1
1

Новости в автоматизации и информатизации на транспорте и в транспортной логистике за рубежом

Автоматизация и информатизация продолжают оставаться основными направлениями совершенствования и развития всех видов транспорта, внутренней и внешней логистики за рубежом.

Транспорт

По экспертной оценке в странах-членах ЕС объем грузовых перевозок возрастет к 2015 г. на 60 %. При условии роста конкуренции между железнодорожным и автомобильным транспортом крайне важно развивать перевозки в смешанном сообщении. Непременным условием такого развития и освоения растущих объемов перевозок является развитие информационной логистики (E-Logistics) с построением развитых прозрачных сетей компьютерных данных, удобных для грузоотправителей, экспедиторов и перевозчиков. При создании таких интегрированных сетей должны учитываться современные возможности телематики, например, глобальная система определения местоположения транспортных средств на основе спутниковой связи (GPS).

В утвержденной Европейской Комиссией спецификации предусмотрен постепенный переход от национальных систем обеспечения безопасности движения поездов к общеевропейской системе ETCS. На железных дорогах Германии действует национальная система автоматической блокировки и локомотивной сигнализации LZB, переход от которой к системе ETCS требует специальных проектных решений и дополнительных затрат как на дополнительные устройства в пунктах управления движением, так и на бортовые устройства на локомотивах. В связи с этим в Германии разрабатывается специальная программа перехода на систему ETCS.

На железных дорогах Германии с 1999 г. реализуется программа создания региональных диспетчерских центров для управления движением поездов в семи филиалах концерна Deutsche Bahn AG %: Берлине, Лейпциге, Ганновере, Дуйсбурге, Франкфурте, Карлсруе и Мюнхене. Для реализации этой программы создан консорциум в составе фирм Alcatel SEL AG, Siemens AG и Vossloh Information Technologies GmbH. Основная задача программы состоит в создании интегрированной системы управления. Завершена разработка программного обеспечения для работы диспетчерского центра, что позволило перевести центр в Ганновере из стадии создания в 1-ю стадию эксплуатации, при которой диспетчер имеет прямой выход на посты электронной централизации стрелок и сигналов.

В феврале 2004 г. на железных дорогах Германии в рамках концерна DB AG введена в действие цифровая система передачи данных по радиосвязи "Cargo Diditale Datenkommunikation". К системе подключено 6000 пользователей фирмы Raillion, которые обеспечены переносными терминалами новой модели "ННР Dolphin 9500". Радиосвязь осуществляется через систему GPRS и позволяет в реальном времени получать всю необходимую информацию для выполнения маневровой работы.

На городской железной дороге в Мюнхене (Германия) в 2004 г. введен в действие новый пост электронной централизации стрелок и сигналов (ESTW), что позволит в зимнее время обеспечить движение пассажирских поездов с интервалом в 10 мин. Одновременно введена в действие современная система автоматической блокировки. Финансирование развития городской железной дороги Мюнхена производится из средств федерального бюджета и бюджета земли Бавария.

Фирма Siemens Transportatio System (Германия) завершила разработку программного обеспечения для тестирования рабочих мест в постах электронной централизации стрелок. Программное обеспечение разработано в двух версиях: VICOS OS 100 для операционной системы Windows и VICOS OS 500 для UNIX/Solaris. Дополнительно разработана обучающая версия с моделированием ситуаций в процессе обучения персонала. Разработанное программное обеспечение отличается исключительно хорошей визуализацией, что создает дополнительные удобства для персонала.

На железных дорогах Швейцарии проводится тщательный анализ условий безопасности движения поездов. Ввод в действие современной системы автоматической блокировки на участке между Цюрихом и Берном позволил скорость движения поездов увеличить до 200 км/ч, а продолжительность поездки сократить с 72 мин. до 60 мин. Этому решению предшествовал тщательный анализ условий безопасности движения с оценкой степени риска, который проведен в соответствии с требованиями европейских норм EN 50129.

Государственная железная дорога Румынии CFR заказала фирме Siemens TS оборудование для постов электронной централизации стрелок и сигналов типа "Simis W" на общую сумму 45 млн. евро. Пост электронной централизации должен быть сооружен в Плоешти в 2007 г. , в 50 км к северу от Бухареста. Аналогичный пост электронной централизации был сооружен на этой станции в 2001 г. Основой системы электронной централизации Simis W является надежная микрокомпьютерная система фирмы Siemens. Аналогичная система электронной централизации, например, работает в Брауншвейге (Германия).

Безопасность движения поездов на железнодорожном транспорте зависит от безопасности технических средств, работы персонала и взаимодействия в системе "человек-машина". Для отработки безопасных режимов работы в человеко-машинной системе, от которой зависит безопасность движения поездов, в Германии создана специальная лаборатория с автоматизированной системой моделирования и тестирования RailSiTe, работа которой основывается на общих принципах и требованиях системы управления движением поездов ERTMS/ETCS (Европейская система управления движением поездов). Работа лаборатории и созданной системы RailSiTe позволяет на основе имитационного моделирования определить возможность сочетания различных систем управления и контроля на железных дорогах стран Европы и выработать необходимые интерфейсы для такого сочетания.

Железными дорогами Австрии ОВВ совместно с фирмой VAE Eisenbahnsysteme GmbH создана автоматизированная система диагностики и индуктивного контроля состояния железнодорожных путей, стрелочных переводов и сигналов "VAE ROAD-MASTER 2010" , основанная на использовании специальных путевых датчиков. Важной особенностью системы является интегрированный подход к объединению различных компонентов в рамках общей системы с общим информационным пространством и визуализацией процесса. Интегрированный подход обеспечивает минимизацию затрат на весь комплекс работ по контролю и управлению.

Компания Bombardier по заказу Государственных железных дорог Бельгии SNBC создает автоматизированную систему контроля местоположения поездов OPTIVIA в рамках общей системы локализации и административного управления движением INTER-FLO. Система OPTIVIA обеспечивает повышение точности выполнения графика движения поездов, улучшение использования локомотивов за счет сокращения порожнего пробега и оптимизацию технического содержания тяговых средств, а также в автоматическом режиме выдает необходимую статистическую информацию о движении поездов и использовании локомотивов. В рамках выполняемой работы будут оборудованы бортовыми терминалами 450 локомотивов с радиосвязью с центральным постом управления, с возможностью использования глобальной системы определения местоположения транспортных средств на основе спутниковой связи (GPS). Работы по контракту на сумму 7, 4 млн. евро будут завершены в 2005 г.

По решению фирмы ProRail, эксплуатирующей инфраструктуру железных дорог в Нидерландах, к 2003 г. вся сеть протяженностью 2800 км оборудована системой радиосвязи стандарта GSM-R, специально приспособленной к условиям эксплуатации железнодорожного транспорта. Аналогичная система радиосвязи уже успешно работает на железных дорогах Германии и других стран Европы.

Региональная частная железная дорога Regionalverkehr Mittelland AG (Швейцария) общей протяженностью 160 км завершила работы по внедрению новой современной системы радиосвязи для разговорной связи и обмена данными. В качестве технического решения принята система UMUX 1500 фирмы Keymile AG (Швейцария) на основе стандарта SDH. Используется сеть Ethernet. Создано семь независимых колец радиосвязи. Возможно в будущем подключение к системе радиосвязи для железных дорог GSM-R.

Фирма DB Telematik оборудовала два тоннеля городской железной дороги вблизи аэропорта Франкфурт на Майне (Германия) специальными шестью приемно-передающими станциями Vodafone, что позволяет беспрепятственно пользоваться мобильной телефонной связью при движении в тоннелях. Ранее мобильная связь в этих тоннелях не функционировала, что создавало неудобства пассажирам, прилетевшим в аэропорт и следующим в город.

Компания Alcatel получила заказ оборудовать девять железнодорожных станций в Боснии-Герцеговине современной системой электронной централизации стрелок и сигналов "Alcatel 6151 LockTrac". Эта работа должна быть завершена в октябре 2005 г. Эта же компания подписала контракт на оборудование 11 станций железных дорог Румынии аналогичной электронной системой централизации стрелок и сигналов. Эта работа общей стоимостью 60 млн. евро является частью программы создания европейского транспортного коридора 1V.

Все более широкое применение получает мобильная связь стандарта GSM-R (GSM for Railways), специально приспособленная для использования на железных дорогах и учитывающая специфические особенности их эксплуатации. Фирма Kapsch CarrierCom AG заказала фирме Nortel Networks оборудование такой системой мобильной связи транспортный коридор 1V в Чехии от границы с Германией до Праги. В середине 2005 г. работы по созданию системы связи будут закончены.

Система радиосвязи для железной дороги на магнитном подвесе "Transrapid" должна отвечать специальным требованиям, из которых важнейшее связано с движением поездов без машинистов. В связи с этим компанией Telefunken Racms создана специальная система радиосвязи "Transrapid Radio System" на частоте 38 ГГц. Новая система радиосвязи интегрирована в автоматизированную систему управления и контроля OCS. Система управления и связи построена на микрокомпьютерах повышенной надежности типа SIMIS концерна Siemens. Вновь созданная система радиосвязи внедрена на дороге "Transrapid" , построенной в Шанхае (КНР) для связи центра города с аэропортом, по которой движение поездов осуществляется с интервалом 10 мин.

Информатизация рельсового транспорта в полной мере касается не только железнодорожного, но и городского рельсового транспорта. Так, например, фирма Siemens Transportation Systems (Германия) получила заказ от компании Delhi Metro Rail Corporation (Индия) заказ стоимостью 49 млн. евро на оборудование системой автоматики 3-й линии метрополитена в Дели (Индия) длиной 23, 5 км. Система автоматики и сигнализации должна допускать движение поездов со скоростью до 80 км/ч при интервале между поездами в 120 с. Автоматика метрополитена должна быть основана на системе управления движением Vicos ОС 100, автоблокировке LZB 700 и постах электронной централизации стрелок и сигналов Sicas ECC при стрелочных приводах S 700 К. Для передачи сигналов будут использованы стекловолоконные кабели.

В метрополитене Парижа с 2003 г. успешно работает 14-я линия метрополитена с автоматическим управлением движением метропоездов без машинистов. На движение по линии длиной 8 км требуется всего 13 мин. Средняя скорость движения с учетом остановок составляет 40 км/ч. Интервал между поездами в час пик составляет 85 с. Все поезда имеют прямую радиосвязь с центральным постом управления. Весь комплекс технических решений по управлению движением и обеспечению безопасности движения поездов реализован фирмой Siemens Transportation System. Этой же фирмой реализован проект автоматического управления движением поездов в метро Барселоны (Испания).

В начале 2006 г. в Нюрнберге (Германия) будет введена в действие первая в стране линия метро с автоматическим управлением движением поездов без машинистов. На этой линии фирмой Securiton GmbH (Швейцария) будет завершено создание системы видеонаблюдения "SLS-Pro" с установкой 160 цифровых видеокамер. Вся графическая информация передается в центральный пункт управления, кодируется и архивируется. Система работает по современной цифровой технологии.

Фирма, эксплуатирующая метрополитен в Будапеште (Венгрия), заказала компании Siemens TS (Германия) оборудование для управления и обеспечения безопасности движения поездов метрополитена на линии 2. По этой линии ежедневно перевозится более 500 тыс. пассажиров. К 2008 г. должна быть введена в действие система электронной централизации стрелок и сигналов типа Sicas ЕСС с пунктом диспетчерского управления типа Vicos ОС 501. Для передачи данных будет использована система Airlink, надежно работающая с укороченными антеннами. Стоимость контракта -26 млн. евро. По завершении работ интервал между поездами по этой линии метрополитена будет сокращен с 135 с до 100 с.

Процесс информатизации охватывает также и автомобильный транспорт. Так, на международной выставке-ярмарке "IAA 2004" фирма QFMXpander экспонировала четыре новые разработки по телематике для применения на автомобильном транспорте. Новые предложения фирмы обеспечивают техническое и программное обеспечение для использования возможностей телематики в процессе эксплуатации автомобильного транспорта: бортовые терминалы, средства навигации, шина CAN-Bus для обмена информацией и др. В частности, был экспонирован тахограф для автотранспортных средств, работающий по цифровой технологии.

На автомобильный завод компании BMW в Мюнхене (Германия) ежедневно прибывает около 450 грузовых автомобилей с комплектующими изделиями и другими грузами. Для координации и управления обработкой автотранспортных средств на предприятии внедрена АСУ на основе программного обеспечения "SyncroSupply" , входящего в состав известного пакета программ для автоматизации управления транспортными средствами TESS, разработанного фирмой Inform GmbH (Аахен, Германия). Созданная система взаимодействует с системой управления материально-техническим снабжением предприятия, обеспечивая оптимизацию поставок на основе долго- и среднесрочных планов производства и снабжения. В комплексе с новой АСУ внедрена радиочастотная технология идентификации с применением транспондеров в качестве носителей информации (RFID).

Информационные технологии широкое применение получили на воздушном транспорте. Так, например, специализированная фирма delair Air Traffic Systems GmbH (Германия) передала авиакомпании Lufthansa автоматизированную систему "sally" для управления и оптимизации важнейших функций работы крупных аэропортов. Такая система обеспечивает оптимальное использование мест для стоянки воздушных судов, управление местами посадки пассажиров, управление потоками багажа, управление транспортными средствами и др. Модульное построение системы облегчает ее внедрение и использование. Программное обеспечение реализуется на основе операционной системы Windows.

Дальнейшее развитие перевозок грузов в смешанном сообщении и освоение постоянно растущих объемов перевозок грузов требуют развития кооперации и постоянного взаимодействия транспортных отраслей -морского, внутреннего водного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Основой такой кооперации должны стать современные информационные технологии с использованием возможностей телематики. По экспертным оценкам, в ближайшие 20 лет перевозки грузов в контейнерах будут ежегодно возрастать на 6-8 %. Освоение растущего грузооборота требует развития контейнерных терминалов, поскольку уже в настоящее время ощущается их недостаточная производительность, особенно тримодальных терминалов.

Окончание следует

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости