Экономика и торговая политика стран-партнеров России

Китай - рост исследований и разработок

Три метких выражения определяют в настоящее время облик Китая каким его видят за границей: Китай превращается во всемирную фабрику, Китай является в мире самым крупным рынком, Китай - страна большого риска. Скоро к ним прибавится еще одно: Китай становится важным местом научных исследований и опытно конструкторских разработок.

В 90-е гг. китайцы считались опасными копировщиками. Затем последовало конструирование первых собственных машин, которые часто лучше отвечали потребностям развивающихся стран, чем выдающиеся технические достижения промышленно развитого мира. С тех пор китайцы создали собственные марки, которые, благодаря разработке собственной продукции завоевывают мировой рынок. Китайские концерны приобретают все больше иностранных предприятий. Так, "SAIC", партнер немецкого концерна "Volkswagen" купил южнокорейский автозавод "Ssangiong". Китайская компания "TCL" приобрела у французского концерна "Thomson" сегмент по выпуску телевизоров Наряду с известными марками, китайцы покупают, таким образом, и умение вести раз работки. В результате Китай приобретает способность создавать комплексные оборудование и системы.

Речь при этом не идет о выдающихся исследованиях, достойных Нобелевской премии. Чтобы здесь выйти на передовые позиции, Китаю при таких темпах развития потребуются два десятилетия. По нынешнему пятилетнему плану Пекина, дополнительные средства предоставляются научным институтам только тогда, когда обеспечено практическое применение результатов. Нужны промышленные разработки, приносящие практическую пользу. Испокон веков это было областью, в которой господствовали немцы.

С давних пор китайская продукция не привлекала особого интереса на немецких ярмарках машиностроения. Она слишком дешевая, говорили немецкие производители, подразумевая: "слишком дешевая и при этом слишком хорошая".В Даляне проходит испытания собственная, пока медленная дорога на магнитной подвеске. Пекинский университет. Цинь хуа объявил, что вскоре представит первый автобус на топливных элементах Преимущество Китая заключается не в технологическом опережении по сравнению с Западом, а в низком уровне заработной платы. Таким образом, Китай может сконструировать двигатель на топливных элементах в два, может быть даже, в восемь раз дешевле, чем это сделают инженеры на Западе. Как быстро китайские фирмы могут завоевывать международное признание, показывает мировой рынок портовых кранов для погрузки и разгрузки контейнерных судов. Сейчас он на 95% находится в руках китайского производителя, который стал известен всего 10 лет назад. Ныне его краны стоят даже в Гамбурге.

Предприятиям на Западе приходится находить свои ответы на эту ситуацию Немецкий концерн "Siemens'' отдает в Китай разработку мобильных телефонов, с тех пор как немецкие дизайнеры и инженеры просчитались, ведя свое планирование без учета китайских вкусов Концерн "ABB" намерен создать в Пекине свой исследовательский центр. Концерн "Degussa" уже построил такой центр в Шанхае. Все делают это, потому что китайцы так хотят. Во время переговоров о предоставлении крупных заказов в их пожеланий все чаще входит и создание лабораторий и научно исследовательских институтов. Все делают это еще и потому, что китайский рынок в равной степени предлагает и требует, чтобы были мощности для ведения конструкторской работы. Показателем спроса на китайских инженеров служит рост их заработной платы. Каждый год она увеличивается не менее чем на 10%.

Немецкие инженеры могут сказать, что китайскую технологию нельзя сравнивать с немецкой высокой технологией. Китайская дорога на магнитной подвеске - это не немецкая дорога "Transrapid", потому что она достигает скорости всего в 100, а не в 400 км в час. С топливными элементами Китай тоже пытается всего лишь подключиться к тому, что такие концерны, как "Daimler-Chrysler", разрабатывают уже годами. Кроме того, преподавание в китайских университетах чересчур перегружено теорией; двойной системы обучения, как основы для конструкторской работы на предприятиях, не существует.

Все это верно. Тем не менее немецких разработчиков следует предостеречь Не в первый раз Китай начинает догонять и продвигается вперед быстрее, чем ожидается. Обращение к миру научных исследований и конструкторских разработок означает воз вращение к старым китайским добродетелям, которые по политическим причинам в течение долгого времени были забыты. История науки доказывает: китайцы изобрели плуг, бумагу, книгопечатание, порох, магнитный компас и многое другое.

Нынешний поворот в сторону умственного труда является насущной необходимостью. Как развивающейся стране, Китаю нужен технический прогресс, если он хочет продолжать свой подъем. Закупки на Западе обходятся дорого и ведут к зависимости, которой Пекин намерен избежать. Именно поэтому число людей с дипломом о высшем образовании или с ученой степенью к 2010 г. должно ежегодно повышаться с нынешних 400 тыс. до 1 млн. Почти половина из них изучает технические науки. С 70-х гг. примерно 600 тыс. лучших студентов покинули страну, чтобы учиться на Западе. Обратно вернулось не более одной трети, остальные работают за границей в университетах или на предприятиях. Однако ветер меняется. Растущие шансы в процветающей экономике, никогда не порывавшиеся связи с родиной и растущие зарплаты побуждают находящихся за рубежом китайцев возвращаться. В основе таких изменений лежит часто недооцениваемая на Западе китайская гордость и твердая воля подтянуться к уровню Запада.

Китай это больше, чем всего лишь дешевый заводской станок. Промышленно развитые страны должны своевременно приготовиться к наступлению китайских ученых и конструкторов Немецкие инженерные достижения являются базой успешного экспорта немецкой продукции. Однако они более не являются недосягаемыми - и Китай дает сигнал к погоне.

"Frankfurter Allgemeine"

***

Социальное положение в Великобритании

Того, кто десять лет назад приезжал в Великобританию, жители страны осторожно расспрашивали о секретах немецкой экономической модели. Во время переживавшейся тогда рецессии успех "German Modell" казался привлекательным. Преимущества либеральной экономической системы, которую вводило правительство Тэтчер, себя еще не проявляли, а Германия выигрывала от экономического бума, вызванного объединением страны, поворота Европы в сторону Востока и экономической интеграции стран будущей еврозоны. Того, кто сегодня приезжает в Великобританию, больше не расспрашивают о "German Modell". Он видит общество, более современное, конкурентоспособное и гибкое чем то, каким оно было десять лет назад, и то, каким сегодня еще представляется немецкое общество. В Великобритании развивалась не только южная часть страны. В то время как Германия еще поддерживает небольшое улучшение своей экономической конъюнктуры, Банку Англии во время нынешнего конъюнктурного цикла уже пять раз приходилось повышать банковскую процентную ставку, чтобы притормозить британское потребление и предотвратить инфляционную опасность. Во время нынешнего конъюнктурного цикла государственный бюджет будет в значительной степени уравновешенным.

Вот некоторые наблюдения, по которым можно судить об экономическом развитии Великобритании. Уже в аэропорту бросается в глаза, что все терминалы модернизированы и превращены в торговые центры. В отличие от аэропортов Берлина, Дюссельдорфа или терминала-2 во Франкфурте, пассажиры по прибытии или при отлете могут совершать большие покупки. Экономическая система в Великобритании настроена на потребление, время работы магазинов таково, что трудолюбивые азиатские семьи могут в своих "лавках на углу" зарабатывать деньги вплоть до глубокой ночи или в конце недели по принципу: "Все-таки мы и по воскресеньям оплачиваем аренду".

Во многих городах общины произвели инвестиции, дороги оснащены системами управления транспортом, размечены ряды движения для автобусов и велосипедов. В Лондоне на линии выходят сотни новеньких автобусов. Все это финансируется за счет денег, которые город получает в виде сборов, уплачиваемых каждым водителем, когда он въезжает в переполненный городской центр. Кто нарушает правила парковки, должен платить штраф частной компании, которая по государственному заказу преследует "грешников" - в каждом случае (в пересчете) по 150 евро.

Большинство городских кварталов в Лондоне сравнительно чисты, игровые площадки обновлены, полиция патрулирует в тех местах, где существует угроза преступности. Рассортированный мусор вовремя вывозится. За это, однако, каждая семья с двумя детьми платит ежемесячный налог в размере почти 300 евро, который М. Тэтчер ввела по всей стране.

Многие домовладельцы за последние годы отремонтировали свои здания - благодаря высокой экономической конъюнктуре в Великобритании, а также растущим ценам на недвижимость и ее гибкому рынку. Во многих местностях стоимость зданий за последние десять лет почти удвоилась. Для британцев окупается и увеличение самих здании, потому что арендная плата за последние десять лет тоже почти удвоилась. Кто в Лондоне со своей семьей и двумя детьми хотел бы жить в более или менее приличной местности, платит 4 тыс. евро за стоящий в общем ряду дом с небольшим садиком. Арендные договоры заключаются на один год. Кто более не в состоянии позволить себе оплачивать высокие цены в городах, должен переезжать на окраину или в деревню и считаться с длинной дорогой до места работы. В снабжении электроэнергией, водой, газом, телефонной связью и банковскими услугами существует конкуренция, так что цены на газ и электричество для британских потребителей упали сильнее, чем в среднем в Европе. Британских клиентов призывают оплачивать услуги через специальный центр (Call Center) или Интернет. В связи с этим большая часть банковских филиалов и консультационных центров жилищно-коммунального хозяйства в городах закрылась, что позволяет его предприятиям экономить расходы.

В британской розничной торговле преобладают большие сети магазинов. Малые лавки перед лицом такой конкуренции вынуждены в небольших помещениях с малым числом продавцов предлагать намного более широкий ассортимент товаров, чем в Германии. Аптек не существует - медикаменты продаются, например, в москательных лавках. Филиалы почты представляют собой всего лишь маленькие окошки в писчебумажных магазинах. Заправочные колонки превращаются в небольшие супермаркеты.

Великобритания - дорогая страна. Кто в городах хочет обеспечить своим детям хорошее школьное образование, должен за одного ребенка в нормальной частной школе с 16 учениками в классе платить в месяц (в пересчете) почти 900 евро. Поскольку дети в Великобритании приходят из школы только в 15 ч. 30 мин., а для оплаты высоких ипотек и школы надо зарабатывать, намного больше женщин, чем в Германии, должны трудиться. Это, кстати, объясняет, почему 25% всех занятых в Великобритании предпочитают неполный рабочий день. Система здравоохранения в Великобритании более экономна, чем в Германии. Кто не хочет рисковать тем, что будет внесен в список ожидающих операции, прибегает к частному страхованию. Даже при наличии частной страховки врачи нередко отправляют пациента домой без лекарств - в ином случае врач точно подсчитывает, сколько таблеток больному следует глотать. Тогда тот получает на руки сосчитанное количество, а отнюдь не всю упаковку, оплачиваемую больничной кассой.

Так же обстоит дело с пенсионным страхованием. Кто не желает рисковать тем, что в старости останется с пустыми руками, должен застраховать себя дополнительно. Государственная базовая пенсия по сравнению с Германией минимальна: пенсии, которую выплачивает предприятие, тоже недостаточны.

Британцы в значительной мере согласны с такой системой, потому что тяжкое бремя для населения в экономически слабые годы (до прихода к власти правительства Тэтчер) было столь велико, что она смогла провести свои реформы, которые в Германии были бы немыслимы. Но они позволили преобразовать британскую экономическую систему. В отличие от немцев в 70-е т 80-е гг. британцев не убеждали, что каждый может в равной мере претендовать на социальную обеспеченность. Поэтому в Великобритании нет социальной зависти, которая в Германии вызывает противодействие реформам.

Британцы принимают социальную систему, в которой хорошо тому, кто может платить за эффективность и качество будь то частное школьное образование, частное медицинское страхование, хорошее жилье, возможность заниматься спортом или обеспеченность в старости. Чтобы все это себе позволить, британцы работают дольше, тяжелее и по более гибкой схеме, чем немцы. У британских работонанимателей нет другого выбора, потому что законы, производственные советы и профсоюзы не защищают их так, как в Германии. Больших выплат в случае безработицы в отличие от Германии не существует. Те, кто не в состоянии платить за эффективность и качество, должны удовлетворяться жизненным уровнем, который намного ниже немецкого. Для многих британцев не существует по этому никаких равных шансов. Их дети получают худшее образование, медицинское обслуживание является посредственным, в старости им остается скудная пенсия.

С тех пор, как был избран Т. Блэр, в стране более нет сильной оппозиции, так как консерваторы после своего торжества при М. Тэтчер и поныне еще не опомнились. Отсутствие давления с их стороны позволяет Блэру уходить от проведения непопулярных реформ. Он откладывает реформы систем образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения, может быть, даже до своего третьего срока в должности премьер-министра. Критики предостерегают, что в результате в долговременной перспективе он рискует поставить под угрозу относительно высокий уровень развития Великобритании.

"Frankfurter Allgemeine".

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости