МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Проблемы развития и государственная политика

Выступление директора департамента промышленности министерства промышленности и энергетики Российской Федерации Андрея Дейнеко.

В настоящее время удельный вес металлургического комплекса в промышленном производстве России составляет 19, 3%, хотя доля его в основных фондах промышленности - 11, 1 %, в численности занятых - 9, 3%. Доля в экспорте - около 18% (второе место после отраслей ТЭК). Доля сальдированного финансового результата комплекса в общем по промышленности составляет 40, 4%, что вполне сопоставимо с долей ТЭКа - 42%.

Металлургическую промышленность России отличает, прежде всего, высокая степень концентрации производства: около 90% продукции в черной металлургии производится шестью крупными компаниями, в цветной - пятью.

По производству стали Россия занимает 4-е место в мире, уступая Китаю, Японии и США, а по экспорту металлопродукции - 2-е место. По производству и экспорту алюминия Россия занимает 2-е место в мире, уступая лишь США, по производству никеля - первое место.

На внутреннем рынке сбыт металлургической продукции тормозится развитием перерабатывающих отраслей. Производство большинства видов металлоемкой продукции все еще в разы, а то и в десятки раз ниже показателей 80-х годов прошлого столетия. В то же время положительным для металлургов является тот факт, что с 2002 года в стране начался инвестиционный бум, разворачивающийся вокруг жилищного строительства и обновления изношенного в большинстве отраслей производственного оборудования. Об оживлении спроса в России свидетельствует увеличивающийся платежеспособный спрос, в частности, в нефтегазовой отрасли, обслуживающих ее производств и в ряде других отраслей. Расширению экспорта способствовали весьма благоприятные цены на мировых рынках.

Следует отметить также институциональные изменения, которыми, например, в черной металлургии сопровождался рост производства. К 2004 году фактически закончился процесс полной консолидации отрасли. В России сложилась шестерка национальных игроков, сопоставимых по размерам и вполне жизнеспособных. В 2004 году почти все они активно скупали сырьевые активы: угольные и рудные, а также выстраивали собственную логистику. Укрепление курса на вертикальную интеграцию обусловлено необходимостью усиления контроля над издержками и стремлением застраховаться от возможных изменений конъюнктуры на рынках.

Основные перспективы дальнейшего укрупнения российских металлургических компаний связаны с экспансией за рубеж как в предприятия сырьевой направленности, так и в сферы высокого передела. Магистральным направлением здесь являются страны Восточной Европы и СНГ. Покупая предприятия своих восточных соседей, российские компании смогли обойти европейские ограничения на импорт проката.

Между тем, в самом металлургическом комплексе резервы экстенсивного развития уже к началу 2004 года были практически полностью исчерпаны. В черной металлургии добыча руды, производство кокса, доменное производство превысили уровень 1991 года. Дальнейшее увеличение выплавки стали без значительных инвестиций в создание новых мощностей также уже невозможно. Незначительные резервы сохраняются лишь в прокатном и последующих переделах. Поэтому для продолжения роста крайне необходимо обеспечить благоприятный инвестиционный климат как в черной, так и в цветной металлургии.

Это однако не означает, что инвестиции в развитие предприятий не вкладывались. Более того, все ведущие металлургические компании осуществляют обширные инвестиционные программы: годовой объем вложений в развитие производства на ряде крупнейших меткомбинатов достигал в последние годы $250 млн. Инвестиции направлялись на доведение качества продукции до требований мирового рынка, автоматизацию и компьютеризацию технологических процессов, в смежные производства, а также в развитие сырьевой базы. Тем не менее, условия настоящего времени, особенно в преддверии вступления в ВТО, требуют усиления этого процесса.

Главной целью развития металлургического комплекса России является обеспечение требуемых по номенклатуре, качеству и объемам поставок конкурентоспособной продукции экономике России (с учетом перспектив развития металлопотребляющих отраслей), на рынок стран СНГ и мировой при максимально возможном сочетании государственных интересов России, ее регионов и конкретных акционерных обществ. При этом в качестве генерального направления развития предполагается кардинальное повышение конкурентоспособности продукции и производств. Основной путь реализации главной цели - широкое и ускоренное внедрение инноваций в результате активизации инвестиционной деятельности.

Эта цель четко корреспондируется с общенациональными задачами в развитии страны, определенными Президентом Российской Федерации, и с приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации.

В ближайшей перспективе возможны два кардинальных направления развития: либо дальнейший рост экспорта с затуханием его темпов по мере исчерпания внутренних резервов и насыщения внешних рынков, либо активное переключение на внутренний спрос в результате существенного ускорения развития металлоперерабатывающих отраслей и ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. И металлурги, и государство намерены идти по второму пути, что четко отражено в разработанной Стратегии развития металлургии и одобренном Правительством Российской Федерации Комплексе мер. Реализация главной цели металлургического комплекса предполагает в качестве необходимых условий решение ряда системных проблем.

Важнейшая проблема - недостаточное развитие металлопотребляющих отраслей внутри России. В настоящее время на внутреннем рынке России потребляется менее 50% готового проката черных металлов и менее 20% основных цветных металлов. При сохранении такого положения можно ожидать замедление развития металлургического комплекса и осложнение выполнения задачи удвоения ВВП к 2010 году, поставленной Президентом Российской Федерации.

Активизация развития металлопотребляющих отраслей, несомненно, предполагает непосредственное участие государства в виде государственных заказов на нужды обороны, под важнейшие социально-экономические объекты. Участие государства - это и прямые государственные решения по развитию важнейших металлопотребляющих отраслей (автосборка, трубопроводный транспорт, судо- и авиастроение, а также при оценке инвестиционных программ отраслей - естественных монополистов: РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", ОАО "РЖД", ОАО "Транснефть").

С целью решения проблемы роста цен на металлопродукцию целесообразно также, чтобы в материалы по средне- и долгосрочному развитию экономики России были обязательно включены направления развития каждой металлопотребляющей отрасли с указанием перспективных объемов металлопотребления.

Вторая проблема - недостаточно высокая конкурентоспособность российской металлопродукции на внутреннем и внешнем рынках. Так, удельные расходы материальных энергоресурсов на российских предприятиях выше, чем на зарубежных, а производительность труда значительно ниже, что обусловлено недостаточным техническим уровнем производства на наших предприятиях. В настоящее время около 46% экспорта продукции российских предприятий черной металлургии и 90% цветной составляет продукция с низкой добавленной стоимостью. А импортные поставки металлопродукции, включая в машинах и оборудовании, например, в 2003 году составили уже почти 20% емкости внутреннего рынка. При вступлении в ВТО объемы импорта могут значительно возрасти. Поэтому повышение конкурентоспособности российской металлургии как базовой и структурообразующей отрасли экономики в значительной мере зависит от возможности формирования собственных финансовых источников и привлечения заемных средств, что, в свою очередь, связано с совершенствованием законодательства в области инвестиционной, инновационной и бюджетной политики, внешнеэкономической деятельности, налогообложения и ценообразования.

Например, чтобы ускорить принятие решения о совершенствовании системы возврата НДС при капитальном строительстве, целесообразно также проработать вопрос об изменениях и дополнениях к "Налоговому кодексу Российской Федерации", касающихся:

- установки налоговых каникул (по налогу на прибыль) на период 35 лет после пуска в эксплуатацию объектов новой техники;

- восстановления льготы по налогу на прибыль, направляемую на нужды капитального строительства;

- введения дифференцированных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых.

Кроме того, целесообразны изменения и дополнения к "Таможенному кодексу России", касающиеся отказа от взимания ввозных таможенных пошлин на стационарные технику и оборудование, не производимые в России.

Следующая важная проблема - ограниченность разведанных запасов минерального, рудного сырья и высокие объемы экспорта вторичного сырья (лома и отходов).

Состояние горнорудного передела металлургического комплекса в значительной степени определяется наличием достаточных запасов руд, их качеством и условиями добычи, но в связи с резким увеличением себестоимости добычи сырья в новых экономических условиях, в том числе за счет роста тарифов на энергоносители и железнодорожные перевозки, изменились критерии экономической оценки месторождений и показатели эффективности их разработки. В России имеются месторождения практически всех дефицитных видов минерального сырья, но их запасы в новых экономических условиях хозяйствования не привлекательны для инвестиций.

Из-за высоких рисков и больших капитальных затрат на освоение месторождений отсутствуют субъекты предпринимательской деятельности, заинтересованные в финансировании геологоразведочных работ по переводу прогнозных ресурсов, выявленных за счет средств государственного бюджета бывшего СССР, в промышленные запасы для последующей их отработки.

Сложилась критическая ситуация с геологоразведкой. За период с 1994 по 2003 годы доля геологоразведочных работ по цветным и редким металлам в общем объеме таких работ снизилась с 4, 9 до 0, 9%, а по рудам черных металлов - с 0, 6 до 0, 2%, в то время как по нефти и газу она колебалась от 73, 1 до 77, 8% (составляя 83, 3% в 2001 году, по материалам Росстата).

В результате отрабатываемые и списываемые с баланса запасов объемы руд не покрываются приростом запасов, что ведет к неуклонному снижению рудно-сырьевого потенциала металлургии. За последние 10 лет детально не разведывались и не были утверждены в ГКЗ России запасы ни по одному крупному месторождению твердых полезных ископаемых для металлургии.

По уровню интенсивности освоения МСБ (отношению добычи к подготовленным запасам) Россия отстает от среднемировых показателей. Например, интенсивность освоения МСБ меди в России составляет 0, 83% (в мире - 1, 24%), никеля - 1, 1% (1, 25%), свинца - 0, 16% (2%), цинка - 0, 33% (2, 2%), железных руд - 0, 14% (0, 51%). Крайне низок уровень разведки запасов таких стратегических видов сырья как хром, марганец, титан, цирконий.

Введенный в 2002 году налог на добычу полезных ископаемых не учитывает различие географо-экономических, горно-геологических и прочих условий разработки месторождений полезных ископаемых. Применение одинаковых налоговых ставок ставит горнодобывающие предприятия в разные с позиций налогообложения условия. Предприятия с более высокими затратами на добычу уплачивают по независимым от них причинам более высокий налог на добычу полезных ископаемых. А многие месторождения дефицитных видов минерального сырья могут быть разработаны только в условиях применения особого налогового режима.

Решению проблемы с минеральным сырьем может способствовать принятие в новой редакции "Закона о недрах Российской Федерации", в которой следует предусмотреть усиление служб геологоразведки и выделение для этого бюджетных средств в необходимых объемах. Целесообразно также рассмотреть вопрос о создании РАО "Росгеологоразведка".

Программой форума Третья Международная Неделя Металлов предусмотрено несколько докладов на тему металлургического сырья, где эта проблема будет всесторонне проанализирована. Об остроте ее свидетельствует тот факт, что в декабре 2004 года по сравнению с декабрем 2003 года цены на внутреннем рынке, например, на концентрат железной руды возросли в 2, 2 раза, на окатыши железорудные - в 2, 4 раза. В настоящее время рост цен продолжается, что вызвало серьезные нарекания со стороны металлургических предприятий вследствие снижения рентабельности их производств.

До сих пор также не в полной мере, особенно с позиций будущего развития черной металлургии, решена проблема металлолома. Объемы его экспорта достигли в 2004 году 12 млн. т (2003 году - 8, 1 млн. т). Для сохранения лома черных металлов внутри страны, особенно в условиях предполагаемого расширения масштабов электросталеплавильного производства, необходимо оптимизировать уровень вывозной таможенной пошлины и число пунктов перехода через государственную границу Российской Федерации.

В цветной металлургии проблема с ломом несколько иная. Объемы вывоза цветного металлолома резко снизились в последние годы, однако возросли объемы вывоза металлопродукции, получаемой путем лишь первичного переплава лома.

Хотя в последние годы и создана довольно полная нормативно-правовая база по сбору и переработке лома и отходов, растет число случаев их хищения (особенно цветного лома), что обусловлено ростом цен на это вторсырье. Поэтому требуется усилить контроль за соблюдением положений нормативно-правовых актов со стороны лицензирующих органов субъектов федерации и правоохранительных органов.

Что касается в целом проблемы цен на сырье и готовую продукцию, то целесообразно более широко использовать зарубежный опыт заключения прямых и долгосрочных договоров на поставку продукции. Это - важнейший элемент поведения субъектов рыночной экономики.

Помимо этих трех основных проблем работа предприятий металлургического комплекса осложняется относительно высокими ценами на продукцию и услуги отраслей - естественных монополистов, (прежде всего, топливно-энергетического комплекса), рост которых в определенной мере сдерживается государством. Нельзя забывать и о возможности также социальной напряженности в регионах расположения предприятий металлургического комплекса в случае высвобождения значительной численности занятых в результате технического перевооружения производства. Существует и проблема снижения квалификации кадров в результате разрушения системы непрерывной производственной их подготовки. Эти проблемы будут рассмотрены в специальных сообщениях на нашем форуме.

В заключение еще один острый вопрос - о ценовых взаимоотношениях между предприятиями отрасли с потребителями конечной металлопродукции. Пора предприятиям, доминирующим на определенных рынках, отходить от сиюминутных выгод, которые, в конечном счете, бумерангом негативно отразятся на их деятельности и на темпах развития экономики России в целом. Иначе государство будет вынуждено рассматривать каждый факт необоснованного повышения цен, не связанного с ростом реальных затрат на производство продукции. И это вполне согласуется с разрабатываемым новым антимонопольным законодательством.

Целесообразно более широко использовать зарубежный опыт заключения прямых и долгосрочных договоров на поставку продукции. Это - важнейший элемент поведения субъектов рыночной экономики.

Итак, у большинства предприятий металлургического комплекса имеется достаточно ресурсов для дальнейшего высокоэффективного развития, усиления их "локомотивной" роли в экономике страны и повышения благосостояния народа.

***

Пора металлургическим предприятиям, доминирующим на определенных сегментах рынка, в ценовых взаимоотношениях с потребителями конечной металлопродукции отходить от сиюминутных выгод, которые, в конечном счете, могут бумерангом негативно отразиться на их же деятельности, да и на темпах развития экономики России в целом.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости