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ НЕ СБЫЛСЯ

ОАО «РЖД» ПОДВЕЛО ИТОГИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В МИНУВШЕМ ГОДУ. ПРОГНОЗЫ ГОДИЧНОЙ ДАВНОСТИ (МИНУС 19% ПОГРУЗКИ), ПО СЧАСТЬЮ, НЕ СБЫЛИСЬ: ПО СРАВНЕНИЮ С 2008 ГОДОМ СЕТЬ ПОТЕРЯЛА 15%. ПРИ ЭТОМ ДИНАМИКА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ, ЧТО С НАЧАЛА ЛЕТА СИТУАЦИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО СТАБИЛИЗИРУЕТСЯ.

Драматичность ситуации прошлого года можно проследить на примере одной дороги (разумеется, с соответствующей поправкой на цифры). Вот что рассказывает начальник СвЖД Владимир Супрун:

- В январе было самое большое падение погрузки, и мы первоначально спланировали снижение объемов перевозок на 37%. В августе оно было скорректировано до 22,6%. Год мы закончили со снижением объемов по сравнению с 2008-м на 21,3%. Это очень хороший результат. В январе 2010 года объемы перевозок превысят аналогичный показатель прошлого года на 26%.

Эксперты, впрочем, отмечают, что рост в конце прошлого года во многом был вызван эффектом низкой базы, ведь отправной точкой для сравнения стал низкий уровень осени-зимы 2008 года.

За год произошло падение объемов перевозок всех основных видов грузов. Даже самый благополучный - нефтеналив - потерял 1,8%.

По остальным экономический кризис ударил гораздо больнее.

В лидерах снижения оказались строительные грузы (минус 35% к уровню 2008 года) и металлические конструкции (падение 31,9%).

Начальник отдела маркетинга Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Вера Люкшина не исключает падения объемов погрузки в этом сегменте и в наступившем году. «В ряде регионов – Ульяновской области, Башкирии, Самарской области – бюджеты на следующий год были сформированы таким образом, что ассигнования на строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства и на дорожное строительство сокращены в среднем на 50% к уровню 2009 года», – объясняет она.

Ненамного лучше обстояли дела и в лесной отрасли: здесь погрузка снизилась за год на 26,8%. Причиной был целый комплекс негативных факторов.

Директор по логистике российского подразделения UPM Александр Казаков в их числе называет не только снижение спроса на круглый лес. В ожидании повышения экспортных пошлин, которое предполагалось в начале 2009 года, в Финляндии, одной из основных стран - импортеров российского леса, были накоплены большие запасы древесины.

Свою роль сыграла и слабая конкурентоспособность железнодорожного транспорта в сравнении с гибкой тарифной политикой автоперевозчиков, считает эксперт. «Определенные сигналы роста перевозок существуют, но, безусловно, возврата к уровню 2008 года ожидать не стоит», - прогнозирует г-н Казаков.

Заметно - на 17,8% - снизилась погрузка черных металлов, хотя летом из месяца в месяц она росла.

По словам начальника отдела сводного планирования ЦФТО Николая Соломина, общее падение перевозок связано с тем, что этот рынок еще не оправился после кризиса.

Управляющий директор Западно-Сибирского металлургического комбината (ЗСМК, входит в группу «Евраз») Алексей Юрьев утверждает, что уже в начале 2009 года стало понятно: выход из кризиса будет длительным. «Мы постепенно восстанавливаем объемы производства. Однако из-за падения цен на металл до уровня 2006-2007 годов прибыль значительно ниже, чем была в прежние годы», - отмечает представитель ЗСМК.

Тем не менее металлурги все чаще говорят о восстановлении отрасли.

По словам вице-президента «Евраза», руководителя подразделения «Урал» Дмитрия Сотни-кова, загрузка основных мощностей предприятий в регионе уже восстановилась до 100%.

Более того, начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Мечел» Илья Житомирский утверждает, что на некоторых предприятиях загрузка превзошла докризисные уровни.

Перевозки самого массового груза - каменного угля - на общем катастрофическом уровне демонстрировали относительно позитивную динамику: после падения в конце 2008 - начале 2009 года объемы начали расти за счет экспорта. В итоге годовое снижение составило 7,1%.

По мнению ведущего аналитика «Росинформ-угля» Сергея Елисеева, компании постепенно восстановили утерянные в позапрошлом году позиции. Это касается и производителей энергетического угля, и коксующегося.

В ушедшем году появился дополнительный рынок сбыта - Китай. По мнению эксперта, уже заметен рост мировых цен на уголь.

«Сырье, отправляемое в восточном направлении, оценивается сегодня в $95 за тонну, хотя еще в декабре цена составляла около $70 за тонну. Рост цен будет продолжаться, этому способствует холодная зима», - прогнозирует Сергей Елисеев. Однако удовлетворить растущий спрос, резко увеличивая объемы поставок, нельзя, предостерегает эксперт: «Существуют различные производственные ограничения, да и транспортные возможности не бесконечны».

«Если бы наши дальневосточные порты сумели справиться с возросшим потоком топлива и нам не пришлось бы вводить конвенции, то объемы погрузки угля были бы еще больше», - подтверждает Николай Соломин из ЦФТО.

Еще один относительно благополучный груз - зерно - по итогам года «просел» приблизительно на 6%. По мнению руководителя аналитического центра ЗАО «Русагротранс» Игоря Павенского, основными причинами снижения отгрузок стали долгие ожидания интервенций, когда крестьяне держали зерно в хранилищах до последнего, а также, как ни парадоксально, высокий урожай 2009 года, приведший к падению цен в России и в мире и, соответственно, к низкой рентабельности продаж зерна.

Спрос на зерно начал расти в декабре, закупки и перевозка активизировались, и есть шанс, что процесс продолжится: в РАТ ожидают роста перевозок на 5–10%.

***

Перспектива

Южно-Уральская, начальник ТЦФТО Илья Исканян:

- Структура погрузки на дороге улучшилась - увеличилась доля высокодоходных грузов. Доля черных металлов возросла до 23% с 21%, доля нефтепродуктов до 17% с 14%. По низкодоходным строительным грузам произошло снижение с 32% до 28,7%.

В 2010 году основным фактором оживления спроса будет оставаться рост экспорта, прежде всего топливно-энергетических ресурсов. Но восстановление докризисных уровней пока не прогнозируется.

Красноярская, начальник ТЦФТО Валерий Лебедик:

- В ушедшем году увеличивались объемы погрузки лишь высокодоходных нефти, нефтепродуктов (на 7,5%) и цветных металлов (на 8,2%).

Это связано прежде всего с появлением нового направления перевозки из Уяра на Хабаровский НПЗ. Сыграло положительную роль и то, что Ачинский НПЗ перешел на двухгодичный безремонтный цикл производства. Кроме того, ОАО «Роснефть» увеличило перевозки на экспорт.

В 2010 году рост должен составить 5%, прежде всего за счет угля. Этому будет способствовать программа компании «СУЭК», ориентированная на внедрение новых технологий, приобретение нового и модернизацию старого оборудования и наращивание добычи. Увеличить объемы погрузки в 2010 году планирует и ОАО «Красноярсккрайуголь», для чего силами компании построены два дополнительных пути на погрузочной станции Кильчуг.

Западно-Сибирская, первый заместитель начальника ТЦФТО Сергей Тевс:

- Падение объемов погрузки на ЗСЖД составило 4,9% к уровню 2008 года. Руководство ОАО «РЖД» поставило перед дорогой задачу перевезти в 2010 году 251,4 млн тонн грузов, на 1,7% больше, чем в 2009-м. Мы готовы выполнить задачу.

Приволжская, заместитель начальника ТЦФТО Людмила Васильева:

- По прогнозам, в регионах обслуживания дороги будет обеспечен рост, необходимый для выполнения задания ОАО «РЖД» - увеличить общую погрузку на сети на 3,5% к уровню 2009 года.

В досье

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В 2009 году (ПОМЕСЯЧНО)

2009 год/Погрузка, млн тонн/Динамика к аналогичному периоду 2008 года, %/Грузооборот, млрд тарифных ткм/Динамика к аналогичному периоду 2008 года, %

Январь/74,8/-33,1/123,4/-32,2

Февраль/79,7/-26,8/128,8/-27,6

Март/93,2/-21,8/152,4/-21,8

Апрель/89,2/-22,7/145,1/-21,2

Май/91,5/-20,3/150,2/-19

Июнь/92,6/-13,9/152,7/-12,3

Июль/97,2/-13,2/161,5/-10,7

Август/99,7/-12,3/165,8/-6,7

Сентябрь/99/-11,3/161,8/-5,8

Октябрь/100,2/-10,8/166,1/-7,3

Ноябрь/95,7/+5,5/164,8/+4,8

Декабрь/95,7/+11,4/167,1/+9

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости