[Документ]

(Продолжение. Начало в номерах за 1, 2, 8 и 9 июня)

Стимулирование использования отечественных средств информатизации, связи и промышленной автоматизации на транспорте, в строительной индустрии области, в проектах информатизации нового жилья, торгово-бытовых и офисных зданиях.

Подготовка специалистов, разработка системы мер по поддержанию на должном уровне системы подготовки кадров в области информационных технологий и электроники.

7.3.1.2. Цель и задачи программы

Основная цель программы: стимулировать производство в Ульяновской области средств информатизации как для собственного потребления, так и для потребностей всей страны и на экспорт.

Основные задачи программы:

- поддержка экспортоориентированных производств ИКТ сектора;

- обеспечение приоритета местным производителям средств информатизации при бюджетных закупках, в том числе при реализации концепции "Электронный Ульяновск";

- стимулирование производства собственной элементной базы средств информатизации; создание льготных условий для иностранных капиталовложений в производство элементной базы и средств информатизации;

- широкое использование интеллектуального научно-инженерного потенциала области для создания наукоемкой экспортной и импортозамещающей продукции;

- производство средств связи и телекоммуникационного оборудования.

7.3.1.3. Мероприятия программы

В перечень мероприятий администрации области, нацеленных на поддержку развития в Ульяновской области производства средств информатизации и элементной базы микроэлектроники, на первом этапе реализации программы включены следующие приоритетные направления:

- анализ экономических показателей, бизнес-среды и факторов конкурентоспособности предприятий по производству электронных компонентов, компьютеров, офисной техники и средств связи и разработка концепции и плана мероприятий промышленной политики Ульяновской области в сфере производства средств информатизации;

- разработка системы мер по стимулированию производства и использования отечественных средств информатизации, связи и промышленной автоматизации на транспорте, в строительной индустрии области, в проектах информатизации нового жилья, торгово-бытовых и офисных зданий;

- ежегодное установление и публикация стандартов оснащения различных типов рабочих мест на предстоящий год, нормативов расходов на информатизацию, перспективных технических нормативов и планов закупок;

- организация локализации, сертификации и поддержки программного обеспечения для средств информатизации местных производителей.

7.3.1.4. Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы должна привести к подъему производства высокоприбыльной наукоемкой продукции в Ульяновской области и, как следствие, общему улучшению экономической ситуации и финансовому наполнению бюджета. Подъем наукоемких отраслей улучшит состояние занятости для наиболее ценного квалифицированного персонала, снизит социальную напряженность, уменьшит "утечку умов" за рубеж. Повысится информационная безопасность государства. 7.3.1.5. Ресурсное обеспечение

Основой реализации программы является смешанное финансирование и материально-техническое обеспечение из бюджета области, внебюджетных и благотворительных фондов и средств негосударственного сектора.

Для целей реализации программы используется система льгот и бюджетных кредитов.

7.3.1.6. Организационное обеспечение и контроль

Организационное обеспечение реализации программы возлагается на департамент администрации области по промышленности, транспорту и связи.

7.3.2. Стимулирование производства и содействие в продвижении на мировой рынок программного обеспечения местных производителей

7.3.2.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Россия является одной из редких стран, где представлены практически все основные направления современного программирования. Большая часть программистских фирм ориентирована на внутренний рынок и занята производством программного обеспечения в области финансов, бухгалтерского учета и других направлений делового программного обеспечения.

Ключевой проблемой является отсутствие благоприятных условий для выхода российского программного обеспечения на мировой рынок. Есть два приемлемых варианта вывода российских программистов на мировой рынок.

Оффшорное программирование, - когда отдельные программисты или компании остаются в России, но работают по заказам зарубежных компаний, зачастую взаимодействуя с нанимателями через Интернет. Основную прибыль в этом случае получают зарубежные фирмы, оставаясь собственниками разработанных продуктов, однако такой экспорт выгоден и для страны, т.к. доходы частично остаются в ее пределах. Лидерами оффшорного программирования в мире, являются Индия и Ирландия, которые получают миллиардные доходы от этой деятельности. По данным Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, объем российского рынка оффшорного программирования в 2001 году составил $154 млн.

Выход на мировой рынок с готовой "коробочной" продукцией отечественных фирм. К настоящему времени это удалось нескольким десяткам фирм, некоторые, из них занимают значительную часть рынка, в которой они работают. Это самая экономически выгодная для страны и области форма экспорта интеллектуальных продуктов, которая должна получить всемерную поддержку в рамках программы.

Препятствием для успешного выхода на мировой рынок с готовым продуктом является обычно отсутствие хорошего интерфейса, тестирования, соответствующего оформления, маркетинговых исследований, рекламы и послепродажной поддержки пользователей, т.е. все то, что делает программное обеспечения конкурентоспособным товаром.

Учитывая относительно небольшие капиталовложения, наличие в области высококлассных специалистов, а также возможную быструю отдачу, представляется целесообразным превращение производства программного обеспечения в одно из приоритетных направлений промышленной и инвестиционной политики администрации области. Эта работа должна быть согласована с усилиями, предпринимаемыми на федеральном уровне.

7.3.2.2. Цель и задачи программы

Целью программы является создание условий для приоритетного развития и повышения экспортных возможностей индустрии программного обеспечения.

Задачи программы:

- создание благоприятных условий для развития индустрии программного обеспечения в Ульяновской области и формирования системы инновационного, в том числе венчурного, инвестирования в данный сектор рынка;

- содействие поиску и размещению среди местных фирм и программистов заказов зарубежных фирм на разработку программного обеспечения (развитие оффшорного программирования);

- разработка комплекса мер, содействующих разработке и продвижению на рынок "коробочной" продукции местных производителей программного обеспечения.

- продвижение на рынке отечественных разработок программного обеспечения с открытым исходным кодом и программного обеспечения для операционных систем с открытым исходным кодом.

7.3.2.3. Система мероприятий программы

Для достижения цели программы необходимо реализовать следующие мероприятия:

- разработка концепции и системы мер по поддержке в Ульяновской области производства программного обеспечения;

- разработка и реализация организационных мероприятий для продвижения на рынок продукции местных производителей программного обеспечения;

- проведение мероприятий по борьбе с пиратством и защите авторских прав разработчиков программного обеспечения;

- создание системы информационной и юридической поддержи малых предприятий в сфере производства программного обеспечения;

- разработка системы мер по стимулированию использования программного обеспечения с открытым исходным кодом и программного обеспечения, обеспечивающего хранение информации в открытых форматах.

7.3.2.4. Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации программы

Основные результаты реализации программы:

- существенное повышение показателей индустрии программного обеспечения;

- создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов;

- формирование системы финансирования инновационной деятельности в сфере информационных технологий.

7.3.2.5. Организационное обеспечение реализации программы

Организация выполнения программы возлагается на департамент администрации области по промышленности, транспорту и связи.

7.3.3. Развитие рынка телекоммуникаций Ульяновской области

7.3.3.1. Постановка проблемы

В настоящее время отрасль связи и информатизации остается одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся базовых отраслей экономики, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста. По прогнозам специалистов, развитие телекоммуникаций будет еще не менее 20 лет определять перспективы мирового научно-технического прогресса.

Телекоммуникации являются также одной из наиболее динамичных и быстрорастущих базовых отраслей экономики России и Ульяновской области, имеющей большие возможности для дальнейшего долговременного роста. Если к началу реформ в СССР и России отставание отрасли от передовых стран (по комплексной оценке) составляло 25-30 лет, то к настоящему времени по существу создана ее новая архитектура. Отрасль постоянно наращивала свое участие в развитии национальной экономики. Доля телекоммуникаций во валовом внутреннем продукте страны за десятилетие возросла в 5-6 раз и к 1999 г. достигла соответственно 2,1 - 2,7% валового внутреннего продукта страны. Общий доход отрасли связи и информатизации увеличился в 2001 г. на 40%.

Экономическая и технологическая ситуация сильно различается в различных сегментах рынка телекоммуникаций.

7.3.3.2. Обычная телефония

В развитых странах мира уровень телефонизации достигает 60 (иногда до 90) абонентских линий на 100 человек. В России к концу 2002 г. телефонная плотность (с учетом альтернативных операторов) увеличилась до 24,5 %. Плотность телефонизации в Ульяновской области существенно ниже, чем в среднем по России. На 100 жителей в конце 2001 г.приходилось около 18-20 телефонных номеров. В Ульяновской области на 100 жителей приходится 18,8 телефонных номеров.

В этом секторе рынка велика степень монополизации. Телефонная сеть общего пользования в Ульяновской области монополизирована фактически одним оператором - Ульяновским филиалом ОАО "ВолгаТелеком". В последнее время стали появляться в данном секторе альтернативные операторы, но их доля в общем объеме оказываемых услуг минимальна. Самым динамично развивающимся и. конкурентоспособным оператором фиксированной связи является ООО "Симбирские Телекоммуникационные Системы", которое ведет агрессивную политику по захвату рынка. Опыт прихода других альтернативных операторов является безуспешным. 7.3.3.3. Сотовая связь

К ноябрю 2002 года в России число абонентов сотовой связи достигло 15,5 млн. человек, уровень проникновения превысил 10%. Основной прирост числа абонентов сотовой связи обеспечили операторы стандарта GSM, доля которого составила на 1 января 2001 г. 85 % от общего числа абонентов сотовой связи.

Ульяновская область следует в русле общероссийских тенденций развития сотовой телефонной связи. В области на рынке сотовой связи работают пять операторов. В данном секторе рынка сотовые компании испытывают острую конкуренцию, которая заставляет операторов для привлечения новых клиентов и удержания старых идти на снижение стоимости предоставляемых услуг, искать возможности предоставления своим клиентам новых услуг, повышая при этом их качество.

Снижение стоимости предоставляемых услуг операторами сотовой связи играет важную роль в увеличении их клиентской базы. Общее число пользователей услуг сотовой связи насчитывает более 200 тысяч абонентов. В ближайшее время данная тенденция сохранится.

7.3.3.4.Доступ в Интернет

Аналитики телекоммуникационного рынка предсказывают дальнейший быстрый рост Интернета, его российского сегмента, а также увеличение в Интернете объемов электронной торговли и рекламы.

Число российских пользователей Интернета, которые хотя бы раз за последние полгода пользовались сетью, в сентябре 2002 г. достигло 8,8 млн. человек. Общее число пользователей, которые хотя бы раз пользовались Интернетом, превысило, по данным Минсвязи России, 10 млн. человек. В Японии аналогичный показатель составляет в настоящее время 12%, в США - около 50%, в Стокгольме уже более 70% населения пользуется Интернетом. В Москве, по данным опросов Фонда общественного мнения, в сентябре 2002 г. пользователями Интернета' были 27 % населения. В Ульяновской области в среднем на каждую тысячу жителей приходится лишь пять пользователей Интернета.

Низкий доход на душу населения, малое количество кредитных карт, слабая и весьма раздробленная инфраструктура информатики и связи, скромные возможности логистики тормозят процесс массового продвижения Интернета в России. В данном секторе рынка также велика степень монополизации. Монополистом здесь, как и в услугах телефонной связи, является Ульяновский филиал ОАО "ВолгаТелеком".

7.3.3.5. Политика администрации области

В большинстве высокоиндустриальных стран телекоммуникации включены в систему хозяйственно-стратегических приоритетов, с которыми связано формирование "информационной экономики". Связь становится крупнейшим в мире бизнесом. По имеющимся прогнозам, данная тенденция сохранится и в будущем. В частности, прогнозируется, что доля информационно-коммуникационного сектора в валовом внутреннем продукте США, Германии и Японии увеличится к 2015 году до 5 - 5,3% (в 1998 г. она составляла 2,4 - 2,9%).

Систему мероприятии администрации области по дальнейшему развитию телекоммуникаций следует формировать, учитывая роль данного сегмента рынка в экономике, опыт государственного регулирования телекоммуникационного рынка, а также предпринимаемые федеральным правительством шаги по интеграции страны в мировую экономику и вступлению во Всемирную торговую организацию.

Как показывает опыт мирового экономического развития, в хозяйственном механизме функционирования телекоммуникаций государственная регламентация играет решающую роль. Учитывая огромную важность информационно-коммуникационной среды в социальном, экономическом, военном, политическом отношениях, государство защищает и жестко регулирует его развитие. Во всех странах развитой рыночной экономики до 80-х годов эволюция отрасли связи осуществлялась в рамках государственной (в США - частной) регулируемой монополии. Конкуренции внутри комплекса почти не было. Общая тенденция к устранению монополии в области услуг связи начала складываться в середине 80-х годов. Основные принципы регулирования телекоммуникаций в переходный период от монопольного режима к конкуренции были сформулированы в 1997 г. Совещательной группой Всемирной торговой организации (ВТО). Тем не менее, крупнейшие национальные компании достаточно успешно удерживают свои рынки, гибко приспосабливаясь к новому регламенту. Можно считать, что действующий в настоящее время в сфере телекоммуникаций механизм государственного регулирования сочетает стимулирование конкуренции с жестким государственным контролем важнейших показателей деятельности предприятий связи. При этом меняются не столько степень государственного надзора, сколько формы регулирования отрасли. Государство продолжает управлять стратегическими направлениями развития связи, но уже с помощью косвенных методов воздействия. Следует ожидать дальнейшего ослабления прямого государственного воздействия на сферу связи и перехода к системе, где будут доминировать элементы конкурентно-рыночного регулирования.

Стратегическая задача администрации области в данном секторе экономики:

- демонополизация рынка телекоммуникационных услуг и поддержание здоровой конкуренции между предприятиями, работающими в данной сфере;

- создание предпосылок для доведения всего комплекса информационно-телекоммуникационных услуг до всех жителей области, независимо от места проживания.

7.3.3.6. Цели и задачи дальнейшего развития телекоммуникаций области

Основные цели дальнейшего развития телекоммуникаций: повышение уровня благосостояния населения и качества жизни; удовлетворение потребности органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и населения области в информации и современных услугах связи; создание стимулирующих условий для развития телекоммуникаций и обеспечения их конкурентного преимущества на российском рынке.

Система регулирования телекоммуникационного рынка должна обеспечить решение следующих задач:

- развитие телекоммуникаций в интересах обеспечения потребностей всех слоев населения в базовых телекоммуникационных услугах и эффективного воздействия на экономику области, повышение "инновационной активности предприятий

- телекоммуникационного сектора области, их восприимчивости к новейшим разработкам в сфере телекоммуникаций.

7.3.3.7. Система мероприятий

Для удовлетворения информационно - телекоммуникационных потребностей органов власти, хозяйствующих субъектов и населения области следует предусмотреть следующий комплекс мероприятий:

1) учитывая высокую, зависимость связи от технико-технологического уровня основных компонентов информационно-индустриального комплекса экономики, для преодоления технико-технологического отставания области от современного уровня разработать программу поддержки и финансирования развития информационных технологий, определяющих стратегические направления научно-технического прогресса;

2) разработать механизмы обеспечения государственной поддержки развития технологий телекоммуникаций со стороны властей за счет:

- совершенствования налоговой политики;

- налогового стимулирования разработки и освоения техники связи; - бюджетного кредитования фирм, ведущих стратегические исследования и разработки в области новейших ИКТ;

3) исключить возрождение монополизма в развитии телекоммуникаций и создать условия для свободной конкуренции при сохранении государственного контроля за данным сегментом рынка;

4) поддерживать инвестиционную привлекательность телекоммуникационного бизнеса Ульяновской области;

5) создать условия для гарантированного доступа к базовым услугам телекоммуникаций (обычная телефония, как перспективная цель - доступ к услугам Интернет) социально незащищенных слоев населения;

6) создать условия и разработать необходимые нормативные документы, обязывающие застройщиков при возведении новых жилых и офисных зданий оснащать их современной кабельной инфраструктурой.

7.3.3.8. Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия

Повышение уровня благосостояния населения и качества жизни за счет удовлетворения потребности органов власти, хозяйствующих субъектов и населения Ульяновской области в информации и современных услугах связи. 7.3.3.9. Ресурсы программы

Источниками финансирования программы являются бюджет Ульяновской области, внебюджетные и благотворительные фонды, а также средства негосударственного предпринимательского сектора.

7.3.3.10. Организационное обеспечение

Организация выполнения программы возлагается на управление транспорта, связи и информатики департамента администрации области по промышленности, транспорту и связи.

7.3.4. Поддержка и развитие контент-индустрии Ульяновской области

7.3.4.1. Постановка проблемы

Ульяновск является научным, культурным и образовательным центром Поволжья. Неразвитость контент-индустрии не позволяет наладить экспорт в другие регионы самого выгодного товара - информации и сдерживает развитие собственной экономики, науки и образования. Неэффективно используются культурные ресурсы области, многие краткоживущие информационные события (спектакли, концерты, выставки, фестивали) не документируются и не сохраняются для потомков (иначе как в рецензиях).

Наиболее перспективные и быстроразвивающиеся формы представления и распространения информации - CD-ROM издания и Интернет. С финансовой точки зрения объем этой деятельности пока не очень значителен, но ситуация быстро меняется. Объем продаж информации, представленной в Интернете, оценивался в 5 млн.долларов в 1998 г. Объем рынка рекламы в Интернете, по оценке экспертного совета Российской ассоциации рекламных агентств, вырос в 2001 г. на 67% и составил 4 млн. долларов.

Развитие средств массовой информации как наиболее значимого сектора контент-индустрии осложняется целым рядом проблем:

- недостаток квалифицированных кадров, в т.ч. управленческих;

- "непрозрачность" отношений средств массовой информации с коммерческими структурами и государством, затрудняющая развитие средств массовой информации как обычных бизнес - проектов;

- проблемы достоверности информации об аудитории, тиражах средств массовой информации и других статистических данных о них (проблемы измерения аудитории, тиражного аудита и т.п.);

- диспропорция российского рынка в сторону государственных компании.

Одна из острых проблем развития печатной контент-индустрии - состояние системы распространения печатной продукции, которая формирует сегодня одну из наиболее затратных частей бюджета средств массовой информации. Два основных канала распространения - подписка и розница - имеютсерьезные проблемы, которые препятствуют успешному и динамичному развитию издательского бизнеса:

- недостаточная конкуренция на рынке подписки, низкое качество доставки подписных тиражей (в первую очередь по срокам);

- "непрозрачность" системы распространения для издателей, отсутствие рычагов управления конечной подписной ценой издания и розничным ценообразованием;

- отсутствие достоверной статистики системы распространения;

- барьеры для выхода новых изданий на рынок, создаваемые распространителями;

- отсутствие стандартных технических требований к розничным торговым точкам.

При реализации политики администрации области по отношению к средствам массовой информации необходимо исходить из того, что успешное развитие в области всероссийских и областных средств массовой информации (прежде всего, телевидения) очень выгодно области. Это обеспечивает ей выполнение функций информационного, идеологического и политического центра, формирует важный сектор экономики, создает рабочие места для высококвалифицированных кадров.

Для реализации экономических возможностей контент - индустрии области необходимо разработать и реализовать специальную программу развития отрасли, ориентированную на поддержку электронных средств массовой информации, печатных и CD-ROM изданий, контент-индустрии в Интернете и др. В рамках этой программы необходимо также разработать комплекс мероприятий по развитию системы распространения печатной продукции.

7.3.4.2. Цель и задачи программы

Цель программы: повышение инвестиционной привлекательности и создание благоприятных условий для развития конкурентоспособной контент-индустрии Ульяновской области, а также поддержка размещения на электронных носителях культурного наследия области.

7.3.4.3. Мероприятия программы

1. Разработка программы развития контент-индустрии Ульяновской области, которая должна включать:

- мероприятия по формированию благоприятных условий для создания и дальнейшего развития системы электронных издательств;

- систему мер для стимулирования экспорта информационных ресурсов;

- мероприятия по борьбе с пиратством и защите авторских прав производителей и владельцев информационных ресурсов;

- разработку новых правил и нормативных документов финансовой поддержки средств массовой информации органами государственной власти (на конкурсной основе, в виде грантов и инвестиций) и их косвенного (налогового) стимулирования;

- мероприятия по поддержке процессов информатизации в средствах массовой информации;

- введение налоговых льгот для электронной торговли информацией;

- осуществление мероприятий противодействия незаконному распространению контент-продукции.

2. Формирование системы государственного заказа местным производителям на социально значимый контент на электронных носителях. Финансирование оцифровки и размещения на электронных носителях культурно-исторического наследия области.

3. Создание системы бесплатных или частично бесплатных (для системы образования, для некоммерческого использования и т. п.) культурных и образовательных ресурсов.

4. Разработка и реализация комплекса мероприятий по развитию в области системы информационной поддержки распространения печатной и аудиовизуальной продукции.

7.3.4.4. Ожидаемые результаты реализации программы

Увеличение экономического значения производства контента, создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, введение "прозрачных" механизмов поддержки средств массовой информации.

7.3.4.5. Ресурсное обеспечение

Источниками финансирования программы являются внебюджетные и благотворительные фонды, а также средства негосударственного предпринимательского сектора.

7.3.4.6. Организационное обеспечение и контроль

Организационное обеспечение и контроль выполнения программы возлагаются на управление транспорта, связи и информатики департамента администрации области по промышленности, транспорту и связи совместно с департаментом информационной политики администрации Ульяновской области.

7.3.5. Создание условий для развития в Ульяновской области инноваций в сфере ИКТ

7.3.5.1. Постановка проблемы

Наука, играет огромную роль в жизни современного общества. Экономический рост и создание рабочих мест все в большей степени зависят от инновационной активности, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок. Наибольшей инновационной активностью отличаются предприятия ИКТ сектора, в котором

- разработка и коммерциализация новых технологий являются важнейшим условием конкурентоспособности.

Ульяновск последние десятилетия остается одним из крупнейших научных центров Поволжского региона. Тем не менее, характеризуя потенциал области как "информационного города" и перспективы инновационного развития ИКТ сектора, нельзя не обратить внимание на бедственное положение науки - основного источника инноваций в современном обществе. Бюджетного финансирования хватает только на коммунальные платежи и крайне низкую зарплату сотрудников научно-исследовательских учреждений, экспериментальная база науки практически не обновляется. В результате происходит, с одной стороны, массовая "утечка умов" как за пределы страны, так и в другие сферы деятельности, ас другой явная перегрузка исследователей добыванием дополнительных доходов. В этих условиях становится реальной угроза деградации значительной части научного потенциала.

Большая часть научных учреждений области управляется и финансируется федеральными органами, однако в свете перспектив вхождения Ульяновской области в информационное общество область заинтересована не только в развитии областей науки, непосредственно удовлетворяющих нужды области, но и в развитии перспективных направлений фундаментальной и прикладной науки на своей территории, прежде всего, в областях, связанных с развитием ИКТ. В то же время действующее законодательство запрещает субъекту федерации финансировать фундаментальные исследования, что не позволяет Ульяновской области полноценно участвовать в развитии науки.

Не требует доказательств то, что для Ульяновской области жизненно важно не просто сохранить свой инновационный потенциал, но реконструировать его таким образом, чтобы войти составной частью в формирующуюся на рыночных основаниях российскую инновационную систему. Для этого должна быть разработана и реализована специальная программа, нацеленная на формирование в области функционально полной и эффективно действующей институциональной инфраструктуры поддержки инноваций, связанных с производством и использованием ИКТ.

Одно из важных направлений поддержки НИОКР и инноваций в сфере ИКТ - конвергенция телекоммуникационных и традиционных информационных технологий с Интернет-технологиями. Это, например, объединение телефонной связи с возможностями Интернета, создание устройств конвергенции телевизионных приемников и персональных компьютеров (Web-TV), направленных на создание интерактивного телевидения с использованием обратной связи телевизионно-компьютерного устройства с телестудией через Интернет.

7.3.5.2. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование в Ульяновской области эффективной региональной инновационной системы в сфере ИКТ.

Задачи программы:

- содействие формированию и развитию функционально полной инфраструктуры поддержки инноваций и, прежде всего, ее базовых элементов (венчурных фондов, инновационно-технологических центров и т.п.);

- создание благоприятных условий для привлечения в инновационную сферу финансовых и других ресурсов из различных источников;

- создание условий для стимулирования инновационной активности предприятий сектора ИКТ;

- содействие созданию системы подготовки кадров в области коммерциализации технологий и венчурного предпринимательства.

7.3.5.3. Система мероприятий программы

1. Разработка концепции и организационных мероприятий по развитию в Ульяновской области системы венчурного финансирования.

2. Создание финансовых стимулов для инновационного инвестирования (налоговые кредиты, создание привлекательных условий для инвестиций в малые инновационные предприятия, налоговые стимулы для проведения НИОКР).

3. Разработка и принятие необходимых нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность в экономике Ульяновской области.

4. Поддержка программ обучения специалистов в области коммерциализации технологий и венчурного финансирования, пропаганда успешного опыта инновационных фирм.

5. Анализ состояния региональной инновационной системы, проблем инновационного предпринимательства и барьеров в распространении знаний и технологий, разработка предложений по стимулированию инновационной активности предприятий сектора ИКТ

6. Создание концепции использования в области конвергенции технологий, разработка и реализация плана программных мероприятий.

7.3.5.4. Ожидаемые результаты

Формирование венчурных фондов и предприятий, рост инвестиций в инновационную сферу, появление быстрорастущих технологических фирм, создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. В качестве показателей эффективности программы можно использовать индикаторы прироста негосударственных инвестиций в инновационную сферу.

7.3.5.5. Ресурсы программы

Источниками финансирования программы являются внебюджетные и благотворительные фонды, а также средства негосударственного предпринимательского сектора.

7.3.5.6. Организационное обеспечение

Организация выполнения программы возлагается на департамент администрации области по промышленности, транспорту и связи.

8. Система программ и мероприятий концепции: мероприятия организационного, научного и информационного обеспечения реализации концепции "Электронный Ульяновск"

8.1. Обеспечение общественной поддержки концепции, международное сотрудничество

8.1.1. Постановка проблемы

Успешная реализация концепции "Электронный Ульяновск" возможна только при широкой общественной поддержке, достаточной информированности населения и предприятий области о целях, задачах и мероприятиях концепции. Для создания этих условий требуется разработать ряд демонстрационно-просветительских и рекламных проектов, в число которых должны войти, в частности, издание научно-популярных книг, буклетов и журналов; подготовка информационных материалов для средств массовой информации; организация представительства концепции в Интернете;

- проведение конференций и выставок, ориентированных на специалистов и широкие слои населения, участие в международном сотрудничестве и деятельности международных организаций в области использования ИКТ для развития.

Разработка и проведение информационной кампании по популяризации концепции "Электронный Ульяновск", демонстрации и пропаганде социальных возможностей ИКТ проводится в соответствии с утвержденными приоритетами информатизации области. Кампания организуется властями по принципу смешанного финансирования с участием коммерческого сектора и общественных организаций.

8.1.2. Цели и задачи программы

Цели программы: популяризация концепции и ее конкретных разделов, разъяснение возможностей ИКТ, преимуществ и проблем жизни и работы в информационном обществе широким слоям населения Ульяновской области, стимулирование участия коммерческих структур в выполнении концепции. Основные задачи:

- определение основных направлений деятельности администрации области по организации информационных кампаний; - привлечение инвестиций;

- создание системы информирования о целях, задачах, мероприятиях и результатах выполнения концепции "Электронный Ульяновск".

8.1.3. Система мероприятий

Для обеспечения общественной поддержки концепции и стимулирования межрегионального и международного сотрудничества в ее реализации предлагается реализовать следующие основные мероприятия:

1) проведение конференций и семинаров по тематике информационного общества, в частности, ежегодной конференции "Электронный Ульяновск";

2) проведение выставок по профилю концепции;

3) популяризация концепции "Электронный Ульяновск", включающая в себя:

- создание в печатных и электронных средствах массовой информации специальных рубрик и публикация отдельных статей;

- подготовку и публикацию социальной рекламы;

- создание и поддержку Интернет-представительства концепции;

- проведение конкурса на лучшую публикацию в средствах массовой информации о концепции;

- продвижение информационных ресурсов, создаваемых в рамках концепции в международных сетях;

- издание научно-популярных книг, брошюр, журналов, подготовку учебных программ для различных слоев населения.

8.1.4. Ожидаемые результаты

Основным результатом выполнения программы будет повышение уровня информированности населения и предприятий области о целях, задачах и мероприятиях концепции, о возможностях современных ИКТ и стимулирование их к более активному использованию этих технологий. Привлечение коммерческого сектора к активному участию в реализации концепции "Электронный Ульяновск" также рассматривается как важный результат реализации программы.

8.1.5. Ресурсное обеспечение

Смешанное финансирование на базе областного бюджета и привлечение инвестиций ведущих телекоммуникационных компаний является основой финансового и материально-технического ресурсного обеспечения программы. 8.1.6. Организационное обеспечение и контроль реализации программы

Организационное обеспечение и контроль выполнения программы возлагаются на управление транспорта, связи и информатики департамента администрации области по промышленности, транспорту и связи.

8.2. Учет, регистрация и оценка информационных ресурсов и систем

8.2.1. Постановка проблемы

За многолетний период сформированы различные информационные системы и базы данных, составляющие значительный ресурс, рассредоточенный по ведомствам и организациям, а порой неоднократно дублированный и не всегда вовремя актуализируемый. Такая ситуация не позволяет оперативно решать вопросы в режиме on-line. Таким образом, невозможно осуществление эффективной хозяйственной деятельности подразделениями органов власти без полного учета имеющейся информации.

8.2.2. Цель программы

Целью программы является создание в Ульяновской области в 2004-2006 годах системы мониторинга информационных ресурсов на базе инвентаризации, учета и стоимостной оценки.

8.2.3. Мероприятия программы

Основные мероприятия программы включают в себя:

- выявление обладателей информационных ресурсов;

- установление операторов и основных пользователей информационного ресурса;

- получение сведений о содержании, системе сбора, обработки и доступа к конкретному информационному наполнению;

- сбор информации о предоставляемых бесплатных и платных услугах для различных пользователей конкретного информационного ресурса;

- осуществление классификации и интерференции различных ресурсов;

- проведение независимой оценочной экспертизы о рыночной стоимости каждого информационного ресурса;

- расчет обоснованной стоимости за пользование информационными ресурсами для коммерческих целей;

- оценка эффективности ресурсов;

- постановка на балансовый учет;

- осуществление страхования информационных ресурсов;

- проведение регулярной инвентаризации и актуализации экономической оценки;

- разработка методологии по эффективному управлению информационными ресурсами Ульяновской области.

8.2.4.Ожидаемый социальный эффект реализации программы и ее результаты

Ожидаемые результаты создания современного реестра информационных ресурсов области будут выражаться в оперативном, достоверном и всеобъемлющем удовлетворении функциональных потребностей органов власти. Это в свою очередь позволит обеспечить на качественно новом уровне работу с гражданами - основными потребителями информационных услуг, юридических лиц. 8.2.5. Ресурсы программы

Источником финансирования программы является бюджет Ульяновской области.

8.2.6. Организационное обеспечение реализации программы

Организационное обеспечение программы возлагается на управление транспорта, связи и информатики департамента администрации области по промышленности, транспорту и связи.

8.3. Создание и реализация системы мониторинга движения Ульяновской области к информационному обществу

8.3.1. Постановка проблемы

Достоверной и упорядоченной информации о процессах информатизации области, необходимой для принятия обоснованных решений, на сегодняшний день не существует. Официальная статистика развития и использования ИКТ в России остается фрагментарной. Только в 2001 г. впервые опубликованы статистические данные о состоянии, сектора ИКТ и их использовании в различных отраслях экономики, полученные в результате единовременного обследования Госкомстата, проведенного в 1999 г. (опубликованные данные не имеют регионального среза). Специальные мероприятия по разработке системы показателей развития ИКТ-сектора и по созданию системы мониторинга процессов информатизации запланированы в рамках ФЦП "Электронная Россия". Аналогичную работу необходимо наладить на уровне области, должна быть создана система мониторинга движения Ульяновской области к информационному обществу, результаты которой позволят своевременно принимать решения по корректировке концепции, повысить ее эффективность и создадут необходимый аналитический базис информационной политики области.

Значение системы мониторинга и прогнозирования социально-экономических последствий развития и широкого использования ИКТ выходит за рамки вопросов научного обеспечения информационной политики. Современные ИКТ играют все возрастающую роль в социальной и экономической жизни области, и их влияние должно учитываться при решении широкого круга вопросов развития области.

Центральным элементом мониторинга должна стать система показателей движения Ульяновской, области к информационному обществу. Она должна быть согласована с международными показателями и подходами" используемыми и разрабатываемыми на федеральном уровне. В частности, последние 3-4 года в мире активно развивается новое направление аналитических исследований - оценка готовности стран и регионов к электронному развитию. В рамках этих исследований проводится анализ и оценка уровня развития ИКТ - инфраструктуры, использования ИКТ в различных сферах деятельности и социально-экономических предпосылок электронного развития. Результаты таких исследований используются государственными органами при разработке политики стран и регионов в области развития информационного общества и бизнесом при принятии инвестиционных планов. Создаваемая система мониторинга должна учитывать мировой опыт в этой области, позволять проводить международные сопоставления и анализировать факторы, влияющие на движение Ульяновской области к информационному обществу.

Мониторинг и прогнозирование процесса движения Ульяновской области к информационному обществу, социальных последствий развития и широкомасштабного использования ИКТ не может проводиться лишь на основе отдельных заказных работ. Необходимо, чтобы мониторингом на постоянной основе занималась специальная служба или организация. Организационное и нормативно-методическое обеспечение системы мониторинга должно быть разработано вместе с системой показателей движения Ульяновской области к информационному обществу в ряду первоочередных мероприятий концепции.

8.3.2. Цель и задачи

Целью программы является научное и аналитическое обеспечение информационной политики и управленческих решений, принимаемых в области при реализации концепции "Электронный Ульяновск", а также во всех случаях, когда необходим учет влияния ИКТ на различные стороны жизни области.

К задачам программы относятся:

- разработка методологии, системы показателей, инструментария и нормативной базы для мониторинга движения Ульяновской области к информационному обществу;

- получение и анализ текущих значений показателей движения Ульяновской области к информационному обществу;

- определение значений целевых показателей концепции "Электронный Ульяновск" на весь период и по этапам;

- мониторинг использования ИКТ для развития ключевых сфер деятельности, анализ факторов информатизации;

- отслеживание и прогнозирование социально значимых (распространенных, устойчиво воспроизводимых, жизненно важных) проблемных ситуаций на уровне области, локальных территориальных сообществ и личностном уровне, связанных с широким распространением новых ИКТ и интеграцией Ульяновской области в глобальное информационное общество;

- мониторинг состояния ИКТ сектора и рынков ИКТ в Ульяновской области, анализ существующих условий (делового климата, трудовых ресурсов и адекватного государственного регулирования) для повышения конкурентоспособности информационной индустрии, разработка рекомендаций по промышленной политике в этой отрасли экономики;

- мониторинг хода и результатов реализации концепции "Электронный Ульяновск", разработка рекомендаций по корректировке и приоритетных проектов концепции "Электронный Ульяновск" на ближайший год и перспективу.

8.3.3. Система мероприятий по организации системы мониторинга

Основные мероприятия по организации системы мониторинга движения Ульяновской области к информационному обществу:

1) разработка системы показателей движения Ульяновской области к информационному обществу и концепции системы мониторинга;

2) разработка инструментария для получения текущих значений показателей движения Ульяновской области к информационному обществу методами государственного статистического наблюдения и выборочных представительных опросов населения и хозяйствующих субъектов;

3) разработка системы нормативного и организационного обеспечения системы мониторинга движения Ульяновской области к информационному обществу;

4) разработка информационной системы для мониторинга движения Ульяновской области к информационному обществу, включающей базу данных текущих значений показателей и аналитический модуль;

5) мониторинг движения Ульяновской области к информационному обществу, включающий:

- получение текущих значений показателей движения Ульяновской области к информационному обществу,

- анализ использования ИКТ в ключевых сферах деятельности области, - анализ потребностей населения и хозяйствующих субъектов в ИКТ и информационных услугах,

- обследование и анализ рынков ИКТ в Ульяновской области, - анализ существующих условий для развития, производства и эффективного использования ИКТ;

6) подготовка ежегодного аналитического доклада с результатами мониторинга и рекомендациями по приоритетным направлениям и списку мероприятий концепции "Электронный Ульяновск" на очередной финансовый год.

Проведение по международной методологии оценки готовности Ульяновской области к информационному обществу, нацеленной на анализ и оценку уровня развития ИКТ-инфраструктуры области, использования ИКТ в различных сферах деятельности и социально-экономических предпосылок электронного развития (делового климата, государственного регулирования, уровня развития человеческого капитала), результаты которой позволят определить приоритеты концепции на ближайшие годы.

8.3.4. Ожидаемые результаты

Результатом реализации программы является повышение качества принимаемых решений по вопросам информационной политики Ульяновской области и управления концепции "Электронный Ульяновск" за счет создания системы научно-аналитического и информационного обеспечения.

8.3.5. Ресурсное обеспечение

Финансирование программы должно осуществляться из областного бюджета.

8.3.6. Организационное обеспечение и контроль

Организация выполнения программы и функции государственного заказчика возлагаются на управление транспорта, связи и информатики департамента администрации области по промышленности, транспорту и связи.

9. Областные рабочие органы, механизмы и порядок реализации и финансирования концепции

9.1. Областные рабочие органы по реализации концепции "Электронный Ульяновск"

Рабочие органы концепции обеспечивают управление, координацию и экспертную поддержку выполнения программных мероприятий. Основными рабочими органами концепции являются:

- координационный совет по реализации концепции "Электронный Ульяновск", осуществляющий координацию работ по переходу Ульяновской области к информационному обществу, а также по строительству в области современных интерактивных широкополосных сетей с полным набором услуг;

- уполномоченный орган - управление транспорта, связи и информатики департамента администрации области по промышленности, транспорту и связи, осуществляющий координацию работ по информатизации;

- система заказчиков, включающая в свой состав - государственного заказчика-координатора программы и государственных заказчиков программ, отдельных мероприятий и проектов программы, а также инвесторов и заказчиков, осуществляющих финансирование программ, программных мероприятий и проектов из источников, отличных от бюджета Ульяновской области;

- дирекция концепции, подчиненная управлению транспорта, связи и информатики департамента администрации области по промышленности, транспорту и связи, осуществляющая техническую координацию и контроль исполнения концепции, выполняющая мероприятия организационного, научного и информационного обеспечения реализации концепции "Электронный Ульяновск";

- экспертный совет концепции "Электронный Ульяновск", действующий при координационном совете программы, а в периоды между заседаниями координационного совета при государственном заказчике - координаторе программы;

С целью координации создания информационных систем и ресурсов в структурных подразделениях органов государственной власти создаются коллегиальные органы, а также определяются государственные заказчики - распорядители по мероприятиям программы, реализуемым в соответствующей отрасли.

Государственный заказчик - координатор программы осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств по программе, формирует проекты ежегодных планов и предложения по приоритетным направлениям и мероприятиям концепции, а также их заказчикам, определяет порядок проведения конкурсов по выбору исполнителей программ, программных мероприятий и проектов концепции "Электронный Ульяновск", привлечению инвесторов, контролирует деятельность заказчиков и инвесторов по реализации программ, мероприятий и проектов концепции.

Государственный заказчик - координатор программы обеспечивает деятельность координационного совета концепции "Электронный Ульяновск", осуществляет государственный заказ услуг и работ дирекции концепции по техническим координации и контролю исполнения концепции, выполнению мероприятий организационного, научного и информационного обеспечения реализации концепции "Электронный Ульяновск".

В период между заседаниями координационного совета осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков и других участников реализации концепции по выполнению программ, программных мероприятий и проектов концепции.

Дирекция концепции обеспечивает согласование требований к информационным системам, их совместимость, формирует предложения по установлению требований, технических условий и других норм, определяющих создание информационных систем, контролирует выполнение указанных норм при выполнении мероприятий концепции.

Экспертный совет концепции осуществляет независимую экспертизу и подготовку рекомендаций по вопросам разработки, принятия и реализации программ и мероприятий концепции "Электронный Ульяновск", организовывает и осуществляет экспертизу при проведении конкурсов и реализации программных мероприятий. В соответствии с задачами экспертного совета, в его состав входят как специалисты в соответствующих областях, так и представители информационной индустрии, органов власти и общественности (обществ потребителей, пользователей Интернета и т. п.).

Организационная схема административного управления концепцией "Электронный Ульяновск" для реализации некоторых перечисленных выше функций предусматривает создание новой структуры - юридического лица "Электронный Ульяновск" с целью координации работ и привлечения инвестиций при выполнении концепции "Электронный Ульяновск".

В структурных подразделениях администрации области вопросами информатизации занимаются, как правило, уже имеющиеся подразделения, отвечающие за информатизацию, которые должны наладить взаимодействие с управлением транспорта, связи и информатики.

Координация процесса информатизации территориального управления осуществляется отделами (секторами) информатизации районов области. На более низком уровне территориального управления, в органах местного самоуправления, для решения задач информатизации предусматривается использование групп закрепленных специалистов.

Организационная схема разработки и развития информационных систем в рамках концепции "Электронный Ульяновск" определяет взаимодействие областных структур на всех этапах создания новых и совершенствования существующих информационных систем и ресурсов.

Заявки на потребности в ресурсах и требования пользователей к системам поступают в управление транспорта, связи и информатики из департаментов, управлений и комитетов администрации области, а также из районов области.

Управление транспорта, связи и информатики департамента администрации области по промышленности, транспорту и связи доводит до дирекции концепции "Электронный Ульяновск" лимиты и сводный график финансирования концепции, организует подготовку и согласование технических заданий на разработку новых и развитие существующих систем, готовит документацию для проведения конкурсов на выполнение функций заказчиков, подрядчиков и инвесторов информационных систем.

Качество принимаемых при этом решений проверяется экспертным советом концепции "Электронный Ульяновск" и экспертизой внешних государственных экспертных организаций.

Типовые модели эксплуатации информационных систем в рамках концепции "Электронный Ульяновск" определяют возможные варианты распределения обязанностей между организациями, выполняющими функции пользователя и оператора информационных систем, а также функции эксплуатирующей организации. При этом под пользователем понимается орган областного управления, который инициировал разработку и создание соответствующей информационной системы, определял требования к ней, участвовал в ее приемке, использует эту систему в своей деятельности и осуществляет функции собственника этой системы. Во всех вариантах функциями оператора являются актуализация информации, предоставление услуг и обновление оборудования и программного обеспечения системы.

В первом варианте все функции выполняет орган областного управления, являющийся пользователем информационной системы.

Во втором варианте пользователь выполняет также и функцию оператора, а функции эксплуатирующей организации передаются другой компании (как правило, на конкурсной основе).

В третьем варианте две функции - оператора и эксплуатирующей организации - передаются другой компании.

В четвертом варианте эти две функции передаются разным компаниям.

В третьем и четвертом случаях пользователь и оператор тесно взаимодействуют в процессе контроля - за актуализацией информации (функция оператора) и контроля за качеством предоставления информационных услуг (функция пользователя).

Предполагается, что кроме интеграционных и обеспечивающих информационных систем созданное юридическое лицо может эксплуатировать отраслевые информационные системы на базе специально создаваемых для этого прикладных программных и технических платформ. Кроме того, оно может выполнять функции дирекции концепции "Электронный Ульяновск".

Совет главных конструкторов информационных систем концепции "Электронный Ульяновск" представляет собой рабочий орган при дирекции концепции "Электронный Ульяновск".

Совет главных конструкторов возглавляет генеральный конструктор концепции "Электронный Ульяновск". В состав совета главных конструкторов входят руководители, отвечающие за процесс информатизации в структурных подразделениях администрации области, а также в районах области. Кроме того, в состав совета главных конструкторов входят главные конструкторы интеграционных и обеспечивающих систем, создаваемых в рамках концепции "Электронный Ульяновск".

(Окончание следует.)

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости